Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 09:38, курсовая работа
Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Раскрыть особенности приватизации в России.
Введение
Глава 1: Приватизации и разгосударствление
1.1 Теоретические основы: понятие, сущность, принципы
1.2 Необходимость приватизации
1.3 Цели приватизаци
1.4 Особенности праватизации в разных странах
Глава 2: Методологические основы приватизации в России
2.1 Формы приватизации
2.2 Трансформация законодательства
2.3 Нормативное и методическое обеспечение политики приватизации
Глава 3: Практика проведения приватизации в России (1992 г.— наст. Время):
3.1 Приватизации в России: причины, задачи
3.2 Этапы проведения приватизации в России
3.3 Итоги и последствия (предварительные)
3.4 Перспективы приватизации в России
Заключение
Список литературы
3. Собственниками крупных и средних предприятий становятся открытые акционерные общества (ОАО). Законом предусмотрены и другие типы хозяйственных организаций, но для приватизации – только ОАО.
4. Приватизационные чеки-ваучеры раздавались всем гражданам России. С августа 1992 г. было выдано 144 млн. ваучеров, их получило 97% населения страны*. Номинальная стоимость, чисто условная – 10 тыс. руб.; реальная должна была определяться на чековых аукционах, где на чеки приобретались акции предприятий. Выданные чеки представляли как бы инвестиционный спрос, но только на акции приватизированных предприятий. Цену можно было и не указывать, но это было бы трудно объяснить людям.
5. В качестве стартовой оценки предприятий принимается балансовая стоимость имущества. Собственно номинальная цена ваучера получена приближенно делением суммарной балансовой стоимости на количество подлежащих выдаче ваучеров. Никакой другой оценки дать было невозможно: нет рынка капиталов, нет капиталов, нет оценщиков. Все это должно возникнуть в итоге.
6. Принципиальное положение – полученные ваучеры гражданин вправе продавать и покупать. Это, собственно, основное новшество, внесенное А. Б. Чубайсом. Оно затем стало поводом для многочисленных обвинений, в том числе в грабительском характере приватизации, поскольку ваучеры продавали многие, и не за две обещанные "Волги", а за копейки. Но решение о купле-продаже ваучеров было, видимо, правильным стратегически, создавая возможности для концентрации капитала и дальнейшего свободного перераспределения собственности рыночными методами.
7. Была предпринята попытка создания инфраструктуры рынка капиталов, для чего предлагалось создавать чековые инвестиционные фонды (ЧИФы). Владельцы ваучеров могли обменять их на акции сами, через посредников или обменивать их на акции ЧИФов, которые, в свою очередь, сосредотачивая у себя ваучеры, должны были посредством их формировать портфели акций предприятий, доход от которых позволил бы им выплачивать дивиденды своим акционерам. Создание ЧИФов было предложено частным предпринимателям, а не чиновникам. Благодаря этому за короткий период возникло 600 ЧИФов по всей стране. С той задачей, которая на них возлагалась, они не справились и за редким исключением не выросли в устойчивые институты финансового рынка. Но замысел был разумный.
8. Кроме ЧИФов, была создана система государственных органов приватизации по всей стране, на вершине которой стояли Госкомимущество (ГКИ), ныне Министерство имущественных отношений, и Российский фонд федерального имущества (РФФИ). Эти органы были разделены, чтобы избежать конфликта интересов, возникавшего в том случае, если бы один орган принимал решение о приватизации и организовывал саму продажу (аукционы, инвестиционные торги и т.п.). Те, кто придумал этот ход, были идеалистами, особенно потому, что подчинили РФФИ Верховному Совету, видимо, полагая, что идиллия конца 1991 г. будет продолжаться вечно. Увы, уже через несколько месяцев разгорелся настоящий, едва не вооруженный конфликт между президентом и парламентом, который был перенесен на взаимоотношения ГКИ и РФФИ. Только после октября 1993 г. эти отношения нормализовались, но и после опасения, заставившие разделить эти органы, сохраняли под собой почву. Достаточно сказать, что теперь у них был общий начальник.
9. Ключевые положения программы – три модели приватизации или, как их точно называли, три варианта льгот трудовым коллективам. Суть их в том, чтобы найти компромисс между идеей чековой приватизации и общераспространенным тогда убеждением, что если земля – крестьянам, то фабрики – рабочим.
I модель предполагала, что 25% привилегированных ("безголосых") акций приватизируемого предприятия бесплатно распределяется среди его работников. Еще 10% обыкновенных (голосующих) акций члены трудового коллектива могли приобрести со скидкой 30% от их номинальной стоимости. Руководство, уже без скидки, могло купить 5%.
II модель приватизации допускала получение работниками предприятия 51% голосующих акций, т.е. контрольного пакета. Выкупать акции надо было по цене в 1,7 раза выше номинальной стоимости. Акции выкупались отдельными работниками, а не трудовыми коллективами. Половина акций могла быть оплачена ваучерами.
Этот вариант возник уже при доработке программы под давлением Верховного Совета и стоящего за ним директорского корпуса.
II модель, чисто директорская. Руководство (инициативная группа) получало право выкупить 20% акций по низким ценам, но при условии формального согласия 2/3 трудового коллектива и при обязательстве избежать банкротства. Трудовой коллектив в целом мог выкупить еще 20%. Между инициативной группой и фондом имущества должно быть заключено соглашение, в котором предусматривается, что каждый член группы должен вложить в реорганизацию предприятия личных средств на сумму не менее 200 минимальных зарплат. Такие условия оставляли риск неполучения руководством контрольного пакета.
Итог выбора моделей приватизации оказался весьма красноречивым:
• I модель – 24%;
• II модель – 75%;
• III модель– 1%*.
Ход приватизации представлен данными табл. 9.1.
Таблица 9.1. Динамика приватизации
Годы и месяцы
| Число государственных предприятий
| Подано заявок
| Приватизировано предприятий
| Выполнение плана (отношение числа приватизированных предприятий к числу предприятий, подлежащих приватизации) |
1992 IV V VI VII VIII IX X XI XII
|
139040 147098 184339 197543 221189 215040 216075 215865 215473
|
18366 24735 38843 46783 56167 66432 76909 85673 91549
|
5023 5243 5855 7698 12015 22214 24578 31366 33843
|
0,036 0,036 0,032 0,039 0,054 0,113 0,114 0,145 0,157
|
1993 I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
1994 I |
204998 199112 197572 195089 194002 197065 193469 188785 180837 176881 171770 165787
155638 |
102330 108015 113187 115343 117334 117952 120672 118141 120991 124175 124726 125938
125514 |
46815 54243 58226 62436 65961 68387 71791 77878 77810 81272 83993 86964
88814 |
0,228 0,272 0,295 0,320 0,492 0,347 0,371 0,412 0,430 0,459 0,489 0,524
0,570 |
Второй этап – денежная приватизация
В середине 1994 г. чековая приватизация завершилась. Идет начало Большой приватизации, распостраняемой на крупные предприятия, предполагалось их акционирование с последующей продажей акций. Но государственная собственность с учетом пакетов акций, принадлежавших государству в приватизированных предприятиях, составляла еще по меньшей мере треть всех активов, значительную часть которых следовало продать. Наступил новый этап, получивший название денежной приватизации. Его главная задача не скорость, а выручка от продажи госимущества, пополнение бюджета.
Сначала дело шло медленно. Полгода вообще приватизация стояла. Потом стали проводить инвестиционные конкурсы. Возможно, по примеру Восточной Германии, где предприятия порой продавались за 1 марку, но при обязательствах инвестиций и сохранения рабочих мест. У нас дело пошло так, что это были "конкурсы обещаний". Контроль за реальными вложениями организован не был, не было и отработанных эффективных средств воздействия на тех, кто не выполнял обязательств. Так, банк "МЕНАТЕП" выиграл конкурс по Усть-Илимскому лесопромышленному комплексу 180 млн. долл. по документам перечислено, но на предприятии не видно никаких следов этого. И никаких мер воздействия. Тогда среди приватизаторов сложилось устойчиво отрицательное отношение к инвестиционным конкурсам, сохранившееся до сих пор. В Германии же эта форма приватизации вполне себя оправдала.
Другое дело, что в 1994–1995 гг. не инвестиции в реконструкцию предприятий, а доходы в бюджет и преодоление инфляции были главными задачами. В бюджете 1995 г. предусматривалось получить от приватизации более 8 трлн. руб., намного больше, чем в прежние годы. И это при бюджетном дефиците в 50 трлн. руб. Иначе говоря, приватизация должна была закрыть 16% дефицита консолидированного бюджета. [15]
Была идея выполнить задание за счет продажи акций нефтяных компаний, но их продажу запретил парламент. В конце августа 1995 г. от приватизации было выручено всего 500 млрд. руб., т.е. 1/16 годового плана.
Тогда на сцену вышли, составившие самую яркую страницу второго этапа приватизации. И самую скандальную.
Идею в марте 1995 г. предложил В.О. Потанин. Суть ее состояла в следующем: ряд российских банков после аукциона предоставляет кредит Правительству под залог принадлежащих ему акций ряда предприятий. По истечении установленного срока Правительство организует конкурс по продаже заложенных акций и либо возвращает кредит из вырученных денег, либо эти акции переходят в собственность кредиторов.
В самой этой схеме ничего зазорного нет. Вопрос в том, как конкретно она была реализована, в том контексте, экономическом и политическом, в котором осуществлялась операция "залоговые аукционы".
От залоговых аукционов правительство до конца 1995 г. получило около1 млрд. долл. Задание по приватизации было выполнено, финансовая стабилизация состоялась.
Всего на залоговых аукционах были выставлены пакеты 12 предприятий. Самые крупные из них:
"Норильский никель" – 38% акций, кредитор ОНЭКСИМ-банк, кредит 170,1 млн. долл.;
"ЮКОС" – 45%, "МЕНАТЕП" ЗАО "Лагуна" (г. Талдом Московской области), 159 млн. долл.;
"Сибнефть" – 51%, Столичный банк сбережений и "МЕНАТЕП", 100,3 - млн. долл.;
"СИДАНКО" - 51%, ОНЭКСИМ-банк, 130 млн. долл.
Как мы видим, многие олигархи именно тогда сделали приобретения, превратившие их в олигархов, обеспечившие им контроль за мощными финансовыми потоками. Нефтяные компании, которые запретили приватизировать, были отданы в залог.
После этого денежный этап приватизации никакими серьезными событиями не выделялся. Во всяком случае, я не могу найти, например, данных о том, что с 1997 по 2000 г. доля частного сектора в российской экономике выросла, скажем, с 2/3 до 3/4 ВВП.
Об этапых приватизации следует отметить, что приватизация в нашей стране проходила по восточной моделе приватизации, так как её обычно характеризуют: быстро, бесплатно, всем, чтобы снизить социальное напряжение и сохранить гражданский мир. Но только на первом этапе. Затем переход к западной модели приватизации.
Неофицальным третьим этапом можно звать период с 2000 года — по настоящее время. Реально начинается новый этап реформирования и структурной перестройки российской экономики, который можно назвать этапом модернизации. Его задача – обеспечить высокие устойчивые темпы экономического роста и осуществить необходимые для этого структурные и институциональные изменения.[16] Приватизация стоит на службе у модернизации, т.е. cлужит методом реконструкции и повышения эффективности российских предприятий. Это означает прежде всего привлечение инвестиций.
3.3 Итоги и последствия (предварительные)
В результате проведения приватизации не все цели были достигнуты, но:
1.Создан слой частных собственников дастаточно быстро. В первые годы не отличался особой эффективностью, даже наоборот, был замечен спад эффективности производства.
2.Ликвидированы монополия государственной собственности.
3. Наступает этап модернизации.
Цена приватизации была очень велика. Приватизация отразилась и на социальной жизни населения и не в лучшую сторону.
Необходимо выделить отрицательные эффект приватизации, который значительно преобладает над плюсами:
1. Массовая безработица;
2. Обнищание значительной части населения
3. Хроническое падение производства
4. Массовые невыплаты заработной платы
5. Глубинная криминализация общества и распространение насилия.
6. Социальные конфликты в трудовых коллективах, превратились в акции протеста, прямые силовые столкновения с новыми «хозяевами» предприятий
7. Государство не получило ожидаемых доходов
8. Не удалось затормозить инфляцию, обесценивание накоплений
9. Социальная дифференциация и резкое обострение социального неравенства между богатыми и бедными
10. Уход собственности за бесценок.
На начало 2008 года на повестке дня стоит так же цель приватизация, только: социальных услуг, социальных гарантий государства, поскольку явно видна несостоятельность государственного управления социальной сферой. И новым инструментом приватизации, вероятно, будут персонифицированное бюджетное финансирование (государственные именные финансовые обязательства — ГИФО), или по другому — Государственные сертификаты (например Родовой сертификат и др.), которые позволят (при сохранении государственного финансирования) работать в сфере услуг частным предприятиям.Около 80% граждан России в 2008 году продолжают считать приватизацию нечестной и готовы в той или иной степени к пересмотру её итогов. Заметим, что приватизация способствовала деиндустриализации страны, значительному сокращению объёмов производства в лёгкой и обрабатывающей промышленностях.
В результате приватизации в России возник плюрализм форм собственности. Их сегодня несколько: государственная, частная (акционерная), частная (индивидуальная), кооперативная, смешанная.
Приватизация, вначале массовая, осуществленная в кратчайшие сроки: программа чековой приватизации завершена 1 июля 1994 г. С 1995 г. перешли к этапу денежной приватизации, не такой быстрой и сопряженной, с большим числом сложностей и скандалов ( затянутость стабилизации финансов, создания бюджетной системы, налоговой и т.д.). Тем не менее две трети ВВП к концу 2 этапы уже производилось в негосударственном секторе. Начался естественный процесс перераспределения и закрепления прав собственности. Стоит так же отметить, что не мало важную роль для закрепления прав собственности сыграло принятие современного Гражданского кодекса, закрепляющая и охраняющая права челвоека, как гражданина.
3.4 Перспективы приватизации в России
Как уже говорилось ранее, на первых порах приватизация была проведена весьма поспешно. Это обьясняет ее недостатки, нарушение законодательства.