Приватизация и разгосударствление

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально — экономических преобразований

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………. сущность и экономическое содержание приватизации государственной
собственности.....................................................................................................................
1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации..................................................
1.2 Организация приватизации..............................................................................................
1.3 Методы и способы приватизации....................................................................................
1.4 Методы определения стоимости объектов приватизации............................................. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности
как средство перехода к рыночной экономике..............................................................
2.1 Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности
2,2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности............................................
3. Приватизация государственной собственности в Республики Беларусь....................................
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь.......................................
3.2. Причины торможения приватизации...........................................................................
3.4Отмена института «золотой акции»…………………………………………………....
3.5Итоги приватизации-за 2007 год………………………………………………………..
4 Опыт зарубежных стран
4,2 Опыт ваучерной приватизации…………………………………………………………
4,3 Опыт платной приватизации……………………………………………………………
4,4 Приватизация во Франции………………………………………………………………
4,5 Приватизация в Германии……………………………………………………………….
5 Индивидуальное задание
5.1 Сильные и слабые стороны Белорусской приватизации………………………………
5.2 Внутренние и внешние факторы препятствующие эффективной приватизации в РБ
Заключение……………………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по макроэкономике(приватизация и разгосударствлени).doc

— 347.50 Кб (Скачать)

В результате ликвидации или реорганизации обществ, передачи акций в коммунальную собственность или продажи пакетов акций в полном объеме доля Республики Беларусь в уставном фонде 270 акционерных обществах отсутствует.

Также доля Республики Беларусь имеется в 11 закрытых акционерных обществах, двух обществах с ограниченной ответственностью и четырех открытых акционерных обществах, созданных не в процессе приватизации. 
Проведенная в прошедшем году работа по совершенствованию правовой базы по управлению принадлежащими государству акциями акционерных обществ и принятые органами владельческого надзора меры по повышению эффективности деятельности обществ обеспечили рост поступлений в республиканский бюджет дивидендов на акции (доли), принадлежащие Республике Беларусь. За 2005 год сумма поступивших в бюджет дивидендов составила 21,2 млрд. рублей, что в два раза больше, чем в 2004 году.

В 2005 году проведена льготная продажа принадлежащих Республике Беларусь акций работникам и приравненным к ним лицам в 44 акционерных обществах. В течение года реализована работникам предприятий и приравненным к ним лицам за денежные средства и именные приватизационные чеки «Имущество» 507361 акция. В республиканский бюджет перечислены денежные средства в размере 150 млн. руб.

В настоящее время для обмена на чеки «Имущество» в 151 филиале АСБ «Беларусбанк» находятся акции 182 открытых акционерных обществ. Остаток акций для обмена составляет 31,5 млн. шт. на 44,5 млн. чеков «Имущество». Обеспеченность чеков «Имущество» государственным приватизируемым имуществом составляет 98 процентов. За истекший год на чеки «Имущество» в количестве 542,5 тыс. шт. обменено 373,3 тыс. акций [8].

В целях организации продажи принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ в 2005 году на основании предложений отраслевых министерств и концернов были сформированы и утверждены приказом Министерства экономики от 30 марта 2005 г. № 52 перечни открытых акционерных обществ, акции которых планируются для продажи по конкурсу, на аукционе, в том числе в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в 2005 году. Всего в указанные перечни было включено 203 открытых акционерных общества, общая начальная цена акций которых составила 357,6 млрд. руб.  
Министерством экономики были подготовлены и объявлены аукционы по продаже пакетов акций 46 акционерных обществ, стоимость которых не превышала 10 тыс. базовых величин, на общую сумму 4740,9 млн. рублей и конкурсы по продаже акций семи акционерных обществ на сумму 883,1 млн. руб.  
В течение 2005 года проведено семь результативных аукционов и два конкурса, на которых было продано 14907 акций восьми акционерных обществ на сумму 436,8 млн. рублей и доля Республики Беларусь в уставном фонде ООО «Люстэрка» – за 33 млн. руб.

В настоящее время в целях обеспечения поступления средств в бюджет в 2007 году от продажи акций Министерством экономики на основании предложений органов государственного управления ведется работа по формированию перечней открытых акционерных обществ, акции которых планируются для продажи по конкурсу и на аукционе, в том числе в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

Согласно данным Министерства финансов в 2005 году в республиканский бюджет поступило доходов от использования и реализации принадлежащего государству имущества 396900,6 млн. рублей, в том числе от части прибыли республиканских предприятий 347664,6 млн. рублей, долей (акций), находящихся в республиканской собственности – 21230,1 млн. рублей, арендной платы от сдачи в аренду находящегося в республиканской собственности имущества – 24897,9 млн. рублей, реализации принадлежащего государству имущества – 3108 млн. рублей.

Таким образом, фактические поступления в бюджет по названным статьям в целом превысили плановые задания на 10,8 процента, в том числе задание по поступлению части чистой прибыли превышено в 1,8 раза, доходов от долей (акций), находящихся в республиканской собственности – в полтора раза, задание по поступлению средств от арендной платы выполнено на 115,9 процента. 
Действующее в Республике Беларусь законодательство в области приватизации предусматривает условия и возможности участия иностранных инвесторов в данном процессе.

 

Так, учредителями акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, могут быть, кроме государства, юридические и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или иное имущество в уставные фонды данных обществ. При этом доля иностранного инвестора в уставном фонде созданного ОАО будет соответствовать стоимости внесенных им денежных средств или иного имущества.

Иностранный инвестор может стать участником ОАО, созданного в процессе приватизации республиканской собственности, путем внесения принадлежащего ему имущества в уставный фонд такого ОАО или приобретения дополнительного выпуска акций ОАО на сумму внесенного им вклада.

Иностранный инвестор может также приобрести акции открытых акционерных обществ по конкурсу, на аукционе либо на торгах в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

Иностранный инвестор может принять участие в создании совместного предприятия в виде закрытого акционерного общества или в виде другой организационно-правовой формы на территории Республики Беларусь путем внесения денежного или неденежного вклада в уставный фонд создаваемого общества.

Государственные предприятия могут быть проданы на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации государственной собственности. Участниками таких торгов могут быть иностранные инвесторы.

Законодательством Республики Беларусь также предусмотрена возможность продажи предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность по финансовым обязательствам равна активной части баланса или превышает ее, по начальной цене, равной одной базовой величине.

За весь период приватизации (с 1991 года по август 2007 года) в республике реформировано 4103 объекта государственной собственности, из которых 1088 – республиканской собственности. В результате реформирования на базе республиканской собственности создано 902 акционерных общества, на базе предприятий коммунальной собственности – 1077 акционерных общества.

В настоящее время в уставных фондах 356 акционерных обществ доля Республики Беларусь составляет свыше 75%, т.е. имеется значительный пакет акций, возможный для реализации.

Ежегодно формируются и утверждаются перечни акционерных обществ, акции которых планируются для продажи в соответствующем календарном году.

Информация об акционерных обществах, акции которых планируются для продажи, публикуется в печатных изданиях, а также размещается в сети Интернет.

Для продажи в 2007 году предложены акции 30 акционерных обществ. При этом для продажи по конкурсу предложены акции 18 обществ и для продажи на аукционе – 12 обществ.В этих целях предполагается дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечивающей прозрачную четко действующую систему управления и распоряжения государственным имуществом. Так, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 ноября 2005 года № 520 «О совершенствовании правового регулирования отдельных отношений в экономической сфере» предстоит разработка свыше 20 проектов нормативных правовых актов, регламентирующих управление и распоряжение государственным имуществом, включая разработку подходов и критериев изменения организационно-правовой формы государственных предприятий.

Предстоит также активизировать работу по вовлечению в хозяйственный оборот принадлежащего государству неиспользуемого и неэффективно используемого недвижимого имущества, включая принадлежащие государству акции, в целях выполнения совместно с республиканскими органами государственного управления заданий по поступлению в бюджет доходов от реализации и использования государственного имущества.

 

                                3.2. Причины торможения приватизации

В 1997г. процесс приватизации снова затормозился, поскольку отсутствовала программа. 20 марта 1998г. был подписан декрет, который отменил принятие ежегодных программ и перечней предприятий, подлежащих приватизации. Процесс реформирования собственности наконец-то стал легитимным и непрерывным, но по-прежнему по желанию трудовых коллективов, а это по мнению экспертов способно существенно затормозить процесс приватизации. Кроме того, декрет запретил использование заемных средств, в том числе и кредитов для покупки акций членами трудовых коллективов (заметим, что многие предприятия, попавшие в первую приватизационную волну, использовали именно кредитные схемы, благодаря чему в их уставных фондах государственной доли нет или она очень мала). Механизмы же, способные быстро «включить» фондовый рынок, что обеспечило бы перелив капитала в наиболее эффективные сферы, в декрете обозначены не были.

По новому порядку, решение о приватизации предприятий с численностью работающих свыше 4 тысяч человек принимает Президент, от 2 до 4 тысяч – Совет Министров, а меньше 2 тысяч – Мингосимущество. Таким образом белорусское государство подтвердило, что оно не собирается упускать из своих рук сильнейший рычаг управления экономикой. Сразу же после выхода декрета Мингосимущество наметило реформировать около 500 предприятий республиканской и коммунальной собственности. Однако в 1998г. было преобразовано только 50 предприятий государственной собственности.

На первом этапе приватизации у директоров преобладала эйфория, связанная с изменением формы собственности. Они активно стремились освободиться от жесткого управления сверху, чтобы никто не мешал работать. Вперед вырвались в первую очередь, те предприятия, которые не нуждались в крупных капиталовложениях, работали на конкретного потребителя и т.д., то есть были более конкурентоспособными по своей природе. И попавшим в первую волну приватизации удалось решить поставленные задачи.

Сегодня подобное невозможно. После неоднократных переоценок коллективы больше не могут претендовать на приобретение более-менее солидного пакета акций.  У подавляющего большинства предприятий, которые преобразованы в акционерные общества в 1999г., доля государства составляет почти 100%.

Кроме того введение с 1 января 1998г. института «золотой акции» предоставляет государству, имеющему в акционерном обществе мизерный пакет, возможность полностью контролировать его стратегию. На менеджеров, склонных к проявлению собственной инициативы, набросили еще один поводок. Что же касается попыток создать стимулы для директора, то они остались декларациями. Так, с 1 января 1999г. введено в действие постановление Совета Министров, согласно которому акции, принадлежащие государству могут быть переданы в управлению руководителю предприятия на срок от 3-х до 5 лет. Размер вознаграждения директора в этом случае составит 10% от суммы дивидендов, начисленных на пакет, которым он управляет. Однако большого интереса у директорского корпуса этот документ не вызвал.

                                             

Чековая приватизация.

Белорусская ваучеризация началась 1 апреля 1994г. Она не сопровождалась бумом, тем не менее до начала раздачи акций  (1 июля 1994г.) в очередь за ценными бумагами выстроились полмиллиона граждан.

В канун запуска массовой приватизации всполошились хозяйственники. На совете БНПА директора настаивали на приостановке процесса, до того как будут внесены соответствующие поправки в законодательство и появится возможность создать коллективного собственника.

Следует так же отметить, что и правительство страны так же не было сторонником бесплатной раздачи имущества – идея принадлежала Верховному Совету. Но в то время исполнительная власть была вынуждена с ней согласиться, поскольку похожий процесс начался в России.

Цель безвозмездной чековой приватизации в РБ была определена как обеспечение

 социального равенства  на пути перехода к рыночной  экономике. Между тем в других странах одновременно ставились и другие задачи: формирование конкурентоспособной среды, развитие рынка капиталов, создание предпосылок для более активного инвестиционного процесса, реорганизация предприятий, ускорение процесса реформирования за счет того, что возможность участвовать в нем, независимо от наличия денег, получают широкие массы, а наиболее активная часть населения превращается в социальный слой собственников, служащий базой для дальнейшего движения  вперед.

Сужение целей приватизации в РБ привело к недопониманию задач приватизации и неадекватному к ней отношению.

Формально чековая приватизация в Беларуси должна была завершиться в июле 2002г. Однако сегодня очевидно, что она провалилась. Единственный выполненный пункт – начисление чеков. Не решена ни одна из задач, которые стояли перед народной приватизацией, в первую очередь не создан рынок ценных бумаг.

Справка:   Беларусь приступила к чековой приватизации 1 апреля 1994г. Владельцами ИПЧ «Имущество» стали 74 % граждан страны. Было начислено и выдано 427 млн. чеков. Первый этап чековой приватизации- раздача населению ИПЧ «Имущество» - завершился  1 июля 1996г. Второй этап – обмен их на акции приватизируемых предприятий – планировалось завершить 1 июля 1999г. Но в конце 1998г. в закон были внесены изменения, согласно которым сроки обращения ИПЧ «Имущество» определяются правительством по согласованию с Президентом. По состоянию на 1 января 2002г. остаток неиспользованных чеков составил 268,3 млн.

Между тем в России ваучеризацию удалось провести за 2 года. Одна из целей российской ваучеризации- формирование рынка ценных бумаг. Наибольшее отрицательное влияние на процесс чековой приватизации оказало несоответствие темпов начисления чеков  и темпов реформирования государственной собственности. Все остальные факторы – обесценивание чеков, переуступка их гражданами в пользу юридических лиц, подавление специализированных инвестиционных фондов (СИФов) и др. – являются следствием.

Что касается граждан, то выиграли те, кто на этапе первой волны приватизации успел обменять свои чеки на акции лучших предприятий. Большинство же, однако, не торопились, дожидаясь лучших времен. Теперь же очевидно: лучших времен для массовой приватизации не будет. 

 

               История Специализированных Инвестиционных  Фондов (СИФов)

На начало 1995г.  в стране было создано 37 СИФов.

22 февраля 1995г. в Минске  намечалось провести для них  первый чековый аукцион с предложением  более 700 тыс.акций 41 акционерного общества, что давало возможность конвертировать  более 2,5 млн. чеков. Однако Генеральная Прокурор  восстанавливает утраченную Мингосимуществом бдительность: главе Мингосимущества направлен протест в связи с отлучением от аукциона других юридических лиц, а также физических лиц.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление