Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:51, реферат
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это – движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.
Введение
Глава 1. Понятие предпринимательской деятельности
Параграф 1.1 Предпринимательство, как экономический ресурс
Параграф 1.2 Сферы предпринимательства
Параграф 1.3 Основные функции предпринимательской деятельности
Глава 2. Предпринимательство и его место в экономике
Параграф 2.1 Содержание предпринимательской деятельности
Параграф 2.2 Внутрифирменное предпринимательство
Глава 3. Затраты предприятия
Параграф 3.1 Факторы возникновения затрат, их структура и классификация
Параграф 3.2 Система управления затратами в предпринимательской деятельности
Глава 4. Оценка эффективности предпринимательской деятельности
Параграф 4.1 Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения
Параграф 4.2. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы
Затраты на производство
– это затраты, обоснованные
условиями производства и
Предприятия могут осуществлять не только производство и сбыт продукции (работ, услуг), но и ряд других видов деятельности: подготовку кадров, научно-исследовательские работы, обеспечение социальных потребностей работающих и др.
Сопоставление затрат и результатов деятельности – суть экономики предприятия. Результаты деятельности организации включают производственные, экономические (финансовые), социальные и др. результаты. Эффективность работы предприятия можно оценить только путем соизмерения затрат и результатов.
В условиях переходной экономики основной целью деятельности предприятия является достижение максимального экономического результата – прибыли. Все виды деятельности предприятия направлены на получение прибыли.
Затраты организации можно разделить на две большие группы:
· затраты,
непосредственно связанные с
изготовлением продукции (
· затраты на организацию и подготовку производства.
Прямые производственные затраты - это те, которые непосредственно можно отнести к услугам, продукции и заказам: прежде всего заработная плата за произведенную работу и материалы, израсходованные при ее выполнении. Сюда же входят особые единичные затраты процесса изготовления и сбыта, поскольку они могут быть отнесены непосредственно на продукт или отдельную трудовую операцию. Прямые производственные затраты являются одновременно базой для расчета нижней границы цены продукции. Продажа товара по ценам ниже прямых затрат увеличивает риск убытка, равный величине затрат на организацию производства.
Основой организации учета производственной деятельности организации является экономически обоснованная классификация производственных затрат.
В рекомендациях по планированию,
учету затрат и калькулированию
себестоимости продукции
· по их характеру - производственные и внепроизводственные;
· по видам - элементы расходов и статьи калькуляции;
· по назначению - основные и накладные;
· по отношению к объему производства - постоянные и переменные;
· по способу
отнесения на себестоимость
Группировка затрат предприятия показана на рис. 3.1.
Параграф 3.2. Система управления затратами в предпринимательской деятельности
Управление затратами – это средство высокого экономического результата предприятия. Отметим, что управление затратами это не только их снижение. Оно включает также элементы управления.
Особенности затрат как предмета управления:
· динамизм. Они находятся в постоянном движении, изменении; их рассмотрение в статике весьма условно и не отражает реальной жизни;
· многообразие, которое
обусловливает многообразие
· трудность измерения, учета и оценки – абсолютно точных методов измерения и учета затрат не существует;
· сложность и
Основные задачи управления затратами предпринимательской деятельности:
· выявление роли управления
затратами как фактора
· определение основных методов управления затратами;
· определение экономических
и технических способов и
В предприятия всегда имеются резервы для снижения затрат.
Предприятие как объект управления – это сложная, динамичная, производственная, социально-экономическая, техническая и организационная система, открытая воздействию внешней среды. В производственном процессе организации объединяются различные вещественные элементы и людские ресурсы, между которыми существует множество связей. Предприятие является многоэлементным образованием и делится, в зависимости от применяемого основания (признака) деления, на различные множества элементов (подсистемы).
В зависимости от объектов управления можно выделить подсистемы управления: производственными процессами, материально-техническими ресурсами, персоналом и др. К таким подсистемам можно отнести управление затратами организации, которое включает объект и субъект управления.
Объектом управления затратами являются собственно затраты организации, процесс их формирования и снижения.
Субъектом управления затратами выступают руководители и специалисты организации и производственных подразделений, т. е. управляющая система.
Таким образом, система управления затратами это целевая, многоуровневая система, где объект управления - затраты организации, а субъект управления затратами - управляющая система.
Цели системы управления затратами (рис.3.1) рассматриваются в системе целей организации, которые могут различаться:
· по содержанию: производственные,
социальные, экономические, научно-
· по времени реализации: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;
· по виду управления: стратегические, тактические, оперативные;
· по значению: цели
функционирования, развития организации
и т. п. (могут быть выражены
через одну глобальную цель, ибо
предприятие является
В условиях административного управления цели предприятия во многом задавались вышестоящими уровнями управления, например, по управлению затратами: в виде заданий по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции; по снижению затрат на 1 р. товарной продукции, по предельному уровню затрат и др.
В условиях переходной экономики у предпринимателей появилась возможность выбора целей. Выбор и формулирование целей определяются стратегией предприятия и конкретными условиями их реализации на ближайший период.
Рис 3.1
В современных условиях целями предпринимателей могут быть как экономические показатели, так и имиджевые:
· рост прибыли и рентабельности;
· поддержание уровня прибыли;
· повышение производительности труда;
· увеличение
выпуска конкурентоспособной
· удовлетворение запросов потребителей;
· повышение качества продукции;
· готовность и способность выполнять новые задачи;
· надежность системы.
В части затрат на
производство могут быть
· минимизации затрат;
· поддержания себестоимости на нормативном уровне;
· снижения
себестоимости и ее
ГЛАВА 4. Оценка эффективности предпринимательской деятельности
Параграф 4.1 Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения
Развитие малого и
среднего предпринимательства
а) Кредитование.
Многим предприятиям не хватает
внешнего финансирования, причем главным
препятствием к получению кредита
являются условия, выдвигаемые банками.
Во-первых, обеспечение кредита –
как таковое банки
б) Наличие административных барьеров.
Количество административных
барьеров постепенно снижается, но их
система остается нестабильной и
поэтому отнимает много сил и
времени. Пример: чтобы организовать
выезд представителя СЭС для
получения согласования на создание
производства в Московской области
уходит до 1,5 месяцев. Причем это при
условии, что вы сами уже подготовили
все необходимые проекты
в) Недостаточная подготовка руководителей.
Значительная часть новых малых предприятий создается людьми, не имеющими опыта ведения своего предпринимательства или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета.
г) Отсутствие необходимой инфраструктуры.
Часто препятствием для развития
малых предприятий становится отсутствие
необходимой инфраструктуры, например
в городах и городских районах,
имеющих блочную застройку 60-80х
гг. очень мало приемлемых помещений
под общепит или мелкие производства
вне зданий бывших универсамов и
торговых центров. Малые предприятия
неспособны, даже частично, освоить
тысячеметровые цеха закрытых заводов,
а небольших промышленно-
д) Нехватка информации.
Несмотря на существование многих программ помощи малых предприятий, содержание этих программ остается для большинства компаний неизвестным. Примером могут служить попытки получить информацию о создаваемых в данный момент в Москве и Казани технопарках. Ни одной из фирм, с которыми мы общались, не удалось узнать путем простого телефонного звонка, на каких условиях могут быть предоставлены арендные площади. Только одной из фирм было сделано реальное предложение о сотрудничестве, причем поступило оно из г. Тутаева Ярославской области. Из него ясно следовало, что компания получит в этом городе определенные льготы, а некоторые услуги, такие как предоставление земельных участков на берегу Волги, были бы оказаны бесплатно
Параграф 4.2. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности
Поскольку результат деятельности всегда связан с ее целью, то стремление экономического объекта достигнуть предпочтительного для него состояния определяет ее целенаправленное поведение. Это состояние и есть цель объекта.
Трактовка цели предполагает ее объективную обусловленность. Она проявляется в четкой определенности, в направленности развития, вызванной объективными материальными причинами. Объективность цели проявляется и в том, что она “переходит” в объект в процессе предметной целесообразной деятельности человека.
В теоретических концепциях утвердилось понимание цели как некоторого состояния, к которому стремится тот или иной объект. Уже в процессе постановки целей фиксируются те свойства и качества, которые должен получить объект по завершении определенной деятельности. Цель, таким образом, формирует основы деятельности. При этом деятельность трактуется как активность, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Бесцельная активность не является деятельностью.
Цель подобна “пусковому
механизму” деятельности, пока нет
цели - нет деятельности, появляется
цель - может появиться и
Цель характеризуется
предварительной
Предпринимательская деятельность
всегда направлена на достижение цели,
хотя не всегда к ней приводит. Но
обязательно заканчивается
Совпадение результата и
цели особенно важно с позиции
выбора наиболее успешных решений. Такое
совпадение свидетельствует о том,
что выбранные условия
Более точным определением таких
понятий, как “успешная деятельность”,
“деятельность, соответствующая принципам
рациональности”, является понятие
эффективности как отражающее возможность
получения результата (или уже
полученный результат) при определенных
условиях осуществления деятельности.
Это обстоятельство помогает выделить
основной принцип измерения