Приватизация и разгосударствление

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально — экономических преобразований

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………. сущность и экономическое содержание приватизации государственной
собственности.....................................................................................................................
1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации..................................................
1.2 Организация приватизации..............................................................................................
1.3 Методы и способы приватизации....................................................................................
1.4 Методы определения стоимости объектов приватизации............................................. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности
как средство перехода к рыночной экономике..............................................................
2.1 Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности
2,2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности............................................
3. Приватизация государственной собственности в Республики Беларусь....................................
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь.......................................
3.2. Причины торможения приватизации...........................................................................
3.4Отмена института «золотой акции»…………………………………………………....
3.5Итоги приватизации-за 2007 год………………………………………………………..
4 Опыт зарубежных стран
4,2 Опыт ваучерной приватизации…………………………………………………………
4,3 Опыт платной приватизации……………………………………………………………
4,4 Приватизация во Франции………………………………………………………………
4,5 Приватизация в Германии……………………………………………………………….
5 Индивидуальное задание
5.1 Сильные и слабые стороны Белорусской приватизации………………………………
5.2 Внутренние и внешние факторы препятствующие эффективной приватизации в РБ
Заключение……………………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по макроэкономике(приватизация и разгосударствлени).doc

— 347.50 Кб (Скачать)

Но реальную приватизацию невозможно представить без полномасштабных инвестиций, поэтому московское правительство заинтересовано в притоке иностранных капиталов и в первую очередь в производство и высокие технологии. Открытость города для зарубежных инвесторов подкрепляется усилиями по созданию для них благоприятного климата и необходимых гарантий безопасности и надежности. Благодаря этому на Москву приходится 48% всего объема накопления иностранных инвестиций в российскую экономику. Их доля в реальном секторе составляет 35% и к настоящему времени в городе насчитывается около 8 тысяч предприятий с участием иностранных инвесторов.

Благодаря активному инвестиционному процессу появилась возможность вести широкомасштабное строительство. Причем при финансирование городских строительных программ на долю федерального бюджета пришлось менее 10% инвестиций. Эти деньги в основном пошли на строительство мемориала на 
Поклонной горе и дома Пашкова. В жилищном строительств наблюдаются новые тенденции: основной объем финансирования поступает из источников не имеющим к бюджету никакого отношения. Это отчисления от продажи жилья, аренды, приватизации предприятий и поступления от частных инвесторов.

Несмотря на то, что результаты приватизации по России оказались малоутешительными, опыт Москвы показывает, что разумная политика приватизации дает свой результат. Дифференцированный подход к каждому конкретному случаю оказался очень эффективен. И не случайно в новой 
Программе приватизации учтен негативный опыт и сделаны выводы из удачных решений.

Итоги приватизации-за 2007 год

От продажи государственных пакетов акций Беларусь получила в 2007 г. 1,2 млрд USD и более 7 млрд BYR.

Поступления в бюджет-2007 от использования и реализации государственного имущества составили почти 650 млрд BYR, что превысило плановый показатель на 17,4% – это на 30% больше, чем в 2006г.

Средства также получены от перечисления части прибыли унитарных предприятий и государственных объединений – 455,937 млрд BYR. Сюда включены дивиденды на доли (акции), находящиеся в государственной собственности – 149,968 млрд BYR. Поступления от сдачи в аренду достигли 34,401 млрд BYR. От реализации госимущества получено свыше 9,2 млрд BYR.

В Беларуси государство имеет долю в 1.296 ОАО – 72,5% от их общего количества.

Приватизационная политика не изменится

Правительство поставило задачу привлечь в 2008 г. 2,3 млрд USD иностранных инвестиций. Большую часть из них должны составить прямые инвестиции – их объем должен увеличиться до 1,4 млрд USD. Заставит ли эта ситуация белорусские власти приступить к системной приватизации? Скорее всего, нет – приватизационная политика кардинально не изменится, по-прежнему ставка будет сделана на штучные продажи.

По количественному показателю список претендентов на акционирование в 2007 г. был самым скромным за всю историю реформирования госсобственности. Госкомитет по имуществу планировал преобразовать в акционерные общества в 2007 г. всего 7 предприятий республиканской собственности (правда, и в 2006 г. было ненамного больше – ставилась задача акционировать 9 предприятий, а статус поменяли и того меньше – всего 4 предприятия). В прошлом году намечалось также продать по конкурсу и на аукционах акции 23 открытых акционерных обществ (в том числе в 12 ОАО – продать всю госдолю), но планы не удалось осуществить даже наполовину.

Предварительные списки, включающие претендентов на акционирование, а также на продажу госпакетов акций в 2008 г. уже сформированы, хотя еще окончательно не утверждены. Но уже известно, что ни одно из крупных предприятий в него не попало.

Однако это не означает, что правительство не думает о перспективе. По неофициальной информации, этом году оно собирается составить список крупных предприятий, которых будут готовить к приватизации с учетом проявленного к ним интереса со стороны инвесторов.

Перечень претендентов в этот список пока не называется. Можно предположить, что него попадет МАЗ, целесообразность разгосударствления которого правительство изучало еще в прошлом году. Интерес к приватизации Минского автозавода проявляют российские компании – группа ГАЗ и КамАЗ.

"Голубые фишки" власть  будет продавать избирательно, да  и то лишь в том случае, если  в этом возникнет острая необходимость. В 2008 г. такой необходимости, судя  по озвученным планам привлечения  внешних заимствований и имеющейся возможности привлечения российского кредита, возникнуть не должно.

сс

И все же наиболее здравомыслящие белорусские чиновники уже понимают, что при любых сценариях взаимоотношений с Москвой повышение цен на энергоносители неизбежно и без реальных реформ в экономике и привлечения инвестиций отечественные предприятия не смогут конкурировать даже на соседних рынках.

Один из самых серьезных барьеров на этом пути – "золотая акция". По сути, в Беларуси этот институт превратился в "пугало" для иностранных инвесторов.

"Золотая акция" в  Беларуси существует с 1998 г. Какое-то  время государство пользовалось  этим инструментом достаточно  осторожно, согласуя свои действия  с общепризнанными нормами. Однако  со вступлением в силу указа  от 1 марта 2004 г. № 125 "Об особом праве ("золотой акции") государства на участие в управлении хозяйственными обществами" возможности этого института были существенно расширены. После чего он, по сути, превратился в беспрецедентный рычаг вмешательства в работу ОАО, созданного на базе госсобственности предприятия, независимо от того, есть ли там госдоля (есть пример введения "золотой акции" даже в частном предприятии – ООО "Мозырьский НПЗ плюс").

К тому же если раньше госпредставитель имел лишь право вето на принимаемые акционерным обществом решения, то с 2004 г. все решения госоргана в отношении предприятия, где введена "золотая акция", стали обязательными для выполнения. Мало того, они в бесспорном порядке оформлялись как собственные решения органов управления хозобщества.

В этом году правительство подготовило несколько вариантов проекта указа по "золотой акции", смысл которых сводился к одному – вернуться к цивилизованным нормам использования этого института в Беларуси. Предлагалось оставить главный критерий для возможного его введения – обеспечение безопасности государства и его граждан. Подлежал отмене одиозный тезис о том, что все госрешения в ОАО, где введена "золотая акция", обязательны для исполнения, а вместо этого госпредставителей предложили наделить правом вето. При этом предполагалось, что "золотая акция" может вводится лишь в ОАО, в уставном фонде которых госдоля составляет менее 25%.

Помимо этих "мягких" вариантов реформирования данного института, был подготовлен и самый радикальный – полная отмена "золотой акции". Именно его и подписал А. Лукашенко. Отметим, что программой развития рынка корпоративных ценных бумаг в стране на 2008-2010 гг., принятой правительством 21 января 2008 г., предложено определить закрытый перечень отраслей, в которых возможно введение "золотой акции".

Можно предположить, что такой радикальной "развязки" не ожидали даже белорусские чиновники. И на то имелись основания.

Достаточно вспомнить, как 4 года назад правительство отчаянно сопротивлялось "трансформациям" в отношении этого института. Тогда министр экономики Николай Зайченко, председатель Нацбанка Петр Прокопович и вице-премьер Андрей Кобяков пытались доказать президенту, что этого делать нельзя, ибо новые нормы оттолкнут иностранных инвесторов. Однако тогда переубедить президента не удалось – более того, он устроил им публичную выволочку.

Можно предположить, что пойти на столь радикальный шаг А. Лукашенко заставила пойти крайняя нужда. Очевидно, что без привлечения в страну прямых инвестиций власть не сможет сохранить главное свое достижение – стабильность белорусского рубля.

Неслучайно решение проблемы "золотой акции" было включено в план мероприятий, направленных на создание в стране привлекательного инвестиционного климата. Этот план в конце 2007 г. предложил А. Лукашенко глава Нацбанка Беларуси Петр Прокопович. Тогда банкир заявил, что в случае оперативного принятия ряда радикальных решений по улучшению инвестклимата в стране, в белорусскую экономику в 2008 г. можно привлечь иностранных инвестиций на 2,5 млрд USD (без продажи госсобственности), а Беларусь войдет в число 25 стран мира с наиболее благоприятной для инвестиций бизнес-средой.

Отметим, что "золотая акция" в банковской системе была отменена указом президента в августе 2006г. Очевидно, что в том числе благодаря и этому решению приватизация в банковской сфере сейчас идет достаточно активно.

Отмена "золотой акции" в Беларуси – абсолютно логичное решение в контексте поставленной правительством задачи создания привлекательного инвестиционного климата. Но это лишь первый шаг.

Очевидно, что следующим шагом должна стать отмена моратория на движение ценных бумаг, приобретенных миноритарными акционерами в процессе льготной продажи акций. По имеющимся данным, как и в случае с "золотой акцией", подготовлено несколько вариантов самой процедуры отмены моратория. Один из них достаточно революционный: им предусмотрено одномоментное снятие этого барьера на пути движения ценных бумаг. Другие варианты при решении данной задачи предусматривают поэтапный и избирательный подход.

Однако сомнительно, что А. Лукашенко столь же радикально решит "мораторную" проблему. Отмена моратория на практике означает начало реальной приватизации, неподконтрольной власти. Не похоже, что экономическая ситуация заставит белорусского президента отказаться от тотального контроля в сфере приватизации. С 1998 г. все приватизационные сделки в стране стоимостью свыше 10 тыс. базовых величин (сейчас 1 БВ = 35 тыс. BYR) контролируются лично президентом).

 

 

 

 

Глава 4 Опыт зарубежных стран

3.1 Опыт  ваучерной приватизации

Приватизация в постсоциалистических странах не была равномерным поступательным процессом смены титула собственности предприятий с государственного на частный или смешанный. Формирование структуры экономики, по критерию форм собственности отвечающей требованиям рынка, осуществлялось поэтапно, с замедлениями, отступлениями и корректировками первоначальных программных установок. Практически повсеместно началу нормальной легитимной приватизации по стандартным схемам и в соответствии со специальными законами и государственными программами предшествовал этап так называемой спонтанной приватизации. Если передача новым собственникам малых и части средних предприятий через аренду, продажу и реституцию (возвращение бывшим владельцам собственности, национализированной после второй мировой войны) прошла довольно легко и успешно, то «большая» приватизация столкнулась с существенными трудностями. В Болгарии, Польше, Румынии и Чехословакии (позднее Чехии и Словакии) были приняты ваучерные схемы приватизации. Но, за исключением Чехословакии, они не осуществлялись на практике вплоть до середины 90-х годов, когда в этих странах уже возникли рыночная банковская система и фондовый рынок. В эти годы различные представители и группы правящего слоя боролись за контроль над государственной собственностью и делили ее. В итоге к 1995—1996 гг. в сферу ваучерной приватизации попали те предприятия, которые государство не могло продать частным лицам или организациям. В это время ваучерная приватизация уже полностью потеряла привлекательность для населения. Примечательно, что на референдуме, состоявшемся в Польше в феврале 1996 г, большинство граждан высказались в поддержку платной приватизации.

Единственным примером быстрой и успешной ваучерной приватизации в Восточной Европе является приватизация в Чехии и Словакии, прошедшая в 1992—1994 гг. Она во многом аналогична схеме ваучерной приватизации в России. Граждане Чехии и Словакии получали ваучеры, которые могли обменять на акции предприятий или на акции инвестиционных фондов. Однако, в отличие от России, чешские и словацкие инвестиционные фонды не прекратили существование после завершения приватизации, а превратились в собственников бывшего государственного имущества. Хотя не во всех фондах положение обстоит благополучно, многие из них все же сумели наладить эффективное управление приватизированными предприятиями.

Практика восточноевропейских стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков приватизации. В условиях экономической либерализации государство во многом теряет возможность контролировать госпредприятия. Имущество, фактически потерявшее владельца, становится объектом злоупотреблений.

3.2 Опыт платной  приватизации

Опыт платной приватизации. В середине 90-х годов возникла новая волна интереса к платной приватизации. На этот раз она была связана с острейшим бюджетным кризисом, поразившим почта все восточноевропейские страны.

Причина кризиса - в нереформированности бюджетной сферы. Государство сохраняет высокие обязательства перед производством и социальной сферой, но налоговая база и организация сбора налогов не дают возможности профинансировать государственные расходы в предусмотренном объеме. Более того, если в период высокой инфляции первой половины 90-х годов государство добивалось приемлемого уровня собираемости налогов благодаря высокой инфляции (а собираемость многих налогов, включая НДС, прямопропорциональна инфляции), то при переходе экономики в низкоинфляционный режим оно лишилось этого «источника». Наконец, по мере развития рыночной экономики стали появляться такие статьи государственных расходов, которых раньше в постсоциалистических странах не было (например, выплата пособий по безработице).

Эта ситуация очень напоминает бюджетный кризис в России в 1997 г., что еще раз свидетельствует об общности основных законов трансформации для всех переходных экономик.

В 1997—1998 гг. проблема финансирования бюджета с наибольшей остротой встала перед Болгарией, Венгрией и Румынией, хотя проявилась и в Польше и Чехии. Государственные органы этих стран приступили к приватизации крупных объектов энергетики, тяжелой промышленности и транспорта. Главная трудность состоит в том, чтобы привлечь покупателей к этим объектам, которые обычно отличаются хронической убыточностью и отягощены большой социальной инфраструктурой, устаревшим оборудованием и избыточной занятостью. Например, в Венгрии одни и те же энергетические и транспортные компании приходилось выставлять на торги пять-шесть раз.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление