Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2012 в 09:38, курсовая работа
Цель работы:
1. Понять сущность разгосударствления и приватизации;
2. Рассмотреть основные способы приватизации;
3. Раскрыть особенности приватизации в России.
Введение
Глава 1: Приватизации и разгосударствление
1.1 Теоретические основы: понятие, сущность, принципы
1.2 Необходимость приватизации
1.3 Цели приватизаци
1.4 Особенности праватизации в разных странах
Глава 2: Методологические основы приватизации в России
2.1 Формы приватизации
2.2 Трансформация законодательства
2.3 Нормативное и методическое обеспечение политики приватизации
Глава 3: Практика проведения приватизации в России (1992 г.— наст. Время):
3.1 Приватизации в России: причины, задачи
3.2 Этапы проведения приватизации в России
3.3 Итоги и последствия (предварительные)
3.4 Перспективы приватизации в России
Заключение
Список литературы
Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и ее функций частному сектору.
Рассмотри наиболее крупные опыты процесса приватизации в различных стран.
Лидер приватизации — Великобритания — предложила следующие способы приватизации: распродажа и безвозмездное распределение акции модряд на оказание услуг, продажа государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции.
Приватизация в Великобритании началась в 1979 году и продолжается до сих пор. Основными чертами британской приватизации являются ее постепенность, акцент на получении прибыли, тщательная подготовка законных и нормативных рамок для каждого отдельного случая продажи. Еще одной характерной чертой была эффективная система регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период, включая лицензирование и контроль за ценами, создание режима потолка цен, ограничивающего возможности приватизированных монополий в повышении цен. Регулирование с помощью установления потолка цен срабатывает гораздо лучше, чем традиционное регулирование на основе уровня возврата инвестиций, которое не способствует эффективности.
Среди основных достижений британской программы приватизации можно назвать:
1) значительно возросшую эффективность и прибыльность бывших государственных предприятий;
2) значительный рост числа акционеров (от 4% взрослого населения в 1979 г. до более 25% в середине 90-х годов);
3) значительное сокращение государственных субсидий ГП. [8]
США. Достаточно известной сегодня является модель рабочей акционерной собственности (или способ приватизации) под названием «Employee Stock Ownership Plan» (ESOP), впервые разработанную в 1956 году. Формально она представляет собой паевое товарищество работников, владеющее и распоряжающееся акциями предприятия от их имени и в их интересах. Работники компании с коллективно-долевой собственностью по закону не имеют права распоряжаться своей долей акционерного капитала (продавать, дарить, передавать). Физически акции находятся в специальном фонде, а их стоимость зачислена на счета работников. В этом состоит специфический характер этой формы акционерной собственности. То, что в основе и этого типа акционерной собственности лежит частная собственность на принадлежащие каждому работнику акции, позволяет работникам получать дивиденды на акции в зависимости от результатов работы компании. Стоимость акций, как обычно, может возрасти или сократиться.[7]
Японский опыт приватизации. В Японии госсектор весьма невелик и представлен, в основном, предприятиями инфраструктуры, а не промышленности, как в Западной Европе.
Первый этап приватизации госсобственности в Стране восходящего солнца прошел в 1980-х годах – тогда были частично приватизированы ряд крупных государственных предприятий, такие как Корпорация государственных железных дорог Японии, Государственная телефонно-телеграфная компания, государственные алкогольная и табачная монополии, государственная авиакомпания JAL. Последняя была полностью приватизирована в 1987 году, все акции компании были проданы на бирже. В эти годы приватизация помогала стране уменьшать бюджетный дефицит, накопившийся еще в 1970-х гг. во время нефтяных кризисов. [9]
На западе Европпы главной целью приватизации было повышение государственных доходов, используется как способ борьбы с бюджетным дефицитом, в основном методом быстрых продаж в частные руки объектов государственной собственности.
В Центральной и Восточной Европе процесс приватизации протекал по двум основным направлениям — формирование частного сектора на собственной основе и передача государственных активов в руки частных и корпоративных собственников. Так, на начальном этапе приватизации практически во всех странах ЦВЕ господствовала иллюзия относительно возможности быстро, за два-три года, осуществить передачу государственных активов в руки частных собственников и только на этой основе существенно поднять эффективность производства. Однако довольно быстро стало ясно, что простая передача существовавших государственных активов в руки частных собственников не ведет к автоматическому росту производства и его эффективности: предприятия в огромном числе случаев не отвечали требованиям, выдвигаемым перед ними рыночной экономикой; они были неэффективны в новых условиях, обременены излишней рабочей силой, дорогостоящими социальными фондами и обязательствами; ввиду того, что органы централизованного планирования при социализме стремились экономить на трансакционных издержках, многие субъекты хозяйствования функционировали как монополии.
Приватизационный процесс в наиболее успешно развивающихся странах ЦВЕ, разворачивался медленнее, чем в России. На начальном этапе наблюдалось большое разнообразие применяемых моделей. В польской практике, например, на первое место было поставлено государственное акционирование предприятий как метод их подготовки к последующей приватизации, а в Венгрии сделан упор на привлечение иностранного капитала, пришедшего на подготовленную многолетними предтрансформационными реформами инфраструктуру. Не спешили с приватизацией и в Словении, где при формировании частного сектора внимание обращали, прежде всего, на создание предприятий на собственной основе. [10]
Я обратила внимание, при исследовании источников, что зачастую приватизация как бы приемствовалась странами. Одни страны брали метод приватизации других стран, не внося в них поначалу изменений. Со временем «страны-плагиаторы» стали корректировать ипреобразовывать метод на свой лад. Так, например, на конференции в университете Кардиффа в 2002 году отмечали ошибочность концепции приватизации Британских железных дорог с отделением инфраструктуры от эксплуатации. Японский вариант разделения по региональному принципу позволил сохранить жизненно важные вертикальные управленческие связи и оказался оправданным.
Приватизация - длительный процесс. В Японии он осуществляется уже 10 лет, в Западной Европе - 10—15 лет.
При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа в разукрупнению монополистических объединений, созданию новых компаний эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно более достоверно оценивать стоимость предприятия. Начинать приватизацию целеообразно с продовольственного сегмента, торговли и сферы услуг. Чтобы госсобственность не досталась мафии, с точки зрения экономической теории важно создать сильную конкуренцию.
Государству следует продумать ограничения для иностранцев в приватизации стратегических отраслей (энергоснабжения, водоснабжения, нефти, обороны и т.д.). Однако крайне необходимо привлекать иностранный капитал, другие отрасли народного хозяйства, иначе трудно будет выйти из кризиса. Оснований опасаться, что западные фирмы скупят акции по низким ценам и станут владельцами значительной доли национального богатства. При современной политической и экономической нестабильности они не рвутся к нам на рынок.[7]
Глава 2: Методологические основы приватизации
2.1 Способы и методы приватизации
С финансовой точки зрения приватизация осуществлялась следующими методами:
1. Платная приватизация (возмездная), предусматривающая полный выкуп имущества по рыночной цене, представляла собой путь, наиболее отвечающий формированию рыночной экономики. Однако выкуп акций осуществлялся очень медленно, поэтому за счет него невозможно было быстро пополнить государственный бюджет. При применении данного метода происходит следующее: появляется новый слой - частных собственников; в казну государства поступает значительно больше средств; автоматически происходит создание условий для привлечения в страну иностранного капитала, а следом и эффективный менеджмент, и новые современные технологии; уменьшение количества свободных денег, что приводит к антиинфляционному эффекту; дает возможность погасить часть внутреннего долга страны.
Широкое распостранение платная приватизация получила в Венгрии.
2. Бесплатная приватизация (безвозмездная), означающая выдачу гражданам купонов, бонн, инфестиционных вкладов. Её необходимость была обоснована двумя моментами. Она рассматривалась, во-первых, как способ восстановления социальной справедливости, позволяющей вернуть населению отобранную у нет собственность. Во-вторых, как «принудительная» приватизация. проводимая с целью ускорения трансформации собственности в условиях психологической неподготовленности населения к инвестированию своих средств в ценные бумаги. Может осуществляться передачей собственности трудовым коллективам и раздачей гражданам при помощи приватизационных чеков. Метод способствует положительному отношению граждан, понижает уровень социальной напряженности; расширению круга потенциальных собственников не только из масс производственной, но и социальной среды; компенсировать потерь от безработицы; разделения и преобразованию госсобственности в
частную.
В той или иной форме она использовалась в России, Польше, Чехословакии, Румынии.
3. Льготная приватизация, предполагающая скидки и льготы определенным категориям населения (трудовым коллективам). Особенно велики такие скидки и льготы были в России и Югославии. Кроме того, в ряде государств получил распространение процесс реприватизации — возвращения собственности ее прежними владельцам или их наследникам (Чехословакия).
Осуществляется приватизация госсобственности и муниципальной собственности следующими способами:
1. Аренда предприятий с правом последующего выкупа (в данный момент не действует)
2. Акционировани, при котором происходит инфентаризационная оценка государственного имущества. На стоимость этой оценки выпускаются акции, которые размещаются среди трудового коллектива и на фондовой бирже, а так же могут быть размещены только на фондовой бирже либо только среди коллектива.
Инвентраная стоимость долгое время не индексировалась и это вело к тому, что значительная доля государственного имущества перешла в частные руки.
3. Продажа на аукционе. Продавец проводит оценку подлежащих приватизации акций, определяет начальную цену продаваемого на аукционе имущества (именуя начальную цен продажи), а также величину повышения начальной цены ("шаг аукциона") при подаче предложений о цене имущества в открытой форме.
4. Аукцион на конкурентной основе.
Позднее вводится распродажа государственного имущества по частям.
В середине 1990-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятие из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.
В настоящее время акцент делается на эффективном управлении государственной собственностью и отказе от рассмотрения процесса приватизации преимущественно как средства пополнения государственного бюджета. Наряду с существующими способами приватизации установлен ряд новых: а) преобразование государственных и муниципальных унитарных предприятий в ОАО, 100% акций которых находятся в государственной и муниципальной собственности; б) внесение государственного и муниципального имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ; в) отчуждение акций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, владельцем государственных и муниципальных бумаг.
Следует иметь в виду, что процесс приватизации во всех странах протекал довольно болезненно и противоречиво. С одной стороны, приватизация в той или иной мере была сведена к передаче государственной собственности бюрократическим силам, все более укрепляющим свои позиции по мере протекания реформ. С другой стороны, недостаточный государственный контроль, как показал опыт «дикой» приватизации, приводит к не менее отрицательным последствиям покупке собственности за бесценок. [11]
2.2 Трансформация законодательства
Приватизация в России начинается с принятием в 1988 году Закона СССР «О государственном предприятии (объединении)». В связи с его принятием Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:
1. Ввести в действие Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" с 1 января 1988 года.
Установить, что положения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" распространяются на предприятия, объединения и организации сферы материального производства, переведенные на полный хозяйственный расчет и самофинансирование.
Поручить Совету Министров СССР определить порядок и сроки применения Закона СССР "О государственном предприятии (объединении)" к предприятиям, объединениям и организациям, не переведенным на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, а также к организациям непроизводственной сферы.
2. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР привести законодательные акты Союза ССР в соответствие с Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)".
3. Совету Министров СССР:
привести до 1 января 1988 года решения Правительства СССР в соответствие с Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)";
обеспечить своевременный пересмотр и отмену министерствами, государственным комитетами и ведомствами СССР их нормативных актов, в том числе инструкций, противоречащих указанному Закону.
4. Поручить Верховным Советам союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с Законом СССР "О государственном предприятии (объединении)".
После принятия первого законо о приватизации, процесс осуществляется без нормативной базы. Масштабы приватизации оставались неизвестными. По оценкам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития ) к лету 1992 года (начало осуществления программы приватизации) более 2000 предприятий были приватизированы «стихийно». В 1991 году началась разработка законодательства о приватизации Законом РФ от 3/7/1991 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» (с изменениями от 5/7/1992).
Настоящий Закон устанавливает организационно - правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики. Состоит из:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятие приватизации государственных и муниципальных предприятий