Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 09:38, курсовая работа
Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Раскрыть особенности приватизации в России.
Введение
Глава 1: Приватизации и разгосударствление
1.1 Теоретические основы: понятие, сущность, принципы
1.2 Необходимость приватизации
1.3 Цели приватизаци
1.4 Особенности праватизации в разных странах
Глава 2: Методологические основы приватизации в России
2.1 Формы приватизации
2.2 Трансформация законодательства
2.3 Нормативное и методическое обеспечение политики приватизации
Глава 3: Практика проведения приватизации в России (1992 г.— наст. Время):
3.1 Приватизации в России: причины, задачи
3.2 Этапы проведения приватизации в России
3.3 Итоги и последствия (предварительные)
3.4 Перспективы приватизации в России
Заключение
Список литературы
Статья 2. Законодательство Российской Федерации о приватизации государственных и муниципальных предприятий
Статья 3. Государственная программа приватизации
Статья 4. Государственный комитет Российской Федерации по управлении государственным имуществом
Статья 5. Комитеты по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах) и городов (кроме городов районного подчинения)
Статья 6. Российский фонд федерального имущества
Статья 7. Фонды имущества республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения)
Статья 8. Инвестиционные фонды и холдинговые компании
Статья 9. Покупатели
Статья 10. Представители и посредники
Статья 11. Источники средств для приобретения государственных и муниципальных предприятий
Статья 12. Использование средств, полученных от приватизации государственных и муниципальных предприятий
II. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Статья 13. Инициатива в проведении приватизации государственных и муниципальных предприятий
Статья 14. Порядок рассмотрения заявок на приватизацию
Статья 15. Способы приватизации государственных и муниципальных предприятий
Статья 16. Подготовка предприятия к приватизации
Статья 17. Определение начальной цены приватизируемого предприятия
Статья 18. Информация о приватизируемых государственных и муниципальных предприятиях
Статья 19. Формы платежа
Статья 20. Приобретение государственных и муниципальных предприятий по конкурсу
Статья 21. Приобретение государственных и муниципальных предприятий на аукционе
Статья 22. Приобретение покупателями акций открытых акционерных обществ
Статья 23. Льготы работникам приватизируемых предприятий по приобретению их акций
Статья 24. Приобретение государственных и муниципальных предприятий их работниками по конкурсу (на аукционе)
Статья 25. Приобретение акций (паев) из фондов акционирования работников предприятий
Статья 26. Социальные гарантии работникам приватизируемых государственных и муниципальных предприятий
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Оформление сделок приватизации
Статья 28. Обязанности продавца и покупателя
Статья 29. Государственные гарантии прав участников приватизации
Статья 30. Недействительность сделок приватизации
Статья 31. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Данный закон стал отсновой для последующих.
В 1991 году вышло 2 указа Президента РФ:
1. № 341 от 29/12/1991, который утвердил «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Выход этого указа ознаменовал начало форсированной приватизации.
2. №.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Он определял основные механизмы приватизации.
В июне 1992 года Верховным советом РФ была принята Государственная программа приватизации.
До середины 1992 года Верховный Совет РФ принял ряд законов и постановлений, регламентирующих процессы приватизации и банкротства хозяйственных субъектов, в том числе и Законы РФ «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР от 03.07.1991 N 1529-1
» и Закон «О собственности в РСФСР».
Законом о приватизации организация и проведение единой государственной политики приватизации, включая ее нормативное и методическое обеспечение, возлагались на Государственный Комитет РФ по управлению государственным имуществом (ГКИ). В качестве продавца и временного владельца государственного имущества был определен Российский фонд федерального имущества (РФФИ). При этом ГКИ был подотчётен Правительству РФ, а РФФИ — Верховному Совету РФ.
Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие цели:
повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;
создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;
привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;
содействие процессу финансовой стабилизации РФ;
создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993—1994 гг.
2.3 . Нормативное и методическое обеспечение политики приватизации
Главные законы, указы и акты, обеспечивающих нормативное регулирование процесса приватизации и всех вытекающих из него процессов и явлений:
Закон РСФСР от 03.07.1991 N 1529-1
"Об Именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР".
2. Закон РФ от 03.07.1991 N 1531-1
"О Приватизации Государственных и муниципальных предприятий в
Российской Федерации".
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
3. Федеральный Закон от 21.07.1997 N 123-ФЗ
"О приватизации Государственного имущества и об основах
приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
(принят ГД ФС РФ 24.06.1997)
4. УКАЗ Президента РФ от 14.08.1992 N 914
"О введение в действие приватизационных чеков в Российской Федерации".
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ЧЕКАХ")
5. УКАЗ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284
"О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации".
6. УКАЗ Президента РФ от 22.07.1994 N 1535
"Об основных положениях государственной программы приватизации
Государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 Года".
Одним из центральных является проект регламента «Об утверждении Регламента Федерального агентства по управлению государственным имуществом». Данный проект обьединяет в себе все вышеперечисленное, но более подробно, и трансформированно под соответствующий период времени.
«В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 4, ст. 305, № 47, ст. 4933; 2007, № 43, ст. 5202; 2008, № 9, ст. 852, № 14, ст. 1413; 2009, № 12, ст. 1429, № 25, ст. 3060, № 41,
ст. 4790, № 49 (2ч.), ст. 5970; 2010, № 22, ст. 2776), пунктом 1.2 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 31, ст. 3233; 2007, № 43, ст. 5202; 2008, № 9, ст. 852; № 14,
ст. 1413, № 46, ст. 5337; 2009, № 12, ст. 1443, № 19, ст. 2346, № 25, ст. 3060, № 47,
ст. 5675, № 49 (ч. 2), ст. 5970; 2010, № 9, ст. 964, № 22, ст. 2776), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
2. Заместителям Руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом, начальникам управлений центрального аппарата Федерального агентства по управлению государственным имуществом, руководителям территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом организовать ознакомление сотрудников с Регламентом и обеспечить его безусловное выполнение.
3. Приказ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом
от 20 июля 2006 г. № 172 "Об утверждении регламента Федерального агентства по управлению федеральным имуществом", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 15 ноября 2006 г., регистрационный номер 8481 («Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»,
№ 51, 18декабря 2006 г.) признать утратившим силу.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Руководитель
Анализирую прочитанную информацию о правовом закреплени, заметила, что до данного проекта регламента были лишь постановления, не охватывающие в полной мере всех аспектов процесса приватизации, без полного аналица всех положений, конкретных позиций структуры и штатного расписание Росимущества и его территориальных органов, а так же их их полномочий и так далее.
Это: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. №200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом"
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 г. №691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом"
В представленном мною выше проекте регламента чотко и конкретно прописан каждый аспект приватизационного процесса и и всех вытекающих из него. [13]
так же стоит выделить то, что на каждом этапе триватизации так же действовали свои правила.
Первый этап – чековая приватизация.
Главный документ, определивший содержание и порядок первого этапа приватизации, – Программа приватизации 1992 г. Разработка ее была в основном завершена в конце 1991 г. Примерно месяц ушел на обкатку, которая привела к некоторым важным дополнениям. 29 января 1992 г. Президент подписал Указ № 66, утвердивший основные нормативные документы. По Закону о приватизации программа должна была утверждаться парламентом и сама тем самым приобретала силу закона. 11 июля 1992 г. после многомесячных дебатов, как ни странно, Программа приватизации была одобрена Верховным Советом.
Глава 3: Практика проведения приватизации в России (1991 г.— наст. Время):
3.1 Приватизации в России: причины, задачи, цели
Приватизация в России начанается с принятием в 1988 году Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)».
Основными причинами приватизации явились неправильный выбор пути развития, что привело к необходимости создания рыночных отношений. Задачами же на пути к рыночным отношениям явились: приватизация собственности; самостоятельность эллементов рынка; наличие конкуренции; социальная поддержка населения; право субъектов сговариваться о цене; достаточное число производителей, формирующих предложения услуг и товара; стабильность рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража; расширение внешнеэкономических связей; развитие рыночного поведения у людей.
Целями, необходимыми для создания функционирующих рыночных отношений, как говорила ранее, были:
Сокращение задолженности государственного сектора
Развитие рынка
Снижение коррупции
Сокращение инфляции
Стимулирование предпринимательства
Расширение индивидуальных свобод
Развитие народного капитализма.
В России помимо этих целей были и свои индивидуальные:
1.Создание слоя частных собственников
2. Ликвидация монополии государственной собственности.
3.2 Этапы проведения приватизации в России. Методы
А. Чубайс пишет о двух преобладавших схемах приватизации:
«Чаще всего работали две схемы захвата госсобственности. Первая: имущество госпредприятия просто переписывалось как составная часть имущества некоего вновь создаваемого акционерного общества. Вторая: госимущество становилось частной собственностью в результате проведения нехитрой операции «аренды с выкупом». [15]
Мы Можем так же указать одну схему: “госсобственность с правом «полного хозяйственного ведения» – полная свобода без ответственности».
Сам процесс приватизации развертывается в 1991 году. Начинается её первый этап - «малая приватизация (1991-1992 гг.), так называемая в народе «прихватизация».
Малая приватизация - распространяемая на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческих конкурсах и предусматривала полный выкуп.
Прихватизация. «Огрубленное искажение слова приватизация. Носит резко негативный оттенок, подразумевая главным образом приобретение кем-либо государственной собственности в процессе приватизации незаконным путем или по умышленно заниженной цене. В политсленг введен «Комсомольской правдой» в 1991 г.» [14]
Первый шаг так же именуется как чековая приватизация.
Как уже было сказано мной выше, на каждом этапе приватизации были свои нормативно-прововые особенности. Программа приватизации 1992 г.
Её содержание:
1. Программа запретила любые методы приватизации, кроме тех, которые были предусмотрены в ней самой. Тем самым был положен конец спонтанной и номенклатурной приватизации, т.е. растаскиванию госсобственности, по крайней мере в наиболее наглых формах. Процесс был введен в какие-то законные, пусть и несовершенные, рамки.
2. В основу была положена быстрая и бесплатная приватизация большей части крупных и средних предприятий. Специальные списки определили предприятия, не подлежащие приватизации и подлежащие приватизации по решению Правительства. Остальные подлежали приватизации после подачи заявок. Всего могло быть приватизировано более 200 тыс. предприятий. Заявок к началу 1994 г. было подано около 126 тыс. Малая приватизация – продажа на аукционах за деньги.