Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:16, контрольная работа
В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.
Целью нашей работы является изучение основных принципов организации планирования и прогнозирования.
Введение 3
1. Классификация прогнозов и планов 4
2. Основы организации планирования и прогнозирования 8
3. Методология и процесс организации планирования и прогнозирования 12
Заключение 24
Список литературы 25
Выделяют
линейное программирование, задачи которого
описываются линейными
В нелинейном программировании особо выделяют выпуклое программирование. Задачи его описываются линейными соотношениями, а целевая функция, характеризующая критерий выбора решения, не является линейной, но обладает только одним максимумом или минимумом. Это позволяет легко получать безошибочные решения таких задач с помощью распространенных алгоритмов программ.
Для решения задач линейного и выпуклого программирования могут быть использованы средства, включенные в состав программы электронных таблиц для персональных компьютеров.
Наряду с математическим программированием эффективным инструментом подготовки планов считают теорию игр. Теория игр - это теория математических моделей принятия решений в условия конфликта или неопределенности.
Методы теории игр могут использоваться для планирования в условиях неопределенности погодных условий, ожидаемых сроков природных катаклизмов. Это "игры" с пассивным "игроком", который действует независимо от ваших планов.
Разработаны и методы решения задач теории игр с активными "игроками", которые действуют в ответ на действия противной стороны. Кроме того, развиты методы решения задач, в которых действия сторон характеризуются определенными стратегиями - наборами правил действий. Решения задач теории игр могут зависеть от уровня риска, который готовы допустить, или основываться просто на получении максимальной гарантированной выгоды. Решение определенных типов, простых задач теории игр сводится к решению задач линейного программирования.
Нормативный
метод применяется для расчета
и прогнозных, и плановых показателей.
Нормы и нормативы
В прогнозировании используются более обобщенные, а в планировании более конкретные нормы. Нормы закладываются во все сколько-нибудь значимые показатели. Более того, доведение норм и нормативов заменяет установление абсолютных показателей, т.е. объемов. Нормы и нормативы подразделяются на ресурсные, экономические, социальные. При необходимости они конкретизируются и дифференцируются по отдельным направлениям, объектам, регионам.
Наличие норм и нормативов позволяет определить прогнозные и плановые показатели на основе прямого счета. С помощью нормативов регулируются как рыночная, так и внерыночная, в основном непроизводственная, сферы. В рыночной сфере применяются нормативы налоговых и других обязательных платежей, резервных фондов, резервные требования, требования по величине уставного капитала коммерческих банков, продолжительность рабочего дня и т.д. В непроизводственной сфере используются нормативы по минимальной пенсии, расходов на образование, здравоохранение и другие, обеспечиваемые за счет бюджетных средств.
Балансовый
метод является одним из основных
методов планирования и имеет
универсальное значение как способ,
увязывающий потребности с
При организации планирования составляющими ее элементами являются5:
• порядок и последовательность разработки плана;
• система информации;
• исполнители.
Различают организацию планирования: а) на государственном уровне (страны, региона, отрасли); б) внутрифирменную.
В
России организация планирования на
государственном уровне отражает традиции
советской школы экономической
мысли, а также зарубежный опыт, о
сложившейся государственной
Круг объектов, подлежащих государственному планированию, достаточно широк. Прежде всего это структура общественного воспроизводства. На пропорции и структурные сдвиги может влиять функционирование рынка, и государству небезразлично как складываются пропорции. Далее социальная сфера, главное здесь - предвидение влияния будущего развития экономики на жизнь разных социальных групп населения, выявление негативных сторон этого влияния и определение мер по защите нуждающихся.
Государственное
прогнозирование и планирование
осуществляется в несколько этапов,
обязательность которых предопределяется
как нормативно-правовыми
1. Разработка сценарных условий функционирования экономики.
2. Доведение сценарных условий и методических материалов субъектам РФ для разработки региональных и отраслевых прогнозов.
3. Представление федеральными органами и субъектами РФ заявок на выделение финансирования из федерального бюджета.
4. Представление федеральными органами и субъектами РФ предварительных прогнозов по отраслям и регионам по основным показателям.
5. Уточнение федеральными органами, субъектами РФ, государственными заказчиками потребности в средствах для финансирования: федеральных целевых программ; поставок продукции для федеральных государственных нужд; поддержки отраслей экономики и регионов.
6. Представление федеральными органами и субъектами РФ прогнозов социально-экономического развития, предложений к прогнозам по основным направлениям развития, прогноза платежного баланса, региональных бюджетов.
7. Представление прогнозных документов в Государственную Думу на утверждение.
8. Уточнение федеральными органами и субъектами РФ прогнозов после рассмотрения Государственной Думой.
9. Представление федеральными органами и субъектами РФ уточненных прогнозов в Правительство РФ.
Планирование и прогнозирование различаются по срокам и формам организации этого вида деятельности.
1) Сроки выполнения планирования.
Планирование может осуществляться по календарным срокам или непрерывно. Планирование по календарным срокам предполагает разработку планов на следующий календарный период за некоторое время до завершения отчетного периода, т.е. периода, на который план был составлен ранее.
В современном изменчивом мире это малоэффективный способ организации планирования. Уже через полгода выполнение тех или иных нормативов плана может потерять всякий смысл из-за изменения обстановки. Но в силу сложившихся традиций и низкой квалификации управленческого персонала этот метод используется на российских предприятиях. Нередко он применяется и в странах Западной Европы на предприятиях малого и среднего бизнеса, исключая, конечно, современные динамичные отрасли хозяйства. Такой метод организации планирования, несмотря на его недостатки по традиции используется государственными органами власти и управления, государственными учреждениями во многих странах.
Непрерывное планирование предполагает постоянную разработку планов на предстоящие периоды. Например, при такой организации краткосрочного планирования с плановым периодом продолжительностью один год в декабре утверждаются планы на год с января по декабрь, через месяц на год с февраля по январь, а в феврале - на год с марта по февраль следующего календарного года и т.д.
Такая организация планирования стала осваиваться начиная с 50 - 60-х гг. американскими компаниями. Использование современных информационных технологий обеспечило в конце 70-х и в особенности в 80-х гг. быстрое распространение непрерывного планирования в развитых странах в различных сферах и на различных уровнях управления.
2)
Формы организации
В
работу по планированию могут в различной
последовательности включаться будущие
участники планируемой
Первая
форма организации планирования
основывается на том, что руководство
или правительство создает
Вторая форма основана на том, что планы формируются исполнителями и утверждаются руководством. Как и первая, эта форма как правило, неэффективна, поскольку в современных условия специализации и разделения труда полученные таким образом планы представляют неквалифицированное выражение некоторого комплекса эгоистических интересов.
Соединить
достоинства и устранить
Высшие
органы управления формулируют цели
и главные задачи стимулируют выдвижение
и разработку предложений, направленных
на достижение поставленных целей, привлекают
к разработка планов всех основных участников
их последующего выполнения. Такая форма
позволяет наиболее полно использовать
творческий потенциал персонала, с одной
стороны, и создает предпосылки для развития
самоуправления и успешного выполнения
планов - с другой.
Планирование связано с решением ряда профессиональных специальных задач, поэтому в структуре управления производственными и экономическими системами функции планирования выполняют органы и подразделения планирования. Они являются важнейшими элементами системы управления, выполняют свои функции в тесном взаимодействии со всеми остальными органами подразделениями производственных и экономических систем.
В
настоящее время широким
Считается, что идея прогнозирования и планирования в экономике в целом разумна. Но опыт показал, что директивное планирование должно осуществляться лишь на уровне фирмы. Это связано с некоторыми особенностями внутрифирменного плана, который:
1) составляется как задание частного владельца, несущего полную ответственность (вплоть до разорения) за достижение успеха;
2) осуществляется в условиях гарантированной законом свободы выбора партнеров по сделкам и согласования с ними цены продажи;
3) постоянно проверяется спросом покупателей;
4) разрабатывается тогда, когда вся существующая по вопросу социально-экономическая информация может быть собрана и осмыслена тем лицом, которое принимает решения и полностью отвечает за их рациональность.
Однако эти особенности практически не проявляются в масштабе страны.
Информация о работе Принципы организации планирования и прогнозирования