Принципы организации планирования и прогнозирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 08:16, контрольная работа

Описание работы

В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.
Целью нашей работы является изучение основных принципов организации планирования и прогнозирования.

Содержание

Введение 3
1. Классификация прогнозов и планов 4
2. Основы организации планирования и прогнозирования 8
3. Методология и процесс организации планирования и прогнозирования 12
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

принципы организации планирования и прогнозирования.docx

— 52.53 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Классификация прогнозов  и планов 4

2. Основы организации  планирования и  прогнозирования 8

3. Методология и  процесс организации  планирования и  прогнозирования 12

Заключение 24

Список  литературы 25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам согласно логике обоснования показателя, т.е. в соответствии с методологией планирования. Методология планирования - это совокупность основных приемов исследования с целью познания и преобразования действительности. Она включает как общефилософский метод, так и методы конкретной науки. Философский метод познания содержит диалектику, основу которой составляют наиболее общие законы развития природы и общества, а также принципы научного мышления: индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, сравнение, эксперимент. Используются законы как формальной, математической, так и диалектической логики. Прогнозирование и планирование экономического и социального развития базируются на познании и использовании объективно действующих законов и закономерностей, формулируемых экономической теорией. Экономическая наука исследует производственные отношения во взаимодействии с производительными силами, объекты прогнозной и плановой деятельности и формулирует соответствующие понятия, категории, законы.

     Основу методологии прогнозирования и планирования составляют как общие, так и специфические экономические законы воспроизводства общественного продукта. Требования законов обусловливают необходимость соблюдения соответствующих принципов.

     В странах с развитой рыночной моделью  экономики прогнозирование и  планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения  и других социально-экономических  областях.

     Целью нашей работы является изучение основных принципов организации планирования и прогнозирования.

1. Классификация прогнозов  и планов

 

     Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений  о возможных состояниях объекта  в будущем, об альтернативных путях  его развития. Для формирования стратегии  и тактики развития экономики  разрабатывается система прогнозов, включая прогнозы временного аспекта  и по уровням управления, а также  частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. На основе результатов  прогнозных расчётов определяются важнейшие  направления стратегии социально-экономического развития, составляются индикативные планы, формируется механизм государственного регулирования экономики и определяются параметры основных регуляторов (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых резервов и т.д.).

     По  масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы, межотраслевые  и межрегиональные, прогнозы развития народнохозяйственных комплексов, отраслевые и региональные прогнозы, прогнозы звеньев экономики: предприятий, объединений, отдельных производств и продуктов.

     Во  временном аспекте прогнозы подразделяются на: долгосрочные (от 5 до 15-20 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (от месяца до года), оперативные (от одного месяца – на каждый день, неделю, декаду)1.

     Планирование  – это процесс научного обоснования  целей, приоритетов, определения путей  и средств их достижения. На практике оно реализуется путём разработки планов. План представляет собой документ, который содержит систему показателей  и комплекс различных мероприятий  по решению социально-экономических  задач. В нём отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники обеспечения, порядок и сроки их выполнения. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга.

     К планированию относятся2:

     общественно-политический надзор над экономикой и контроль через различные политические учреждения (правительство, парламент, администрация  президента, политические партии и  т.д.);

     оценка  состояния экономики на конкретный момент времени;

     оценка  спонтанных тенденций развития;

     проецирование на будущее желаемого экономического уровня, а также использование  всех необходимых средств, для достижения намеченных целей.

     Основной  функцией планирования является формулирование курса действий над управляемой  системой, с последующим формулированием  комплекса мер по их реализации, что находит свое отражение в  содержании плана.

     План  состоит из отдельных разделов, в  этих разделах обосновываются пути решения  задач, стоящих перед государством в области экономики в плановом периоде, определяются основные показатели по отраслям и сферам экономики. Определенные показатели должны быть обоснованы, а  в плане должны быть предусмотрены  антиинфляционные меры и уделено  особое внимание разделам по социальной политике государства.

     Все вышеизложенное относится к макроэкономическому  планированию, которое можно определить как сознательное действие. Цель макроэкономического  планирования – привести по истечению  определенного срока к желаемому  результату национальную экономику  в целом.

     Экономической наукой и практикой разработаны  различные формы планирования.

     Директивное или административно-командное планирование – собственником средств производства является государство. Плановые задания доводятся до всех звеньев экономики и являются обязательными для выполнения. Планы разрабатываются исходя из общегосударственных интересов. Директивное планирование старается исключить воздействие рынка на экономику и выносит на макроуровень решение всех микроэкономических задач. Директивному планированию командно-административной системы характерна сквозная система планирования, объединяющая все уровни хозяйствования в жесткую систему. Отсутствует самостоятельность предприятий, что исключает принятие решения, учета и анализ микроэкономических решений.

     Как показал опыт развития отечественного хозяйства, директивное планирование потеряло свои преимущества перед другими  методами, которые используют государства  в рыночных условиях.

     Индикативное  планирование, здесь исходной базой  планирования является смешанная экономика. Плановые документы содержат лишь общие  прогнозы о желаемом развитии экономики, а также включают решение о  государственных расходах, капиталовложениях  и о текущих расходах государственных  предприятий. Основной задачей плана  выступает координация использования  государственных ресурсов, не претендующая на прямое определение решений представителей частного сектора. Индикативное планирование оказывает воздействие на частный  сектор через спрос, через его  ограничивающий или стимулирующий  характер, здесь нет большого разделения между планом и рынком, так как  план выполняет подчиненную роль при рынке.

     Стратегическое  планирование представляет собой процесс  определения долгосрочных целей, обоснование  приоритетов и формирование механизма  по их реализации. Оно предполагает учёт факторов внешней среды: технологических, экономических, конкурентных, социальных, международных, рыночных, политических.

     Наибольшее  распространение получили директивное, индикативное, стратегическое планирование. Директивное и индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации идей, поставленных в стратегических планах (прогнозах).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основы организации  планирования и  прогнозирования

 

     Организация прогнозирования и планирования охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления народным хозяйством, определение их функций, установление порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения.

     Научными  основами организации прогнозирования и планирования являются принципы, т.е. требования, основополагающие правила.

     В условиях директивного планирования главным был принцип демократического централизма. В централизованном порядке определялись основные направления экономического и социального развития страны в целом, ее отраслей и регионов. Важнейшие показатели устанавливались в виде заданий. Осуществлялась единая государственная политика в области размещения производительных сил, оплаты труда, цен, финансов и др.

     Планы экономического и социального развития предприятий разрабатывались на основе доведенных сверху контрольных цифр.

     При переходе к рыночным отношениям существенные изменения претерпевают как система  планирования, так и принципы его  организации. В современных условиях важнейшими принципами организации  планирования являются3:

  • децентрализация и демократизация;
  • демонополизация;
  • экономически выгодное для страны участие в интеграционных процессах;
  • приоритетное решение социальных и экологических проблем.

     Практическое  проведение в жизнь указанных  принципов предполагает:

  • концентрацию всех функций хозяйственного управления на уровне предприятий и организаций, включая выбор направлений и планирование их деятельности;
  • четкое разграничение функций государственных республиканских и местных органов управления, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных условий для самоуправления и самофинансирования административно-территориальных образований страны;
  • формирование механизма взаимодействия макро- и микроуровней в процессе прогнозных и плановых расчетов;
  • разработку альтернативных вариантов внешнеэкономических связей и выбор наиболее эффективных из них;
  • планирование развития конкуренции и предпринимательства.

     Органы  государственного планирования и управления призваны создавать условия для  эффективной деятельности всех предприятий и организаций независимо от формы собственности, оказывать поддержку экспортерам и другим предприятиям приоритетных отраслей экономики. Ни один орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий и организаций.

     Экономико-правовой основой взаимоотношений местных  органов управления с хозяйствующими субъектами должен быть договор по ресурсо- и природопользованию, в котором закрепляются условия пользования региональными ресурсами, порядок возмещения затрат на их восполнение, а также возмещение потерь и ущерба, наносимых хозяйственной деятельностью окружающей среде и населению. В договоре могут быть оговорены поставка продукции и оказание услуг для местного рынка и других региональных потребностей, участие предприятия в создании и сохранении инфраструктуры и т.д.

     На  всех уровнях управления и планирования особое значение должно придаваться  аналитической работе с целью  выявления тенденций, условий и  факторов, оказывающих влияние на экономическое и социальное развитие. Структура органов прогнозирования и планирования, их функции должны быть адекватными существующим условиям социально-экономического развития.

     На  макроуровне государственные органы планирования должны заниматься анализом текущей экономической ситуации, прогнозированием темпов и важнейших пропорций развития экономики, обоснованием приоритетов, формированием структуры экономики, обеспечением материальной и финансовой сбалансированности. Особое внимание должно уделяться разработке стратегии и тактики экономического и социального развития страны, определению для конкретных плановых горизонтов количественных значений основных регуляторов экономики (государственного заказа, цен, налогов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых и других резервов и т.д.).

Информация о работе Принципы организации планирования и прогнозирования