Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность – один из главнейших компонентов современной экономики. В государствах рыночной экономики предпринимательство получило обширное распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За прошедшие 10 лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1Экономическая природа предпринимательства
1.2Цели предпринимательства
1.3Социально-экономическая эволюция предпринимательской деятельности
2СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬССКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
4 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
5 АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А

ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

в иннет.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

Это не значит, что прибыль теряет роль целевого ориентира предпринимательства. Хотя целевые установки компаний могут быть различны, да и изменяться под воздействием внутренних и внешних причин, каждая из них возможна при одном непременном условии — обеспечении применимой нормы прибыли. Это лимитирование не случайно и обусловлено той ролью, которую прибыль играет во всем процессе предпринимательства. Прибыль считается источником дохода предпринимателя и становления компании, служит признаком производительности использования ресурсов и оценки инвестиционных способностей, в конце концов, оценкой успеха и эмоциональным стимулом. Это говорит про то, что, даже внешне не проявляясь, прибыль, все-таки, занимает главенствующее место в иерархии целей предпринимателя.

Следовательно, как управленец-хозяйственник предприниматель стремится к обеспечению устойчивых условий для реализации и становления собственной предпринимательской функции. С данной стороны его цель состоит в уравновешивании разнонаправленных сил, дозволяющих эффективно исполнять предпринимательскую функцию в долгосрочной перспективе. Вмести с этим, реализуя функцию собственника, он обязан обеспечить величайшую прибыльность от использованных ресурсов, выражающуюся в максимизации выгоды. Разрешение данного противоречия может иметь самые различные формы, хотя все они, в конце концов, сводятся к обеспечению оптимальной нормы прибыли. Довольство прибылью значит не что другое, как компромисс между всевозможными сторонами предпринимательской функции.


1.3 Социально-экономическая эволюция предпринимательской деятельности.

Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-то окончательно образовавшимся и застывшим. Изменяются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Становление предпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывно соединено с эволюцией последнего. Исторически начальным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Потому что производство в собственной массе еще не было ориентировано для работы на рынок, деятельность торговцев была нацелена на применение существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их заработка служили различия в стоимостях, перемещаемых с рынка на рынок продуктов. Потому в этот период высокофункциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникавших рыночных не равновесий, а его преобладающим признаком была сопряженность с высочайшей степенью риска.

По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся сектора экономики материального производства. Сейчас уже не поиск более привлекательных рынков, а поиск более разумной комбинации используемых факторов производства становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности стало причиной усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника.

Постиндустриальная стадия с отличительным ей ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила другие ориентиры и приоритеты хозяйствования. Наиглавнейшим в предпринимательской деятельности делается не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу становления общественного производства. Не столько рациональное применение ресурсов, а рационализация самой формы и метода хозяйствования выступает основным фактором деятельности предпринимателя. Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной работы, где его инновационная функция сможет раскрыться более полно, становясь, вмести с этим, коллективно производимой функцией. Работая на перспективу, предприниматель не имеет возможности руководствоваться текущими целями. Его устремления получают стратегический характер, а основной целью становится не максимизация частного итога, а обеспечение экономической стойкости предпринимательской организации. Достичь указанного эффекта возможно, лишь мобилизовав усилия всего коллектива организации, что предугадывает вовлечение в предпринимательский процесс всех его соучастников. Дух рационализма заменяется духом демократизма и общественной интеграции.[3,c.89]

По мере эволюции предпринимательства изменялась и его общественная оценка. Оформившаяся еще в античное время и позже закрепленная в догматах христианства печать морально-этической неполноценности предпринимательской деятельности как "греховной" и "недостойной", довлела над ней на протяжении веков. В обществе, покоящемся на патриархальном хозяйстве, с его размеренным и постоянным ритмом жизни, инициативная деятельность, нацеленная на изменение устоявшегося уклада, не имела возможности восприниматься по-другому. Со становлением индустриального типа производства, когда рациональное внедрение ресурсов и новаторство характеризующими факторами стабильного финансового подъема, общественное восприятие предпринимательской работы становится наиболее адекватным. Естественно, бы было ошибкой видеть в предпринимательстве какую-то подвижническую деятельность. Впрочем, столь же нечестно бы было акцентировать внимание только на его приобретательской мотивации, упуская из виду исполняемую им созидательную работу.

2 СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Предпринимательство — неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, основная характерная черта которого — независимая конкурентная борьба. Желая ситуация предпринимательства уходит в глубь веков, прогрессивное его сознание сложилось во время развития и становления капитализма, который избрал свободное предпринимательство в виде базы и источника своего процветания.[5,c.56]

В докапиталистическую эпоху место предпринимателя в обществе и отношение к нему граждан были неоднозначными. В древние времена и во время господства христианской церковной идеологии деятельность купца, торговца и всякого делового человека рассматривалась как недостойная, гадкая и грешная. Аристотель считал наиболее благородным стиль жизни философа, нежели работа купца, коему так не хватает внутреннего покоя. Ф. Аквинский заявлял, что профессия торговца несет внутри себя печать морально-этической неполноценности. Ну а в знаменитом в XII в. учебнике канонического права "Gratians" было сказано: "Купец лишь в малой степени угоден Всевышнему или же совсем противен Ему" (1).

Негативное отношение к предпринимателю усугубили помимо прочего писания Ветхого Завета и учение Иисуса Христа о богатстве. Но при оценке их нужно иметь в виду, что под богатством в Библии понималось бесплодное расточительство. Такой взгляд не подходит современному пониманию богатства как результата творческого вклада в рост благосостояния на базе предпринимательской инициативы. Обогащение одних с помощью нищеты иных, осужденное в Священном Писании, встречается в настоящее время не столько в государствах развитых рыночных экономик, сколько в некоторых развивающихся государствах, а частично и в России. На то есть несколько объяснений.

Агрессивное отношение множества средневековых философов и богословов к предпринимательству было обусловлено тем, что в тот период главенствующей формой производства до сих пор оставалось натуральное хозяйство и предпринимательским функциям пока еще отводилась малозаметная роль. Также, спокойная жизнь и деятельность усердного земледельца являлась эталоном человеческого существования, на тот момент как предприниматель, будучи в постоянном поиске, ломая устоявшиеся привычки, был прямой противоположностью крестьянскому консерватизму. Отличительно, что в том числе и основоположники традиционной политической экономии не видели особенного смысла в предпринимателе, потому что, считали они, экономический процесс исполняется сам по себе, на базе принципа "невидимой руки". По их схеме предприниматель имеет возможность выступать в качестве или собственника (А. Смит), или инвестора (Д. Рикардо). Других функций за предпринимателем они не принимали.

Взгляды классиков явились одним из отправных пунктов марксистской концепции предпринимательства. К. Маркс видел в предпринимателе только капиталиста, который вносит собственный капитал в личное предприятие и на разности между ценой сделанной наемными сотрудниками продукции и суммой выплаченной им заработной платы имеет прибыль, Это, учитывая мнение К. Маркса, свидетельство эксплуататорской сути предпринимательства, его общественного паразитизма, и потому оно должно быть ликвидировано вместе с иными устоями капиталистической системы хозяйства.

Только большое количество позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты приняли решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем традиционным моментам производства — труду, земле, капиталу — 4-ый — компанию, а И. Шумпетер в книге "Теория экономического развития" (1912 г.) отдал данному фактору современное его название — предпринимательство.

Красочную характеристику предпринимательства возможно встретить в работах германского экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, — это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство мыслей, воля и упорство), устроитель (искусство сочетать почти всех людей для сотрудничества) и купец (мастерство уверять жителей нашей планеты прикупить собственные продукты, пробуждать их энтузиазм, покорять доверие). Обрисовывая цели бизнесмена, Зомбарт основной в их числе выделяет желание к процветанию и подъему своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Следующий этап развития теории предпринимательства - работы Найта и Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход. Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:

- умение организовать и управлять производством;

- инициативная, новаторская деятельность;

- рисковая деятельность;

Наиболее полное современное определение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге "Предпринимательство". Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге "Ключи к миру бизнеса". В целом, скомпонованное определение выглядит так:

"Предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства материальных благ и услуг и получения прибыли". [5, c.72]

Таким образом, основными чертами предпринимательства являются:

1. Инициативная деятельность.

2. Новаторская деятельность.

3. Деятельность по организации и управлению производством.

4. Рисковая деятельность.

5. Получение предпринимательского дохода.

Впрочем, величайший вклад в исследование теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес конкретно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новейшие пути, осуществляет новейшие комбинации: "Быть предпринимателем — означает, делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие". К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:

1) создание новейшего, еще не знакомого покупателю материального блага или же прежнего блага, но с новыми свойствами;

2) введение новейшего, еще не применявшегося в этой секторе экономики промышленности метода производства;

3) покорение новейшего рынка сбыта или же наиболее обширное применение бывшего;

4) использование нового вида сырья или же полуфабрикатов;

5) введение новой организации дела, к примеру, монопольного положения или же, напротив, преодоление монополии.[6,c.25]

Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая экономический подъем, предприниматель становится, по версии И. Шумпетера, "созидающим разрушителем". Созданная И. Шумпетером идея творческого предпринимателя считается самым известным и точным определением сущности предпринимательства.


3 МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Рынок в широком смысле представляет собой организацию общественного производства, при которой изготовители продуктов, ориентируясь на потребности общества, сами решают, что создавать и в котором количестве; как создавать данные товары (из каких ресурсов и при помощи какой технологии); для какого покупателя создавать - для индивидуального либо производственного пользования. Назначение рынка состоит в том, чтоб обеспечить обычное экономическое развитие общества. В том числе: экономический рост производства при помощи выпуска наибольшего числа и гораздо лучшего качества товаров и услуг; эффективность экономики или же получение предельной отдачи (выгоды) при минимальном количестве расходов (потерь); полную занятость желающих и способных работать; справедливое распределение прибылей между работающими и неработающими членами общества; участие во внешнеэкономической деятельности; поддержание здравого торгового и экономического балансов в международной торговле; экологическую безопасность граждан и совершенствование окружающей природной среды.

Для обычной и эффективной реализации мотивов деятельности компаний в рыночных условиях нужен ряд условий, в масштабах которых происходит и мотивация деятельности самих бизнесменов, предпринимателей, организаторов производства.

К таким условиям нужно для начала отнести такие, как:

наличие персонифицированной частной собственности, когда изготовитель считается владельцем средств, производства и свободно давать указания итогами собственного труда;

свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства, профессионализм и творческих подход предпринимателей к решению организационных и управленческих вопросов жизнедеятельности собственного компании.

Информация о работе Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции