Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 07:44, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность – один из главнейших компонентов современной экономики. В государствах рыночной экономики предпринимательство получило обширное распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За прошедшие 10 лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1Экономическая природа предпринимательства
1.2Цели предпринимательства
1.3Социально-экономическая эволюция предпринимательской деятельности
2СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬССКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
4 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
5 АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А

ВВЕДЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

в иннет.doc

— 205.50 Кб (Скачать)



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1Экономическая природа предпринимательства

1.2Цели предпринимательства

1.3Социально-экономическая эволюция предпринимательской деятельности

2СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬССКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

4 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

5 АНАЛИЗ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Предпринимательская деятельность – один  из  главнейших  компонентов современной  экономики.  В государствах рыночной  экономики  предпринимательство  получило  обширное  распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За прошедшие 10 лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась только часть организаций и компаний, а другие перешли в частное владение.  Ключевую  часть отечественного предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Главной задачей  предпринимателя считается управление предприятием, которое имеет в своем составе рациональное использование ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, и еще ответственность за конечные итоги своей работы.  Общественный  характер предпринимательства значит не столько деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых критерий позволяющих воплотить свойственные предпринимательству функциональные признаки. Совокупность этих условий составляет среду предпринимательства, главнейшими элементами которой считаются экономическая свобода и индивидуальная  заинтересованность.

Экономическая свобода считается определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься каким-нибудь видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства,  вследствие этого обеспечение условий для присвоения  полученных результатов, извлечения и накопления дохода считается характеризующим условием предпринимательской среды. Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для становления предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В связи с этим раскрытие сущностных признаков и закономерностей становления предпринимательства имеет очень весомое значение.


1 СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЗНАКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1.1 Экономическая природа предпринимательства.

Предпринимательство служит предметом исследования почти всех дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Суть же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфичного вида хозяйственного поведения, возможностью хозяйствующих субъектов откликаться на возможный источник выгоды.

Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и нацеленная на поиск лучших методов применения ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

По собственной экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и считается его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в желании извлечь дополнительную выгоду в ходе обмена. В то же время, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда преобразуется в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится характеризующей функцией хозяйствующих субъектов. Товарное производство исторически и на генном уровне считается исходным пунктом предпринимательства. Обмен ведь, в первую очередь, стимулирует поиск новейших возможностей, то есть инициативу. Так же, непосредственно в ходе обмена предприниматель усматривает источник вероятной выгоды, являющейся в одно и тоже время и мотивом, и оценкой успеха предпринятой им инициативы. В- третьих, сталкиваясь в ходе обмена с аналогичными себе лицами, предприниматель принимает собственную деятельность как состязательную. В четвертых, как приспособление удовлетворения общественных потребностей, обмен обусловливает общественный характер предпринимательской деятельности.

Экономическая природа предпринимательства характеризуется через его признаки: инициативу, коммерческий риск и обязанность, комбинирование факторов производства, новаторство.[1,c.104]

Предпринимательство — инициативная деятельность. Систематическое стремление к поиску новейшего, будь то производство новейших продуктов либо освоение новейших рынков, иначе говоря, поиск новейших возможностей извлечения выгоды — характерная черта предпринимателя. Предпринимательская инициатива — это желание к реализации способностей, предоставляемых самим процессом рыночного обмена, осуществляющегося к обоюдной выгоде соучастников данного процесса. Предпринимательство следует сравнивать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды средством удовлетворения общественных потребностей — с "духом ненасильственного приобретательства".

Хотя инициатива считается свойством человеческой натуры, проявление ее в виде высокофункционального признака предпринимательской деятельности обусловлено самой природой рыночного хозяйства. Инициируя собственные начинания, каждый предприниматель, бесспорно, опирается на обладание какими-то превосходством, дающими ему уверенность в успехе. Эти преимущества могут быть извлечены из самой рыночной среды, например, вследствие асимметрии информации. Лица, владеющие большей информацией, получают известные превосходства, что и порождает инициативу как желание применять их к личной выгоде.

Инициатива требует известной хозяйственной свободы. Как скоро уровень регламентации предпринимательской деятельности чрезмерно высок, инициативная активность снижается, оборачиваясь деловой стагнацией. В данном смысле создание условий для активизации инициативы у субъектов хозяйствования- ключевая проблема перехода к предпринимательству.

Впрочем, асимметрия информации воссоздает и известную неопределенность в деятельности предпринимателя. Неопределенность возникает как в связи с чисто рыночными качествами — изменение конъюнктуры, расценок и предпочтений покупателей, но и вследствие особенности предпринимательства, воплощенной, для начала, в непредсказуемой реакции рынка на предлагаемые решения.[2,c.181] Следовательно, вся окружающая предпринимателя реальность видится в виде неподвластной ему неопределенности, собственно и порождает коммерческий риск.

Хотя риск и считается органической составляющей предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано с предрасположенностью к риску. Устремленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и собственную выгоду выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в виде предрасположенности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение принуждает предпринимателя идти на риск. Вследствие этого значение принимаемого им на себя риска напрямую находится в зависимости от возможного повышения дохода.

Коммерческий риск различается от риска, в общем, тем, что основывается на трезвом расчете и учете вероятных негативных результатов. Стремление к успеху тут постоянно уравновешивается хозяйственной ответственностью. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. И в случае если упразднить рыночную неопределенность не в силах предпринимателя, то понизить риск ему полностью мод силу. Более знаменитым приспособлением понижения риска считается страхование, дозволяющее трансформировать риск в незначительные дополнительные потери. Неувязка, впрочем, состоит в том, что революционный характер предпринимательской деятельности очень затрудняет достоверную оценку возможного риска, сужая, этим, способности внедрения страхования непосредственно в области предпринимательства. Предпринимательская же инициатива, напротив, представляет создание новейших, раньше не встречавшихся ситуаций, возможный финал которых расценить чрезвычайно сложно, а порой невозможно. Значит, способности для страхования конкретно предпринимательской деятельности снижаются. Иной прием понизить риск — это поделить его с иными заинтересованными лицами. В то же время, способствуя понижению риска (вполне вероятные потери для отдельного участника), данный метод подрывает предпринимательскую мотивацию, поскольку предпринимательский доход будет разделен между участников предприятия.

Противоречие, образующееся между мотивированным стремлением к риску и желанием понизить степень риска, быть может, допустимо путем создания системы управления риском. В самом едином виде эта система обязана включать:

-выявление источников риска и результатов деятельности в условиях риска;

-адаптивные мероприятия по преодолению вероятных неблагоприятных результатов.[3,c.36]

Риск как свойство предпринимательской деятельности определяет не совсем только специфику предпринимательства. Он имеет и общеэкономическое значение. Наличие риска вынуждает предпринимателя педантично подвергать анализу варианты вероятных альтернатив, подбирая наилучшие и более перспективные из них, что и приводит к прогрессивным сдвигам в производительных силах и подъему производительности общественного производства. Если взглянуть под другим углом, наличие риска в предпринимательской деятельности требует использования в отношении ее конкретных ограничений и регламентации.

Устремляясь к увеличению прибыльности ресурсов, предприниматель склоняется к более разумным приемам их использования. Более явной формой увеличения производительности располагаемых ресурсов считается их движение на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больше прибыли. Эта работа называется арбитражированием. Арбитражирование легко выявить в области торговли и биржевой деятельности. При всем отличии форм проявления ему характерны: а) применение неравновесных рыночных ситуаций как источника новейших способностей; б) стремление к рационированию распределения ресурсов как источнику дополнительного дохода; в) содействие установлению рыночного баланса через перераспределение благ. Движение ресурсов в целях их наиболее успешного использования — только единая формула наиболее трудоемкого по содержанию процесса, увеличения производительности применения ресурсов. Иной, наиболее трудоемкое по содержанию формой увеличения производительности использования ресурсов считается комбинирование причин производства. Сущность его состоит в поиске более рационального варианта сочетания факторов методом замещения одного фактора иным. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто гарантирует переход к наиболее эффективному использованию ресурса, но и, проявляясь в новейших технологиях, гарантирует поступательный ход общественных производительных сил. В ходе индустриализации экономики комбинирование на базе "принципа замещения" становится характеризующим моментом извлечения дохода, а "дух рационализма" пронизывает все содержание предпринимательства и отождествляется с ним.

В этот момент было бы непростительным упущением сводить сущность комбинирования лишь к вопросу эффективности применения ресурсов. Предприниматель комбинирует и в сфере более сложных характеристик, обеспечивающих стабильность самой предпринимательской структуры. Как скоро рыночный механизм по некоторым причинам: дефицитность ресурсов, непостоянности поставок, проблемы контроля по исполнению обязанностей не гарантирует подобающего уровня, предприниматель начинает комбинировать с деталями самого механизма. Он изымает отдельные составляющие из рыночной сферы и включает их в структуру своей организации, изменяя характер механизма перераспределения ресурсов. Вследствие этого содержание функции комбинирования шире "принципа замещения", само же оно может выступать фактором преобразования механизма распределения ресурсов.

 

1.2 Цели предпринимательсктва

Являясь общественной по собственному характеру, предпринимательская деятельность ориентирована на удовлетворение общественных потребностей. Хотя предприниматель берет на себя материальный риск не из благотворительных побуждений. Выраженный в доходе материальный интерес — побудительный мотив предпринимательской деятельности. Следует, правда, иметь в виду, собственно не любой доход есть эффект предпринимательства. Он выступает таким только в том случае, когда представляется итогом наилучшего применения факторов производства. Вследствие этого разного рода рентные доходы, проценты на капитал не в состоянии рассматриваться в виде доходов от предпринимательства. В настоящей реальности предпринимательский доход представляется в форме экономической выгоды, выступающей конкретной формой мотивации предпринимательства. Какова же задача предпринимателя?

С той поры, как гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать собственную прибыль была введена в научный оборот, она не единажды подверглось разного рода критике. Оказывается с усложнением иерархической организации компаний, случилось рассредоточение высокофункциональных признаков предпринимательства между участников предпринимательского процесса. Задача складывается уже под воздействием интересов представителей всевозможных сторон, участвующих в реализации предпринимательской функции, и вовсе не сможет выражаться в определениях максимизации. Если взглянуть под другим углом, предприниматель не имеет возможности не обращать внимания на внешние воздействия, приспосабливаясь к переменам рыночной ситуации, что представляет конкретизацию и дифференциацию целевых установок на короткосрочные, среднесрочные и долговременные. В конце концов это все приводит к модификации целевых устремлений предпринимателя в управленческие ориентиры, будь то подъем объема продаж либо освоение новейшего сектора рынка, достижение лидирующего положения в секторе экономики или же экономический подъем компании.[4,c.54]

Информация о работе Предпринимательство в рыночной экономике: признаки, мотивы и функции