Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 09:38, курсовая работа
Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Раскрыть особенности приватизации в России.
Введение
Глава 1: Приватизации и разгосударствление
1.1 Теоретические основы: понятие, сущность, принципы
1.2 Необходимость приватизации
1.3 Цели приватизаци
1.4 Особенности праватизации в разных странах
Глава 2: Методологические основы приватизации в России
2.1 Формы приватизации
2.2 Трансформация законодательства
2.3 Нормативное и методическое обеспечение политики приватизации
Глава 3: Практика проведения приватизации в России (1992 г.— наст. Время):
3.1 Приватизации в России: причины, задачи
3.2 Этапы проведения приватизации в России
3.3 Итоги и последствия (предварительные)
3.4 Перспективы приватизации в России
Заключение
Список литературы
Содержание:
Введение
Глава 1: Приватизации и разгосударствление
1.1 Теоретические основы: понятие, сущность, принципы
1.2 Необходимость приватизации
1.3 Цели приватизаци
1.4 Особенности праватизации в разных странах
Глава 2: Методологические основы приватизации в России
2.1 Формы приватизации
2.2 Трансформация законодательства
2.3 Нормативное и методическое обеспечение политики приватизации
Глава 3: Практика проведения приватизации в России (1992 г.— наст. Время):
3.1 Приватизации в России: причины, задачи
3.2 Этапы проведения приватизации в России
3.3 Итоги и последствия (предварительные)
3.4 Перспективы приватизации в России
Заключение
Список литературы
Введение
Я выбрала данную тему, так как вопрос о преобразовании отношений собственности является одним из главных в Экономической теории. Но не только в теоретическом, но и в практическом аспекте заботит данная тема Россию начиная с 90х годов прошлого века. Именно тогда начинаются экономические реформы, период которых до сих пор переживает наша страна.
Каждая реформа не всегда проходит по правилам, установленным её организаторами и идеологами. Вследствии совершения неверных «шагов» или каких либо упущений, были допущенны ошибки. Главной свое задачей я поставила раскрытие сути проблематики и особенностей процесса приватизации в нашей стране, а так же выявление тех самых ошибок. Рассмотрение своего вопроса я выбрала методом анализа, исследования научной и специальной литературы; методом синтеза, но центральное место займет метод сравнения с опытом, результатами, механизмом приватизации
в других стран.
Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Раскрыть особенности приватизации в России.
Основные задачи поставленые в данной курсовой работе:
- дать понятие приватизации;
- рассмотреть предпосылки приватизации:
- исследовать способы и формы приватизации;
- выделить особенности приватизации в России.
Моя курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваю вопрос разгосударствления вообщем: понятие, сущность, причины и цели, а так же опыт приватизации в других странах.
Во второй главе затрагивая тему методологических основ приватизации: её формы, закрепление в законодательстве и правовых актах.
В третей главе уже непосредственно перехожу к вопросу опыта приватизации в России: этапы, особенности, итоги и последсвия, а так же затрагиваю тему перспектив приватизации.
Глава 1:Приватизация и разгосударствление
1.1 Теоретические основы: понятие и сущность понятия приватизация.
Приватизация является часть более широкого процесса — разгосударствления экономики, а именно — процесса перехода от преимущественно государственно директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов.
Как определение, так и свойства разгосударствления у многих авторов трактуется схоже, без искожения главной мысли. Суть основыных из них рассмотрим:
Во-первых: изменняется структура собственности в пользу частной и сокращается общественная;
Во-вторых: изменяется экономическая роль и функции государства, так как оно перестает быть субьектом хозяйствования;
В-третьих: государтво начинает регулировать кономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни;
В-четвертых: госудорство снимает с себя функции расспределения имеющихся ресурсов, постепенно ликвидируется госудорственная монополия во внешнеэкономической деятельности.
Основными способами разгосударствления являются:
либерализация рынков;
коммерциализация;
стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных;
предприятий (государственно-частных);
денационализация.
Все эти способы разгосударствления связаны тем, что выражаются в изменении отношений собственности и усовершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики.
В экономической теории и практике процесс разгосударствления практически эквивалентен приватизации.
Приватизация — это передача государственно или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. [1]
Приватизация есть процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную. [2]
Приватизация — это отдельный случай газгосударствления, поскольку означает превращение госущдарственно собственности в частную посредством передачи или продажи государственной собственноссти в частные руки. [3]
Можно еще долго перечислять значение данного понятия другими авторами. Но стоит отметить, что смысл данного понятия остается одним и тем же. Обьединив данные понятия мы сможем получить наиболее полное значение данного процесса:
Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, важнейшее преобразование при переходе к рынку и представляет собой особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства с государственной на частную. Приватизация должна стать элементом экономических коренных преобра- зований, реформ, а так же долговременным инструментом государственного регулирования.
1.2 Необходимость приватизации.
Как уже говорилось ранее процесс приватизации — это переход государ-ственной или муниципальной собственности в частную. Частная собственность - ключевой институт рыночной экономики. Существуют такие рыночные экономики в которых доля государственной собственности велика, но нет таких, где существует только государственный сектор или только государственный сектор значительно преобладает. Если же такое случается - экономика перестает быть рыночной, снижая при этом свою эффективность. Государственные предприятия могут быть эффективными лишь в среде при наличии конкуренции и частных предприятий. Уменьшение их эффективности происходит при преобладание государственных монополий, а такжеиз-за ослабления хозяйственных побуждение. В ходе реформ вопрос о приватизации (частной собственности) приобрел главнейший политическое и практическое значение. Реформаторы были полностью убеждены (как прежде марксисты), что создать процветающую экономику можно только на базе частной собственности.[4]
А так же направление национализации и монополизации, имевшие место в развитых странах еще после Второй мировой войны, вместе с «неоконсервативной волной», сменились противоположной тенденцией: приватизация. Как пример можно с привести "реформы М. Тэтчер в Великобритании, осуществившей в их числе приватизацию значительной части угольной промышленности .А так же в США проводились эксперименты с передачей в частные руки даже тюрем и таможенных служб. Лозунг национализации исчез из программ всех социалистических партий. Социалист Ф. Миттеран предпринял во Франции последнюю крупную попытку национализации, которая полностью провалилась, и он сам вынужден был пойти на попятный. В такой атмосфере начинались российские реформы".[5]
Стоит подчеркнуть особенность — предпосылку выбора приватизационного пути в России. Так как мы ушли не вперед, а в сторону от главного цевилизационного пути и зашли в тупик. Попыткой выхода из сложившейся ситуации было создание рыночной экономики.
Предпосылкой проведения приватизации явилась необходимость создания условий организации рынка и его комплекса, а именно: приватизация собственности; самостоятельность эллементов рынка; наличие конкуренции; социальная поддержка населения; право субъектов сговариваться о цене; достаточное число производителей, формирующих предложения услуг и товара; стабильность рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной деятельности и хозяйственных связей; независимое судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража; расширение внешнеэкономических связей; развитие рыночного поведения у людей.
Особенностью приватизации в России являлось то, что государство практически главный инвестор и содержатель огромного числа малорентабельных и убыточных предприятий. Потребность приватизации проявилась в необходимости обеспечить условия для нормального работы будущей рыночной системы. Лишь в ходе процесса трансформации отношений собственности в масштабах всей страны может быть адекватное формирование новых побуждений хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства, так как она являются главными условиями увеличения эффективности производства и национального дохода.
Необходимо подчеркнуть, что в свою очередь, масштабная приватизация есть неизбежная предпосылка трансформации переходной экономической среды в рыночную, прежде всего посредством создания значительного сектора независимых от государства рыночно ориентированных компаний.
Не вызывает сомнений необходимость приватизации и для формирования
демократии в рамках политической системы, образования новых социальных
слоев.
1.3 Цели приватизаци
Цель реформы собственности как фундаментального элемента системных реформ в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования рыночной системы. В процессе превращение отношений собственности по всей стране возможно
формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для национального изменения структуры производства главных условий роста национального дохода и эффективности производства. Очень хорошая и понятная формулировка главной задачи приватизации в переходных экономиках дана А. Шлейфером: «приватизация ведет к постоянному перераспределению контроля от бюрократов к инсайдерам фирм и внешним акционерам. Приватизация дает явные преимущества для экономической эффективности потому, что она устанавливает первоначальные права частной собственности». [6]
К эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно рыночная система, главную движущую силу которой составляет конкуренция. Разгосударствление и приватизация образуют лишь объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они не являются ни целью, ни средством для роста благо состояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас [7]. Приватизация не приведет автоматически к появлению жизнестойких предприятий, а лишь поспособствует образованию необходимые экономико-правовые предпосылки.
Перспективы реализации любой приватизационной программы в значительной степени зависят также от развитости частного сектора экономики и состояния финансовых рынков, степени доходности госпредприятий, наличия правовых гарантий для иностранных инвесторов, политики профсоюзов, общего состояния экономики, наличия благоприятной институционально-правовой среды в целом.
При этом не только характер собственности, но сама рыночная среда,
организация работы фирмы и интенсивность управления определяют ее деятельность, а "экономическая эффективность гораздо больше зависит от конкуренции, чем просто от природы права собственности". Таким образом, отсутствие либо наличие адекватной экономической среды в существенной мере определяет эффективность приватизации и ее масштабы.
Чтоб выявить цели приватизации в различных странах, следует обобщить информацию о процессах, причинах и необходимости процесса приватизации в них, и мы получим главные:
Сокращение задолженности государственного сектора
Развитие рынка
Снижение коррупции
Сокращение инфляции
Стимулирование предпринимательства
Расширение индивидуальных свобод
Развитие народного капитализма
Ослабление профсоюзов
1.4 Особенности праватизации в разных странах
Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, основой участия государства в экономике являются экономические, в частности фискальные, меры. При этом государства стремятся уменьшить свое непосредственное участие в производственном процессе (например, Германия). В этой связи одним из основных способов управления федеральной собственностью становится приватизация предприятий.[8]
Масштабы приватизации в той или иной стране зависят от того, насколько хорошо в них использовался метод национализации частного сектора в прдшествующий период. В странах где метод начионализации применялся редко (США, Япония, ФРГ), тенденция приватизации проявилась слабо. В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко ( Великобритания, Франция), приватизации осуществилась в широких масштабах.