Приватизация и разгосударствление

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 01:10, курсовая работа

Описание работы

Приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально — экономических преобразований

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………. сущность и экономическое содержание приватизации государственной
собственности.....................................................................................................................
1.1 Сущность, цели и основные принципы приватизации..................................................
1.2 Организация приватизации..............................................................................................
1.3 Методы и способы приватизации....................................................................................
1.4 Методы определения стоимости объектов приватизации............................................. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности
как средство перехода к рыночной экономике..............................................................
2.1 Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности
2,2 Приватизация и ее роль в преобразовании собственности............................................
3. Приватизация государственной собственности в Республики Беларусь....................................
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь.......................................
3.2. Причины торможения приватизации...........................................................................
3.4Отмена института «золотой акции»…………………………………………………....
3.5Итоги приватизации-за 2007 год………………………………………………………..
4 Опыт зарубежных стран
4,2 Опыт ваучерной приватизации…………………………………………………………
4,3 Опыт платной приватизации……………………………………………………………
4,4 Приватизация во Франции………………………………………………………………
4,5 Приватизация в Германии……………………………………………………………….
5 Индивидуальное задание
5.1 Сильные и слабые стороны Белорусской приватизации………………………………
5.2 Внутренние и внешние факторы препятствующие эффективной приватизации в РБ
Заключение……………………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по макроэкономике(приватизация и разгосударствлени).doc

— 347.50 Кб (Скачать)

Ставку на массовую чековую приватизацию Беларусь сделала в 1993 г. Приватизации подлежало 2/3 государственной собственности, 50 % предполагалось передать в частные руки путем оплаты приватизационными чеками. Право на получение именных приватизационных чеков (ИПЧ) "Имущество" имели 7,8 млн. граждан Беларуси, а по состоянию на 01.01. 2003 г. только 4,9 млн. чел. получили 427,6 млн. чеков. Каким образом можно было их использовать?

  1. При обмене на принадлежащие государству акции ОАО — работникам АО и лицам, приравненным к ним.
  2. При обмене на акции через филиалы (отделения) ОАО СБ "Беларус-банк" — гражданам Республики Беларусь.

3.При выкупе арендованного  госимущества — работникам предприятия.

Однако по состоянию на 01.07. 1999 г. (срок окончания обращения чеков "Имущество", установленный постановлением Верховного Совета № 3703-ХШ от 10.04. 1995 г.) было использовано лишь 29,4 % выданных чеков. И тогда новым решением Совета Министров от 25.06. 1999 г. № 977 срок обращения их был продлен по 30.06. 2002 г., а впоследствии — по 30.06. 2003 г. Основная причина — малая обеспеченность чеков приватизированным госимуществом (только 50 %).

Анализ темпов обмена чеков на акции показывает, что даже стопроцентная обеспеченность выданных чеков не гарантирует в ближайшее время их полного использования, так как наблюдается устойчивая тенденция снижения по годам количества списанных со специальных счетов граждан чеков в обмен на акции по лимитам ОАО СБ "Беларусбанк": 1999 г. — 5,4 млн. чеков; 2000 г. — 1,5; 2001 г. — 0,9 млн. чеков. При подобных темпах для реализации всех чеков "Имущество" по целевому назначению потребуется не один десяток лет [1, 4].

Между тем закон "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь" предусматривает, что по истечении сроков обращения ИПЧ неиспользованные чеки погашаются с выплатой по ним компенсации. По данным Министерства экономики, из 427,6 млн. ИПЧ "Имущество", полученных гражданами Беларуси, на руках у них осталось на начало 2004 г. около 200 млн. неиспользованных чеков.

Из роста стоимости ИПЧ и с учетом средств на оплату услуг АСБ "Беларусбанк" затраты на компенсацию в целом могут составить 804 млрд. р. Общая сумма компенсации должна была составить порядка 12 % от суммы расходов республиканского бюджета на 2003 г. и превысить на 5 млрд. р. величину расходов, предусмотренных республиканским бюджетом по таким приоритетным направлениям бюджетно-финансовой политики на 2003 г., как здравоохранение и образование вместе взятые [2, 2]. Все это побудило Министерство экономики Республики Беларусь выйти с предложением продлить срок обращения чеков еще на 3 года.

Кроме того, нужно учитывать, что невысокие темпы приватизации, отсутствие в силу этого реальной возможности использования ИПЧ "Имущество" для приобретения акций и другого имущества, низкий жизненный уровень обусловили тот факт, что рыночная цена такого чека держится намного ниже номинала на протяжении всего периода чековой приватизации в Беларуси.

Особенностью государственной политики приватизации в Республике Беларусь является значительное участие государства в собственности приватизированных предприятий. В 2000 г. государство владело контрольным пакетом акций (51 % и выше) в большинстве (55,7 %) акционированных предприятий, т.е. самый крупный собственник акционированных субъектов хозяйствования у нас — государство, всего лишь на 22 % предприятий принадлежащий ему пакет акций не является блокирующим. Причем это без учета введения "золотой акции" [2, 2]. Отметим, что в других постсоциалистических странах большая часть акций оказалась в руках работников предприятий, прежде всего руководителей.

Самым значимым достижением реализации политики приватизации в республике является становление и расширение негосударственного сектора экономики, предприятиями которого в настоящее время выпускается до 60 % объема промышленной продукции.

По данным статистики в 2002 г. в сфере материального производства в коммерческих организациях негосударственного сектора экономики республики насчитывались 1 млн. 160 тыс. чел., что составляет 50,1 % от численности работающих в данной сфере экономики, в том числе: в промышленности — 47,7 %; в сельском хозяйстве с учетом занятых в колхозах — 66,8; в строительстве — 56,4; в торговле и общественном питании — 67,2 % от численности работающих в названных отраслях экономики (http://www.mfa.gov.by).

В целом по народному хозяйству доля занятых на предприятиях частной формы собственности составила в 2002 г. 36,2 % или 1 млн. 250 тыс. чел., в том числе в акционерных обществах с долей государства — более 500 тыс. чел. (http://www.mfa.gov.by).

Приватизация в Республике Беларусь приобрела необратимый характер. В настоящее время уже нет смысла спорить о се целесообразности. Вместе с тем, несмотря на то что приватизация в республике идет уже более десяти лет, с сожалением приходится констатировать, что нам пока не удалось добиться коренного улучшения финансового состояния реформированных предприятий, повышения эффективности производства, снижения затрат в реальном секторе экономики.

Сделанного явно недостаточно для всестороннего развития рыночных отношений. Рыночная среда появляется при условии, если в предпринимательской деятельности занято лишь 30 — 40 % государственных предприятий, а остальные, работающие на условиях рынка, образуют конкурентную среду. Государственные предприятия смогут эффективно работать по законам рынка только тогда, когда они будут погружены в него. Такая среда в нашей стране создается, но очень медленно.

В заключение можно отметить, что некоторые задачи, поставленные государственной политикой приватизации в республике, не были выполнены:

главное, — не сформирован достаточный для рыночной экономики широкий слой эффективных частных собственников, в частности в малом и среднем бизнесе;

институциональная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий;

привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;

в ряде отраслей, в частности в сельском хозяйстве, темны приватизации оказались крайне незначительными;

не удалось сохранить конкурентное положение белорусских предприятий на отечественном и мировом рынках.

Для устранения перечисленных негативных тенденций необходимо изменить приоритеты государственной политики в области приватизации, разработать и реализовать новые подходы к решению вопросов, связанных с управлением государственным имуществом.

Целью государственной политики в области приватизации должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования "отечественных предприятий и народно-хозяйственного комплекса в целом.

Для достижения указанной цели необходимо, по нашему мнению, решить следующие задачи:

  • создать благоприятную экономическую среду для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики;
  • оптимизировать структуру собственности, включая структуру участия государственных и местных органов власти в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшить расходы бюджетов всех уровней на управление государственным и муниципальным имуществом;
  • привлечь инвестиции в реальный сектор экономики;
  • обеспечить контроль за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;
  • существенно повысить качество менеджмента и эффективность управления, усилив при этом ответственность собственников на приватизированных предприятиях и заинтересовав руководство и персонал предприятий в результатах их 11 производственной деятельности;
  • сформировать более эффективную структуру горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе белорусской экономики;
  • восстановить активное функционирование фондового рынка;
  • рационально пополнить доходную часть бюджета;
  • усилить социальную направленность процесса приватизации государственного и муниципального имущества.

Кроме того, с целью совершенствования и ускорения процесса приватизации необходимо, на наш взгляд, внести следующие изменения в действующее законодательство:

  • установить приоритет закона о приватизации перед другими актами, регулирующими отношения по приватизации;
  • дать четкое определение критерия приватизированного предприятия. Определить ориентировочные сроки окончания приватизации в различных отраслях народного хозяйства;
  • упростить процедуру приватизации, сократив число комиссий и приняв во внимание, что согласование приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, с местными исполкомами не соответствует законодательству о собственности. Необходимо до минимума ограничить роль государственных органов отраслевого управления при принятии решений о приватизации, поскольку они объективно не заинтересованы в приватизации подчиненных им объектов. В связи с этим пересмотреть функции Министерства экономики, за которым закрепить право принимать окончательные решения о приватизации, независимо от позиции отраслевых ведомств;
  • для повышения заинтересованности руководителей предприятий в приватизации разрешить им приобретать (в зависимости от размера предприятия и характера отрасли) до 10—15 % акций, а руководящим работникам государственных объединений (концерны, ассоциации) — в пределах 1—2 % акций приватизируемых предприятий отрасли, что, несомненно, будет стимулировать процесс приватизации.

 

 

   Заключение

 

В заключение работы можно сказать, что приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально - экономических преобразований. В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она — следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах. В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Существует несколько способов приватизации: первый способ - бесплатная передача государственного имущества (низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией), недостатки этого способа - различная фондооснащенность отраслей и регионов природными ресурсами, а это - различные начальные условия для трудовых коллективов; бесплатное получение имущества не превращает работника в хозяина; второй способ - распродажа имущества (пополнение госбюджета, ликвидация бюджетного дефицита, укрепление денежной системы), недостатки этого способа - нехватка средств у населения, бесплатная передача части стоимости по чекам «Жилье» и «Имущество».

Способы приватизации - это выкуп арендованного имущества арендным предприятием; продажа акций, принадлежащих государству; продажа объектов государственной собственности на аукционе; продажа объектов государственной собственности по конкурсу; безвозмездная передача части государственной собственности.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной практике оценки стоимости объектов, подлежащих приватизации, выявилось несколько подходов - затратный, рыночный и доходный, что нашло отражение в использовании различных методов оценки.

Объектами приватизации выступают государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий; доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.

 Субъектами приватизации (покупателями государственной собственности) могут быть: граждане Республики Беларусь; юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности; иностранные инвесторы; лица без гражданства; юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий.

Всю работу по приватизации государственной собственности возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальные органы. Оно непосредственно осуществляет приватизацию государственных объектов, находящихся в республиканской собственности. Приватизацию объектов коммунальной собственности проводят отделы приватизации, созданные в аппарате управления местных Советов депутатов.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Арифметика приватизации //НЭГ. – 2004. - №48. – С.3
  2. Вешрот В.Сценарий белорусской приватизации // НЭГ. – 2003. - №46. – С.2
  3. Дадалко В.А. Проблемы, опыт, перспективы реформирования экономики и общества: Сборник статей, лекций и аналит. обзор. Кн.1. - Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1999. - 218 с.
  4. Декрет президента РБ ”О разгосударствлении и приватизации в РБ”, №3 (20.03.98)
  5. Жерносек Н. Главное - не поменять вывеску собственника, а извлечь из приватизации больше пользы // НЭГ. -2003. - №17. – С.5
  6. Зарубежный опыт приватизации: участие иностранного капитала http://www.nns.ru/archive/banks/1996/12/18/previos/23.html
  7. Кузнецов В.И. Оценка стоимости государственных и муниципальных предприятий для целей приватизации http://www.mrsa.ru/9conf/tez_9_11.htm
  8. О ходе реформирования государственной собственности в Республике Беларусь в 2005 году http://194.158.197.134/ministry/economy.nsf/ (Сайт Министерства Экономики)
  9. Олиневич В.М. Приватизация государственной собственности: опыт некоторых стран // Проблемы управления. - 2002. - N2.-С.62-68.
  10. Праневич А.А. Приватизация. Опыт, проблемы, уроки// Бухгалтерский учет и анализ. - 2002. - N4.-С.13-17.
  11. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие / под общ.ред. В.И. Боресевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Экоперспектива, 2001. – 380с.
  12. Ракова Е.Ю Приватизация в РБ, цели, методы, результаты// БЭЖ. – 2001. - №3. – С.34-37 
  13. Экономическая теория /Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.:БГЭУ, 2002. -752с.
  14. Чеки "Имущество": останется ли шанс? // Нац. экон. газ. 2007. 15 аир.
  15. Вешторт В. Чековая приватизация продолжается // Нац. экон. газ. 2007. 14 нояб.

Информация о работе Приватизация и разгосударствление