Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:16, контрольная работа
В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.
Целью нашей работы является изучение основных принципов организации планирования и прогнозирования.
Введение 3
1. Классификация прогнозов и планов 4
2. Основы организации планирования и прогнозирования 8
3. Методология и процесс организации планирования и прогнозирования 12
Заключение 24
Список литературы 25
Органы прогнозирования и планирования на мезо-уровне должны проводить комплексное исследование рынка, осуществлять прогнозирование спроса и предложения, разрабатывать прогнозы и планы по развитию соответствующих отраслей и регионов во временном аспекте, целевые программы по решению важнейших проблем, разрабатывать методические рекомендации для подведомственных предприятий, принимать участие в формировании параметров экономических регуляторов и решать другие задачи.
На микроуровне плановые органы совместно с другими органами управления должны определять цели, разрабатывать прогнозы и планы (бизнес-планы) для их достижения, организовывать выполнение последних.
Основой экономической системы страны в переходный период являются хозяйствующие субъекты в виде самостоятельных государственных, коллективных, совместных предприятий, организаций, фирм, а также индивидуальные (частные) производители и коммерсанты. Они действуют на принципах самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования и социально-экономической целесообразности.
Предприятия
и организации имеют право
на непосредственное осуществление экспортно-импортных
операций. Их деятельность осуществляется
на принципах валютной самоокупаемости.
Предприятия сами формируют планы экспорта
и импорта, заключают договоры на поставку
продукции и осуществляют торговые операции.
Органы государственного управления должны
обеспечивать законодательную базу внешнеэкономической
деятельности, способствовать обеспечению
интересов предприятий на мировом рынке
и оказывать им разностороннее содействие,
прежде всего в экспортной деятельности.
Кроме того, они могут заключать международные
соглашения, формировать в стране организационные
структуры внешнеэкономических связей,
создавать местные внешнеэкономические
органы, осуществлять контроль за реализацией
международных соглашений.
К основным принципам планирования относятся4:
1. Принцип единства, означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях. Плановое изменение показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности.
2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму - третий и т. д. Принцип касается, прежде всего, планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный - долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и различаясь по времени.
3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т. е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или "надбавок на безопасность", которые должны амортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.
4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени плана.
5. Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости - специалисты извне. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности.
Следующим
элементом методологии являются
методы прогнозирования и
Методы
прогнозирования можно
Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, неотделимы от лица, делающего прогноз. При разработке прогноза доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К этой группе методов относятся методы социологических исследований и экспертные методы.
Опрашиваемые, давая оценки, могут основывать свои суждения как опираясь непосредственно на интуицию, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.
В
прогнозировании социально-
Метод экспертной оценки базируется на рациональных доводах и интуиции высококвалифицированных специалистов (экспертов), обработке их информации о прогнозируемом объекте. Он широко применяется в прогнозировании природных ресурсов, технических достижений, развития науки, в случаях большой неопределенности, отсутствия достоверной информации в экстремальных условиях, если объект не поддается предметному описанию или математической формализации.
При
использовании экономико-
Определение системы факторов и причинно-следственной структуры исследуемого явления начальный этап математического моделирования.
Статистические
методы занимают особое место в прогнозировании.
Методы математической и прикладной
статистики используются при планировании
любых работ по прогнозированию,
при обработке данных, полученных
как эвристическими методами, так
и при использовании собственно
экономико-математических методов. В
частности, с их помощью определяют
численность групп экспертов, опрашиваемых
граждан, периодичность сбора данных,
оценивают параметры
Каждый из указанных методов обладает достоинствами и недостатками. Все методы прогнозирования дополняют друг друга и могут использоваться совместно.
Метод сценариев - эффективное средство для организации прогнозирования, объединяющего качественный и количественный подходы.
Сценарий
- это модель будущего, в которой
описывается возможный ход
Как правило, составляется несколько альтернативных вариантов сценариев. Сценарий, таким образом, - это характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а не определение одного возможного или желательного состояния будущего.
Обычно наиболее вероятный вариант сценария рассматривается в качестве базового, на основе которого принимаются решения. Другие варианты сценария, рассматриваемые в качестве альтернативных, планируются в том случае, если реальность в большей мере начинает приближаться к их содержанию, а не к базовому варианту сценария.
Сценарии
обычно представляют собой описание
событий и оценки показателей
и характеристик во времени. Метод
подготовки сценариев вначале
Позже
сценарное прогнозирование
Сценарии
являются эффективным средством
преодоления традиционного
Сценарное прогнозирование является эффективным средством подготовки плановых решений как на предприятии, так и в государстве.
Планирование
тесно связано с
Планы являются результатами управленческих решений, которые принимаются на основе возможных плановых альтернатив. Принятие управленческого решения осуществляется по некоторым критериям. Используя эти критерии, альтернативы оценивают с точки зрения достижения одной или нескольких целей. Критерии отражают цели, которые ставят лица, принимающие управленческие решения.
В
экономической или
Решение, принимаемое по единственному критерию, считают простым, а по нескольким критериям - сложным. Критерии, в которых сформулированы количественные или порядковые шкалы оценок, позволяют использовать математические методы исследования операций для подготовки решений.
Решения об утверждении планов, как правило, являются не только сложными из-за множественности критериев, но и просто трудными по причинам неопределенности, ограниченности к информации и высокой ответственности. Поэтому окончательные решения об утверждении планов принимаются путем эвристического, интуитивного выбора из ограниченного числа предварительно подготовленных альтернатив.
Методы планирования, таким образом, - это методы подготовки плановых альтернатив или, по меньшей мере, одного варианта плана для утверждения лицом или органом, принимающим решение.
Методы подготовки одного или нескольких вариантов планов различают по используемым методам составления этих планов, методам и срокам возможной реализации планов, объектам планирования.
Подобно прогнозированию, планирование может основываться на эвристических и математических методах. Среди математических методов исследования операций особое место занимают методы оптимального планирования.
В
решении задач подготовки оптимальных,
т.е. наилучших по определенным критериям,
планов могут использоваться методы
математического
Задачи
математического
Задачи
математического
Информация о работе Принципы организации планирования и прогнозирования