Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:16, контрольная работа
В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.
Целью нашей работы является изучение основных принципов организации планирования и прогнозирования.
Введение 3
1. Классификация прогнозов и планов 4
2. Основы организации планирования и прогнозирования 8
3. Методология и процесс организации планирования и прогнозирования 12
Заключение 24
Список литературы 25
Содержание
Введение 3
1. Классификация прогнозов и планов 4
2. Основы организации планирования и прогнозирования 8
3. Методология и процесс организации планирования и прогнозирования 12
Заключение 24
Список
литературы 25
Введение
Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам согласно логике обоснования показателя, т.е. в соответствии с методологией планирования. Методология планирования - это совокупность основных приемов исследования с целью познания и преобразования действительности. Она включает как общефилософский метод, так и методы конкретной науки. Философский метод познания содержит диалектику, основу которой составляют наиболее общие законы развития природы и общества, а также принципы научного мышления: индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, сравнение, эксперимент. Используются законы как формальной, математической, так и диалектической логики. Прогнозирование и планирование экономического и социального развития базируются на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией. Экономическая наука исследует производственные отношения во взаимодействии с производительными силами, объекты прогнозной и плановой деятельности и формулирует соответствующие понятия, категории, законы.
Основу методологии прогнозирования и планирования составляют как общие, так и специфические экономические законы воспроизводства общественного продукта. Требования законов обусловливают необходимость соблюдения соответствующих принципов.
В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.
Целью нашей работы является изучение основных принципов организации планирования и прогнозирования.
Прогнозирование
представляет собой процесс разработки
прогнозов. Под прогнозом понимается
система научно обоснованных представлений
о возможных состояниях объекта
в будущем, об альтернативных путях
его развития. Для формирования стратегии
и тактики развития экономики
разрабатывается система
По
масштабу прогнозирования выделяют:
макроэкономические прогнозы, межотраслевые
и межрегиональные, прогнозы развития
народнохозяйственных комплексов, отраслевые
и региональные прогнозы, прогнозы
звеньев экономики: предприятий, объединений,
отдельных производств и
Во временном аспекте прогнозы подразделяются на: долгосрочные (от 5 до 15-20 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (от одного месяца – на каждый день, неделю, декаду)1.
Планирование
– это процесс научного обоснования
целей, приоритетов, определения путей
и средств их достижения. На практике
оно реализуется путём
К планированию относятся2:
общественно-политический надзор над экономикой и контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация президента, политические партии и т.д.);
оценка состояния экономики на конкретный момент времени;
оценка спонтанных тенденций развития;
проецирование
на будущее желаемого
Основной функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой системой, с последующим формулированием комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в содержании плана.
План состоит из отдельных разделов, в этих разделах обосновываются пути решения задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. Определенные показатели должны быть обоснованы, а в плане должны быть предусмотрены антиинфляционные меры и уделено особое внимание разделам по социальной политике государства.
Все
вышеизложенное относится к
Экономической наукой и практикой разработаны различные формы планирования.
Директивное
или административно-командное
Как показал опыт развития отечественного хозяйства, директивное планирование потеряло свои преимущества перед другими методами, которые используют государства в рыночных условиях.
Индикативное
планирование, здесь исходной базой
планирования является смешанная экономика.
Плановые документы содержат лишь общие
прогнозы о желаемом развитии экономики,
а также включают решение о
государственных расходах, капиталовложениях
и о текущих расходах государственных
предприятий. Основной задачей плана
выступает координация
Стратегическое планирование представляет собой процесс определения долгосрочных целей, обоснование приоритетов и формирование механизма по их реализации. Оно предполагает учёт факторов внешней среды: технологических, экономических, конкурентных, социальных, международных, рыночных, политических.
Наибольшее
распространение получили директивное,
индикативное, стратегическое планирование.
Директивное и индикативное планирование
является основным рабочим инструментом
по реализации идей, поставленных в стратегических
планах (прогнозах).
Организация прогнозирования и планирования охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления народным хозяйством, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения.
Научными основами организации прогнозирования и планирования являются принципы, т.е. требования, основополагающие правила.
В условиях директивного планирования главным был принцип демократического централизма. В централизованном порядке определялись основные направления экономического и социального развития страны в целом, ее отраслей и регионов. Важнейшие показатели устанавливались в виде заданий. Осуществлялась единая государственная политика в области размещения производительных сил, оплаты труда, цен, финансов и др.
Планы экономического и социального развития предприятий разрабатывались на основе доведенных сверху контрольных цифр.
При переходе к рыночным отношениям существенные изменения претерпевают как система планирования, так и принципы его организации. В современных условиях важнейшими принципами организации планирования являются3:
Практическое проведение в жизнь указанных принципов предполагает:
Органы государственного планирования и управления призваны создавать условия для эффективной деятельности всех предприятий и организаций независимо от формы собственности, оказывать поддержку экспортерам и другим предприятиям приоритетных отраслей экономики. Ни один орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий и организаций.
Экономико-правовой
основой взаимоотношений
На всех уровнях управления и планирования особое значение должно придаваться аналитической работе с целью выявления тенденций, условий и факторов, оказывающих влияние на экономическое и социальное развитие. Структура органов прогнозирования и планирования, их функции должны быть адекватными существующим условиям социально-экономического развития.
На
макроуровне государственные
Информация о работе Принципы организации планирования и прогнозирования