Принятие управленческих решений на предприятии туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – закрепление теоретических знаний и получение практических навыков в принятии управленческих решений как, в общем, так и на туристическом предприятии в отдельности.
Объектом исследования являются туристические предприятия.
Предметом исследования является изучение основных типов и видов управленческих решений на туристических предприятиях.
Методы исследования, которые применялись при написании данной курсовой работы, следующие анализ литературы, анализ вторичной информации, метод наблюдения.
Наиболее важные задачи, необходимые для выполнения в работе и полного раскрытия темы, следующие:

Содержание

Введение………………………………………………………….……..3
Методологический аспект основных типов и видов управленческих решений……………………………………………………………..…...5
Типы и виды управленческих решений……………………………….5
Методы принятия управленческого решения…………………….…..8
Процесс принятия управленческого решения……………………….10
Анализ основных типов и видов управленческих решений на туристических предприятиях……………………………………….....14
Принятие управленческих решений на этапе создания туристического предприятия……………………………………………………………14
Принятие управленческих решений в процессе формирования туристического продукта………………………………………….…..23
Рекомендации по совершенствованию методов принятия управленческих решений……………………………………………...28
Заключение……………………………………………………………..30
Список литературы…………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 59.75 Кб (Скачать)

     Преимущества:

    • логичность;
    • системность.

     Недостатки:

    • невозможность учета человеческого фактора;
    • многообразие неопределенностей.
 

     Виды  моделей:

    • физические (технологических и естественных процессов, типов оборудования, предметов потребления и т.п.);
    • математические;
    • имитационные (компьютерные, деловые игры)
    • активизирующие методы;
    • методы психологической активации
    • метод конференции идей – основан на стимулировании процессов мышления на уровне сознания;
    • «метод мозговой атаки»;
    • метод вопросов и ответов.
    • методы подключения
    • теоретико-игровой
    • наставничества
    • работа с консультантами
    1. Экспертные методы.

     Основаны  на совокупном мнении специалистов.

      Виды  экспертных методов:

    • простой ранжировки (1-наиболее важный признак, 2-следующий за ним и т.д.);
    • задания весовых коэффициентов (каждому решению ставится в соответствие весовой коэффициент);
    • последовательных сравнений.

     Наиболее  дешёвым и практически не требующим  никакой предварительной подготовки является:

    1. Интуитивный метод.

Когда решение принимается по внутреннему убеждению и, как правило, не сопровождается анализом альтернатив или привлечением какой бы то ни было дополнительной информации. Достоинство данного метода – скорость принятия решения и низкая стоимость. Недостаток – высокая степень риска принятия решения на основе интуиции.

    1. Метод сценариев;

Это набор  прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также  возможным положительным и отрицательным  последствиям.

    1. Метод дерева решений.

     Основан на использовании модели, разветвляющегося по каким-либо условиям процесса. Модель представляет собой графическое  изображение связей основных и последовательных вариантов решения.

     Выбор метода принятия решения достаточно сложен и зависит от множества  факторов, но некоторые характеристики должны присутствовать обязательно. К  ним относятся результативность, практичность, экономичность и временной  интервал, необходимый для принятия решения. 

         1.3 Процесс принятия управленческого решения. 

     Эффективные решения - залог существования коммерческого предприятия. Они являются существенным элементом каждой из пяти функций управления. Поскольку управляющие среднего уровня должны, как правило, принимать решения, необходимые для успешной работы своих подразделений, то начинающий управляющий вскоре осознает значение решений и то, как трудно найти правильное».

     Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает целый ряд стадий и  операций. Вопросы о том, сколько  и какие стадии должен пройти процесс  принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, – спорные и неодинаково  решаются менеджерами. Это зависит  от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и  ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с учетом ситуации и собственного стиля управления.

     Классический  подход к принятию управленческого  решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий (рис. 1). 

       
 
 
 
 

     Рис. 1 - Составные элементы процесса принятия управленческих решений. 

     1. Постановка проблемы. У истоков  любого решения находится проблемная  ситуация, требующая своего разрешения. Задача менеджера на этом этапе  состоит в анализе проблемной  ситуации, изучении положения дел  и целей, предварительной формулировке  критериев решения. 

     Таким образом, процесс постановки проблемы состоит в ее обнаружении и  оценке.

     Обнаружение проблемы – то осознание того, что  возникло отклонение от первоначально  установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о  существовании проблемы, включают в  себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение и т.д. Мнение других менеджеров и подчиненных тоже является важным источником при обнаружении  проблемы.

     Оценка  проблемы – это установление ее масштабов и природы тогда, когда  проблема обнаружена. Определение масштабов  проблемы не означает нахождение ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке размера средств для ее решения и степени ее серьезности.

     2. Выявление ограничений и определение  альтернатив. Причиной проблемы  могут быть находящиеся вне  организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах  изменить.

     Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений. Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений  и наметить возможные альтернативы. Т.е. целесообразно выявить все  возможные действия, устраняющие  причины проблемы.

     «Золотое  правило» управленческих решений –  если кажется, что в ситуации есть только один выход из нее, то он, скорее всего, является ошибочным.

     3. Принятие решений. На этой стадии  разрабатываются альтернативные  решения, дается их оценка и  отбирается альтернатива с наиболее  благоприятными общими последствиями. Основным нормативным принципом данного этапа, сформулированным в теории рациональных решений, является постулат максимизации: следует выбирать ту альтернативу, которая имеет наибольшую интегральную «полезность» - т.е. ту, которая максимизирует возможные «выигрыши» и одновременно минимизирует ожидаемые «проигрыши», убытки.

     4. Реализация решений. Процесс не  заканчивается выбором альтернативы. После выбора альтернатив необходима  разработка специальных процедур, направленных на ее осуществление.  На стадии реализации принимаются  меры для конкретизации решения  и доведения его до исполнителей, т.е. ценность решения состоит  в том, что оно осуществлено (реализовано).

     5. Контроль за исполнением решений.  Любое решение и в особенности  управленческое предполагает необходимость  обратной связи о его результатах.  Лишь в этом случае управление  как процесс может быть эффективным и действенным. Лишь в этом случае появляется возможность извлечения и накопления управленческого опыта реализации решений.

     В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать  решение полностью. С помощью  контроля устанавливается своего рода обратная связь между управляющей  и управляемой системами. После  внедрения решения в практику полезно проверить результат. Причины могут быть следующими:

     Если  решение хорошее, вы будете знать, что  делать, когда вновь столкнетесь  с подобной ситуацией.

     Если  решение плохое, вы будете знать, что  не следует делать в следующий  раз.

     Если  решение плохое, и вы вскоре после  его внедрения приступили к проверке его последствий, иногда можно исправить  положение.

     На  практике хорошие управляющие пытаются составлять несколько запасных планов на случай непредвиденных обстоятельств. Смысл в том, чтобы внести в  ваше решение фактор надежности.

 

      2. Анализ основных типов и видов управленческих решений на туристических предприятиях. 

     2.1 Принятие управленческих  решений на этапе  создания туристического  предприятия.  

     В данной работе типы и виды управленческих решений, рассматриваются применительно  к конкретному предприятию, работающему в сфере туризма в городе Истра и Московской области. Объектом исследования в работе выбрано предприятие, которое является одним из лидеров Истринского туристического рынка - турфирма «ГАМА». Краткая информация о данной туристической фирме:

     Год образования компании – 10.08.1996 г.

     Численность – 20 человек.

     Генеральный директор – Краснов Дмитрий Николаевич

     Турфирма  Гама – один из самых крупных туроператоров города Истра.

     Сфера деятельности – внутренний туризм: а именно речные круизы по Волге, Оке, Каме на комфортабельных теплоходах, отдых и лечение в пансионатах и санаториях Московской области , организация бизнес-туров и отдыха в пансионате «Волга», организация автобусных экскурсионных туров по России.

     Наиболее  значимым фактором, оказывающим влияние  на принятие управленческих решений  в сфере туризма, является соответствие требованиям нормативно-правовых документов. На этапе создания турфирмы «ГАМА» основным и самым сложным управленческим решением был выбор организационно-правовой формы предприятия. Вторым по важности является решение вопросов о получении  лицензий на те виды туристической  деятельности, которыми турфирма «ГАМА» планирует заниматься.

     Рассмотрим  первое упомянутое управленческое решение  – Выбор организационно-правовой формы (ОПФ) для ведения бизнеса.

     Выбор организационно-правовой формы предприятия  является одним из главнейших управленческих решений принятие, которого отражается на дальнейшей деятельности организации. Турфирма «ГАМА» – коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом.

     В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим  лицом признается организация, которая:

    • имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
    • должна иметь самостоятельный баланс или смету;
    • юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном порядке;
    • юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. В зависимости от организационно-правовой формы юридические лица действуют на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

     Коммерческой  считается организация, которая  ставит в качестве основной цели свода  деятельности извлечение прибыли. В  соответствии с установленным, законом  и учредительными документами порядком коммерческая организация распределяет чистую прибыль между учредителями (участниками).

     Следовательно, в соответствии с гражданским  законодательством все коммерческие организации (кроме казенного предприятия) можно считать предпринимательскими. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

     Юридические организации могут создавать  филиалы и представительства, которые  не являются юридическими лицами. Они  наделяются имуществом, создавшим их юридическим лицом, и действуют  на основании утвержденных им положений.

     При осуществлении деятельности в качестве юридического лица принимаются только коллегиальные управленческие решения, за исключением, когда владелец –  один человек и, соответственно, он принимает индивидуальные управленческие решения.

     Таким образом, для осуществления предпринимательской  деятельности нужно принять управленческое решение, в какой организационно-правовой форме эту деятельность осуществлять.

Информация о работе Принятие управленческих решений на предприятии туризма