Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:37, курсовая работа
Цель исследования: Целью написания данной работы является анализ теории и практики приватизационного процесса, который занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами:
1) Необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике;
2) Постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности;
3) Использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения его хода и результатов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ
1.1 Понятие и историческое становление приватизации…………….….6
1.2 Характеристика основных форм приватизации……………..…….…9
1.3. Анализ основных моделей приватизации……………………….….11
2. Особенности процесса приватизации в России
2.1 Преимущества и недостатки моделей приватизации в России…....13
2.2 Оценка итогов и проблем приватизации в России…………………17
2.3 Современный этап приватизации в России……………………...….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....34
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………..39
В отличие от этапа массовой ваучерной приватизации на денежном ее этапе были четко сформулированы цели государственной политики в области приватизации, в которые включался поиск рациональной пропорции между интересами бюджета и инвестиционной поддержкой приватизируемых предприятий. На практике в связи с ухудшением бюджета утвердился абсолютный приоритет фискальной цели приватизации.
Приватизация является частью более широкого процесса — разгосударствления экономики.
Разгосударствление — это переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.
1.3 Анализ основных моделей приватизации
Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.
Бесплатная приватизация
Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – «ваучерами».
Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы они предлагают другую модель – платную приватизацию.
Платная приватизация
В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса - продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к ещё большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости.
Сроки приватизации. Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:
1. Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно.
2. Требуется
время, чтобы рынок стал
3. Монополизированную
социалистическую
Сторонники
быстрой приватизации считают, что
таким путем можно в сжатые
сроки создать новый класс
частных собственников –
Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
2.1 Преимущества и недостатки моделей приватизации в России
14 августа 1992 года президент Борис Ельцин подписал указ № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации». С этого момента начался первый этап приватизации, который получил название «ваучерного» или чекового. «Отцам» этого этапа предстояло решить непростую задачу – передать в частные руки госпредприятия, равномерно распределив эту собственность между гражданами России.
Планировалось приватизировать 25 тыс. единиц госактивов, взяв их балансовые данные за 1984 год, и поровну распределить их между 150 млн. граждан, проживающих на тот момент в стране. Так возникла номинальная стоимость ваучера в 10 000 рублей ($24 по курсу конца 1992 года). Получив ваучер, каждый, включая пенсионеров и младенцев, мог распорядиться этой бумагой следующим образом: обменять на акции своего предприятия, поучаствовать в чековом аукционе, купить акции чекового инвестиционного фонда (ЧИФ) или просто продать. Выдача ваучеров населению происходила в обстановке ажиотажа: люди часами стояли в очередях во всех отделениях Сбербанка. Притом за получение каждого ваучера необходимо было еще заплатить 25 рублей ($0,06).
В первых рядах приватизируемых оказались владимирский завод «Автосвет», струнинский хлопчатобумажный комбинат «Октябрь», пермский «Моторостроитель» и ряд других. В дальнейшем приватизационная цунами просто накрыла страну. Если в декабре 1992 года аукционы проходили только в восьми регионах России, то в мае 1993 года – уже в 70. К концу апреля их состоялось более тысячи, и были проданы акции таких крупных предприятий, как Волгоградский и Владимирский тракторные заводы, «Ростсельмаш», ЗиЛ, «Уралмаш». В дальнейшем в среднем в месяц проходило около 500 аукционов. В частные руки были переданы и объекты так называемой малой приватизации (магазины, кафе, рестораны и т.п.). Этот процесс завершился к концу 1994 года.
В целом в 1991–1992 годах было приватизировано 46,8 тыс. госпредприятий, в 1993 году их количество выросло до 88,6 тыс., а в 1994 году и вовсе перевалило за 100 тыс. В частные руки были переданы и объекты так называемой малой приватизации (магазины, кафе, рестораны и т.п.). Этот процесс завершился к концу 1994 года.
При этом даже идеологам приватизационной программы было очевидно, что самостоятельно граждане России не сумеют стать хозяевами собственной страны. Помочь им были призваны чековые инвестиционные фонды, которые были призваны стать основой для создания в России рынка коллективных инвестиций. Инициатива вызвала живой интерес: в 1994 в году в стране действовало 662 ЧИФа, а их акционерами стали около 25 млн. человек – более 16% населения. Однако основная масса попросту не знала, что делать с ваучерами, и, кроме тех, кто вложился в ЧИФы, и 40 млн. тех, кто приобрел акции предприятий, остальные их просто продали.
Первая волна приватизации ознаменовала собой начало перехода к рыночной экономике и возникновение института частной собственности. Однако ее практика и реальные результаты по сей день вызывают споры. Приватизация проводилась в крайне сложной обстановке – экономической, финансовой и политической; государство было слабым, его институты не работали, различные ветви власти находились в конфронтации между собой, что затрудняло создание правовой базы и общее управление реформами.
На момент начала приватизации государство было не способно эффективно контролировать свою собственность, массовым явлением при этом стала «спонтанная» приватизация, когда контроль над предприятиями брали их директора, ориентированные на «обналичивание» ресурсов или на быстрое получение прибыли. Пожалуй, главной проблемой приватизации «по-русски» было слабое государство, которое оставалось таким на протяжении всех 90-х годов.
Эпилогом первой волны приватизации можно считать залоговые аукционы, которые было решено провести в 1995 году – с целью пополнить казну за счет кредитов, выдаваемых под залог государственных пакетов акций нескольких крупных компаний (таких как «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть»). Правительство кредиты не возвратило; таким образом, пакеты акций перешли в собственность кредиторов. Сумма средств, которые должно было получить правительство, составляла около 1,85% доходной части федерального бюджета.
На залоговых аукционах были выставлены акции 12 крупных компаний, а от их продажи было получено 5,1 трлн. рублей ($1,4 млрд. по курсу 1995 года). В 2004 году Счетная палата признала, что эта часть приватизация была проведена с рядом нарушений, в частности, цены были явно занижены, а конкурс практически отсутствовал. Не редки были случаи, когда предприятия покупались на деньги, взятые в кредит у самого государства.
Именно к этому этапу приватизации относится наибольшее количество нынешних нареканий и призывов пересмотреть ее итоги. Одной из основных ошибок считается неправильное проведение аукционов по продаже, которые организовывались самими покупателями. В ходе нынешнего этапа приватизации эти ошибки уже учтены, и конкурсы проводят привлеченные государством инвестбанки и другие агенты.
Государственная программа приватизации, принятая Верховным Советом России в июне 1992 года, провозглашала самые благие намерения: повышение эффективности деятельности предприятий, создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства, привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации, содействие процессу финансовой стабилизации в России.
Что же в итоге вышло из всего этого? Приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объемов производства в легкой и обрабатывающей промышленности, обогащению одних и резкому обеднению других. Сегодня около 80% граждан России продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру ее итогов.
Сейчас российское руководство заявляет о максимальной открытости и прозрачности в процессе нынешнего этапа приватизации госактивов. Однако последние примеры продажи государственных долей в «Объединенной зерновой компании» (50% минус одна акция), «Апатите» (20%) и порту «Ванино» (55%) наводят на мысли о том, что процесс приватизации и на этот раз не пройдет гладко. Проведение аукционов по продаже консультантами в лице инвестбанков не дает гарантий, что сделка будет максимально выгодной для государства. Порой на покупателей пакетов госактивов налагаются требования, которые не позволяют участвовать в аукционе многим потенциальным покупателям. Поэтому с экономической точки зрения, возможно, было бы разумнее провести IPO госпакетов для получения большей суммы и «размыть» акционерный капитал.
Главным итогом крупномасштабной приватизации должно стать формирование экономики иного формата с гораздо меньшим участием государства в экономической жизни. Это касается не только крупнейших предприятий, но и сотен малых компаний в самых различных секторах. В результате нового этапа в бюджет должны поступить значительные средства, а инвестиционная привлекательность России – резко повыситься. Кроме того, увеличение относительного объема акций компаний, находящихся в свободном обращении, повлечет за собой увеличение доли России в индексе MSCI Emerging Markets.
Но вопросов по-прежнему остается предостаточно: какие механизмы будут применяться при организации аукционов, как будет отбираться компания, которая проводит аукцион, почему аукционы проходят за закрытыми дверями, какие планы имеются у инвесторов по развитию приобретенных активов? Серьезным риском является и создание частных монополий на базе приватизируемых пакетов.
Теоретические плюсы от грядущей волны приватизации очевидны. Таковыми они в теории были и в 1992 году. Но для того, чтобы эти ожидания оправдались на практике, необходимо избежать повторения ошибок, допущенных на заре этого процесса.
2.2 Оценка итогов и проблем приватизации в России
Акционирование государственных предприятий в России имеет много общего с «менеджерской приватизацией». Действительно, существенная доля акционируемого имущества приобретается именно должностными лицами администрации предприятия. В перспективе этот путь может способствовать созданию субъекта, который необходим для демократии в политике и процветания в экономике, - национальной буржуазии, выросшей в условиях рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение числа относительно крупных частных собственников в благоприятных для администрации предприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности. Однако такой же гарантии не может дать распыление акций среди всех работников.
Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.
Вместе с тем, при сохранившейся в настоящее время инфляции курс акций приватизированных предприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет и незаинтересованность трудового коллектива в выплате дивидендов сторонним инвесторам. В результате произойдет рост заработной платы и снижение дивидендов. В это же время при снижении курса акции у сторонних инвесторов и администрации АО появится возможность по низкому курсу приобрести большой пакет акций.
Еще в начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество в акционерную собственность работников. Впоследствии стоимость государственного имущества оказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике России. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможность пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.