Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа
Цель исследования: Целью написания данной работы является анализ теории и практики приватизационного процесса, который занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами:
1) Необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике;
2) Постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности;
3) Использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения его хода и результатов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Понятие и историческое становление приватизации…………….….6
1.2 Характеристика основных форм приватизации……………..…….…9
1.3. Анализ основных моделей приватизации……………………….….11
2. Особенности процесса приватизации в России
2.1 Преимущества и недостатки моделей приватизации в России…....13
2.2 Оценка итогов и проблем приватизации в России…………………17
2.3 Современный этап приватизации в России……………………...….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..39
Действующая ныне система оценки стоимости имущества предприятий во многом необъективна в силу резких колебаний экономической конъюнктуры и непоследовательного поведения самих предприятий. Приступая к реализации новой программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе послечековой приватизации может быть затруднено из-за отсутствия инициативы трудовых коллективов.
Малая приватизация означает переход государственных предприятий розничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий сферы бытовых услуг) в частное владение. Эти предприятия являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в России, находящейся в стадии формирования рыночных отношений, создается спрос предприятий частного сектора на готовую продукцию.
В то время как приватизация средних и крупных предприятий требует значительных усилий и времени, малая приватизация, судя по опыту стран переходного периода (включая Восточную Европу и Россию), является делом относительно несложным и может быть быстро проведена. Так, в России к 1 июля 1994 года приватизировано 75,4 % предприятий торговли, 66,3 % предприятий общественного питания, 76,4 % предприятий бытового обслуживания населения. Доля объектов, приватизированных путем конкурса, составила 40 %. Следует отметить более чем шестикратный коэффициент превышение продажной цены над начальной (в среднем по России).
Неоднозначно отношение трудовых коллективов к конкурсному и аукционному методам продажи предприятий, на которых они работают. Поэтому, хотя работники могут противостоять малой приватизации, комитеты по управлению имуществом должны привлекать их к участию в процессе приватизации. Трудовые коллективы располагают большими финансовыми средствами, чем отдельные индивиды. Они имели возможность получить скидку в 30 % с продажной цены, что делало трудовые коллективы вполне конкурентоспособными при проведении аукциона. Наконец, трудовые коллективы являются мощной политической силой.
За вычетом суммы выкупа имущество, отраженное в балансе, является собственным имуществом арендного предприятия, находящимся в общей долевой собственности членов трудового коллектива. Индивидуальные доли работников рассчитываются с учетом заработной платы, стажа и управленческой сложности труда работника.
Становление полноценной рыночной экономики предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это отмечается практически во всех программах стабилизации российской экономики и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок России, являются акции приватизированных предприятий и приватизационные чеки.
Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений, целевой характер использования в качестве платежного средства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый объем выпуска, который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценных бумаг. Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение ваучеров не облагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационных чеков.
Эмиссия приватизационных чеков многими подвергалась критике. Лучшим контраргументом является ускорение приватизационного процесса, создание реальных механизмов участия всего населения в приобретении акций преобразуемых предприятий.
Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие:
Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них – порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.
Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.
Процесс приватизации предприятий обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.
В настоящее время в России складывается ситуация, при которой темпы слома административно-командной модели значительно опережают создание новой модели государственного управления экономикой. В результате возникает организационно-управленческий вакуум, усложняющий процесс вхождения предприятий в рыночную среду.
Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имущества.
Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековая приватизация») .
Передача собственности на государственное имущество сложившимся коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат – долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа лежит критерий не эффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива.
Приватизация муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизации муниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.
Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.
Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной программе приватизации, становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако, я считаю, что банкротство как способ приватизации не получит в России широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.
В начале приватизации предполагалось, что сформировавшаяся структура собственности будет носить переходный характер и должна в дальнейшем трансформироваться в более эффективную структуру, и главным фактором в ходе приватизации станет приход на предприятия новых внешних инвесторов, в том числе иностранных, которые через биржевой и внебиржевой фондовые рынки будут инвестировать средства в развитие этих предприятий в обмен на участие в акционерном капитале. Однако эти ожидания не оправдались – очень многие предприятия не смогли привлечь реальные инвестиции в обмен на участие в акционерном капитале.
В качестве положительного результата следует отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 2250 тыс. до 4149,8 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. (в 2002 году) и составило 3,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается 11128 федеральных государственных унитарных предприятий, 26 казенных предприятий и 34209 федеральных государственных учреждений.
В плане приватизации на 2005 год предусматривалась приватизация ряда акционерных обществ, продажа которых не состоялась в 2004 году, а также ряда ФГУПов, которые не были акционированы. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков 29 апреля подписал об этом распоряжение.
Формальное отсутствие утверждения дополнений к плану приватизации не позволяло Росимуществу и РФФИ определять условия и проводить аукционы по продаже госпакетов акций предприятий, которые планировалось продать в 2004 году. Теперь приватизационные ведомства могут запустить механизм приватизации "Роснефти" (в тексте дополнений прописано, что приватизация пройдет путем внесения акций в соответствующую интегрированную структуру - ОАО "Роснефтегаз"), а также 19,8% акций ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и 21,78% акций ОАО "Центральный телеграф".
Также, в перечне госпакетов акций, приватизация которых переносится на 2005 год, 20% акций ОАО "Владивостокский морской торговый порт", 20% акций ОАО "Новороссийский морской торговый порт", 20% ОАО "Морской порт Санкт-Петербург", 20% ОАО "Архангельский морской торговый порт", 13,3% ОАО "Торговый порт Посьет", 20% ОАО "Восточный порт" (Находка), 20% ОАО "Северное морское пароходство" (Архангельск), 38% ОАО "Петропавловск-Камчатский морской рыбный порт", 20% ОАО "Анадырский морской порт", 20% ОАО "Николаевский-на-Амуре морской порт", 51% ОАО "Киренский речной порт", 8,11% ОАО "Ростсельмаш", а также бывшая "золотая акция" ОАО "Апатит".
Помимо того, с 2004 года на 2005 год переносилась приватизация 7,2% акций ОАО "Центртелеком", 4,638% акций ОАО "Уралсвязьинформ" и 0,6% акций ОАО "Волгателеком".
Россия в 2005 году рассчитывала расстаться
с госпакетами акций Сбербанка России
(0,01% акций), Банка Москвы (0,31% акций), а также
16,39% акций Гута-банка, 14,26% Конверсбанка,
0,35% акций Промышленно-строительного банка
Санкт-Петербурга, 0,03% банка "Автобанк-НИКойл",
0,38% банка "Возрождение", 2,71% Национального
резервного банка, 3,42% банка "Первое
О.В.К.", 0,473% Связь-банка, 3,49% АБ "Россия",
8,935% Сибакадембанка, 7,8% Уральского банка
реконструкции и развития.
Проект дополнений был подготовлен Росимуществом
и внесен Минэкономразвития в правительство
18 апреля.
Приватизационные процессы, развивавшиеся в течение семь лет (2004-2011 гг.), привели к существенному изменению структуры собственности в Российской Федерации в целом (рис. 1).
Рисунок. 1 Структура собственности в 2011 году
* Смешанные
(государственно-частные)
Как мы видим, в качественном плане структура российской собственности является весьма специфической и отличается от структуры собственности развитых государств с рыночной экономикой. Доля структуры частной собственности РФ в 2011 г. составила 79 %, тогда как 2004 году доля частной собственности составляла 77 %. В качестве положительного результата следует также отметить тот факт, что параллельно процессу приватизации шло интенсивное образование новых частных предприятий. За указанный период общее количество предприятий и организаций возросло с 4149,8 тыс. до 9021,6 тыс., при этом количество государственных предприятий уменьшилось с 322 тыс. до 157 тыс. и составило 2,78% общей численности зарегистрированных юридических лиц.
Положительная оценка приватизации связана, главным образом, с системной трансформацией экономического строя России, в том числе с устранением монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной экономики. Важными результатом является также то, что приватизационные программы реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий факт: в настоящее время уже до 70 % ВВП России создается негосударственным сектором экономики.
О появлении тенденции
улучшения функционирования приватизированных
предприятий по сравнению с неприватизированными
говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным
обследованиям, существенно возрос в сфере
услуг удельный показатель эффективности,
то есть объем выручки с 1 кв. м площади
(коэффициент использования площади);
в ряде отраслей добывающей промышленности
увеличилась извлекаемость сырья.
Очевидно, что эффективность работы любой
компании связана не столько с видами
собственности, сколько с компетентностью
управления, и с условиями макросреды,
в которой она функционирует. До настоящего
времени все еще нет принципиальных различий
в результатах деятельности большинства
государственных и частных акционерных
предприятий, поскольку отсутствует реальная
ответственность менеджмента за результаты
деятельности и в тех, и в других. Среда,
в которой действуют оба типа предприятий,
также меняется очень медленно и остается
далеко не идеальной.