Предпринимательская среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:51, реферат

Описание работы

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это – движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие предпринимательской деятельности
Параграф 1.1 Предпринимательство, как экономический ресурс
Параграф 1.2 Сферы предпринимательства
Параграф 1.3 Основные функции предпринимательской деятельности
Глава 2. Предпринимательство и его место в экономике
Параграф 2.1 Содержание предпринимательской деятельности
Параграф 2.2 Внутрифирменное предпринимательство
Глава 3. Затраты предприятия
Параграф 3.1 Факторы возникновения затрат, их структура и классификация
Параграф 3.2 Система управления затратами в предпринимательской деятельности
Глава 4. Оценка эффективности предпринимательской деятельности
Параграф 4.1 Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения
Параграф 4.2. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 155.49 Кб (Скачать)

 

Содержание:

Тема «Предпринимательская среда»

 

Введение………………………………………………………………………………………………………………………….                     2                                                                                                                                     

Глава 1. Понятие предпринимательской деятельности  ………………………………………………                     3                                                 

Параграф 1.1    Предпринимательство, как экономический ресурс  ……………………..                                                                           

Параграф 1.2 Сферы предпринимательства    …………………………………………………..........                            6                                                                                                  

Параграф 1.3 Основные функции предпринимательской деятельности   ………………                           8

Глава 2. Предпринимательство  и его место в экономике…………………………………………..                        11

Параграф 2.1 Содержание предпринимательской деятельности ……………………………                           11

Параграф 2.2 Внутрифирменное предпринимательство….……………………………………….                           23

Глава 3. Затраты предприятия  ……………………………………………………………………………………..                          28     

Параграф 3.1 Факторы возникновения затрат, их структура и классификация ……….                           28

Параграф 3.2 Система управления затратами в предпринимательской деятельности                        31

Глава 4. Оценка эффективности  предпринимательской деятельности…………………                               34

Параграф 4.1 Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения….           34

Параграф 4.2. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности….             36

Заключение………………………………………………………………………………………………………………….                           38

Список литературы………………………………………………………………………………………………………                           40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим  элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический  рост, производство возрастающей массы  разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных  его слоев и индивидов. Это  – движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно  разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

 

Основным двигателем развития и обновления экономической жизни  на современном этапе являются инициатива и творчество предпринимателей, осуществляющих ту или иную деятельность. Исходя из этого, особую актуальность приобретает  исследование и анализ мотивации  современного предпринимателя в  частности и предпринимательской  деятельности в целом.

 

Рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России, основывается на предпринимательском  типе экономической системы с  сохранением в руках государства  регулирующих функций. В настоящее  время предпринимательский тип  экономической системы выдвинул предпринимателя в число наиболее значимых субъектов экономического процесса.

 

Предпринимательство является главной опорой для рыночной экономики  страны. Именно поэтому государственные  органы стараются стимулировать  развитие малого и среднего бизнеса, что бы в итоге налоговые платежи  этих предприятий стали лептой государственного бюджета, и ощущался прирост ВВП  в экономике страны.

 

С экономической точки  зрения предполагается, что хозяйственное  действие мотивировано экономическим  интересом.

 

Определяющей чертой социологии является сфокусированность на мотивации  предпринимателя к той или  иной хозяйственной деятельности. При  таком подходе мотивация предпринимателей превращается в социологическую  проблему.

 

 

Глава  1.  Понятие предпринимательской  деятельности

 

 Предпринимательство  – деятельность, осуществляемая  частными лицами, предпринимателями  или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению  и продаже товаров в обмен  на другие товары или деньги  к взаимной выгоде заинтересованных  лиц или предприятия. Предпринимательская  деятельность может осуществляться  с образованием или без образования  юридического лица.

Статус предпринимателя  приобретается после государственной  регистрации. Осуществление деятельности без регистрации запрещается. Предпринимательская  деятельность без образования юридического лица осуществляется гражданином –  индивидуальным предпринимателем, не использующим наемного труда.

Субъектами предпринимательства  могут быть граждане РФ; граждане иностранных  государств и лица без гражданства; объединения граждан.

Предприятие – это самостоятельный  хозяйствующий субъект, созданный  в соответствии с законодательством  РФ для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в  целях получения прибыли и  удовлетворения потребностей общества. Предприятия являются юридическими лицами.

Важнейшие черты предпринимательской  деятельности

1) самостоятельность и  независимость хозяйствующих субъектов.

Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или  иному вопросу, естественно, в рамках правовых норм;

2) экономическая заинтересованность.

Главная цель предпринимательства  – получение максимально возможной  прибыли. Вместе с тем, преследуя  свои сугубо личные интересы получения  высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;

3) хозяйственный риск и  ответственность

При любых самых выверенных расчетах неопределенность и риск остаются.

Главная задача предпринимательской  деятельности в сфере производства – это удовлетворение спроса на товары и услуги путем изготовления и продажи этих продуктов с  целью получения прибыли. Предприниматель  может сам организовывать производство либо выступать в качестве посредника, он может быть собственником предприятия  либо наемным менеджером. Но в любом  случае предприниматель является активным агентом рынка, который развивает  производство и устанавливает рыночные связи.

 

 

 

 Факторы, оказывающие  влияние на процесс предпринимательства:

 

1) экономические условия  – это в первую очередь предложение  товаров и спрос на них;

2) социальные условия –  это прежде всего стремление  покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам  и моде;

3) правовые условия –  это наличие законов, регулирующих  предпринимательскую деятельность  и создающих наиболее благоприятные  условия для ее развития.

 

Высшей целью предпринимательской  деятельности является превышение результатов  над затратами, т. е. достижение как  можно большей прибыли или  более высокой рентабельности.

 

Параграф 1.1  Предпринимательство, как экономический ресурс

 

Предпринимательский ресурс (предпринимательский потенциал, предпринимательские  способности, предпринимательство) —  это способность к эффективной  организации взаимодействия остальных  экономических ресурсов — труда, земли, капитала, знаний — для осуществления  хозяйственной деятельности. Этот ресурс реализуется в сфере менеджмента, т.е. при управлении деятельностью  фирм и организаций. В состав предпринимательского ресурса входят его носители —  предприниматели, его инфраструктура — рыночные институты.

К предпринимателям относят  владельцев компаний и менеджеров, не являющихся собственниками компаний, а также тех организаторов  бизнеса, которые сочетают в одном  лице владельцев и управляющих. Таким  образом, предприниматель — это  лицо, занимающееся организацией экономических  процессов. Границы слоя предпринимателей расплывчаты. Так, многие владельцы  компаний не принимают реального  участия в их управлении. Большинство  менеджеров низшего звена являются в основном простыми исполнителями, а не организаторами экономических  процессов, и поэтому они также  не могут быть отнесены к предпринимателям. К ним нельзя отнести и чиновников государственных учреждений, хотя их деятельность оказывает серьезное  воздействие на предпринимательство.

Другая составная часть  предпринимательского ресурса той  или иной страны — это рыночная инфраструктура, т.е. такие институты  и нормы рыночной экономики, как  биржи и банки, страховые и  аудиторские компании, консультационные и юридические фирмы, суды, государственные  экономические органы, хозяйственное  законодательство.

Предпринимательский ресурс велик, если в стране есть много опытных  и образованных предпринимателей, развита  рыночная инфраструктура, имеет глубокие корни предпринимательская этика  и культура, а сам дух общества не просто благожелателен к предпринимательству, а пронизан стремлением к нему значительной части населения. Подобными характеристиками обладают прежде всего капиталистические страны, большинство из которых взращивали предпринимательский ресурс столетиями (Европа) или являются

наследниками предпринимательской  культуры (Северная Америка и другие переселенческие страны), а также  некоторые из новых развитых и  новых индустриальных стран с  глубокими торговыми традициями (это прежде всего государства  Восточной и Юго-Восточной Азии).

 

Все больше людей вовлекается  в бизнес, начиная с собственного небольшого дела. Причина этого явления  видится в результате действия, по меньшей мере, трех факторов.

 

Первый фактор, это результат  технического прогресса, научно-технической  революции, в ходе которой была создана  чрезвычайно производительная техника. Повысилась роль информатизации общества, значимость информационных услуг, которые  могут предоставляться небольшими коллективами или предпринимателями, работающими индивидуально с  персональным компьютером, в ряде случаев  на дому.

Второй фактор, способствующий расцвету предпринимательства, - это  усложнение индивидуальных и общественных потребностей людей. В основе этого - опять же технический прогресс: сегодняшняя эпоха отличается от других не только тем, как, какими орудиями труда производятся товары, но и  тем, что, какие потребительские  товары производятся. Потребности современного общества столь многообразны, что  только предпринимательство с его  гибкостью и быстрым реагированием  способно их более или менее успешно  удовлетворять. Запросы общества, направленные на удовлетворение потребностей, как  раз и служат толчком к расширению сферы предпринимательской активности. Отвечая на эти запросы, предприниматели  обеспечили рост эффективности производства, дали миру множество новинок. В мелких фирмах, созданных талантливыми предприимчивыми  людьми, появились первые автомобили, самолеты, кондиционеры, фотокамеры мгновенной фотографии, копировальные аппараты, аэрозольные баллончики, пенные огнетушители, застежки-молнии, безопасные бритвы, компьютеры и многие-многие другие, ныне широко используемые товары. И сегодня очень  много прогрессивных идей рождаются  и превращаются в инновации именно в мелких фирмах, где дух предпринимательства  особенно силен. Нововведения становятся двигателем роста, повышая значимость предпринимательства в обществе. В связи с тем, что экономика  начинает характеризоваться все  в большей степени процессом  создания и распространения разнообразных  новшеств во всех ее сферах, среди движущих сил экономического роста значительно  возрастает роль невещественных условий.

Третий фактор расцвета предпринимательства  в последние годы - фактор политический. Развитие предпринимательства в  США и других странах т.н. рыночной экономики свидетельствует о  том, что старый корпоративный капитализм постепенно превращается в общество с гораздо большей степенью экономической  свободы, чем ранее. Свобода в  принятии решений и их реализации - это необходимое условие для  предпринимательства. Она, разумеется, сопряжена с полной экономической  ответственностью за результаты деятельности.

 

 

 

Параграф 1.2  Сферы предпринимательства

 

Наиболее привлекательными сферами с точки зрения предпринимателя  можно считать:

1) производство;

2) торговля;

3) финансы;

4) интеллектуальный комплекс.

В разное время каждая из этих сфер деятельности может приносить  различный доход, однако главной  из них является производство. Именно в сфере производства создаются  материальные блага, необходимые для  жизнедеятельности человека. Наука, культура, коммерция, финансы существуют лишь потому, что люди, которые заняты этими видами деятельности, обеспечены всем необходимым, имеют товары для  продажи и деньги для их покупки; поэтому экономика, политика, обороноспособность и культура страны определяются тем  количеством высококачественных продуктов, которое производится на душу населения. Поэтому сфере материального  производства на протяжении всей истории  в любой стране придавалось первостепенное значение.

 

Производство

   Это наиболее динамичная  сфера деятельности, характеризующаяся  непрерывными изменениями и усовершенствованиями. Поэтому спрос на предпринимательскую  инициативу очень высок, впрочем,  как и риск. Развитие производства  опирается на новейшие результаты  научных и технических разработок, требующих вложения денег. Фактический  эффект этих разработок может  значительно отличаться от ожидаемого  – отсюда возникает риск, с  которым почти всегда сопряжено  предпринимательство.

 

К производственной сфере  принято относить:

1) промышленность;

2) сельское хозяйство,  рыболовство, лесничество;

3) общественный и производственный  транспорт;

4) услуги производственного  характера (например, ремонтные работы).

 

Торговля.

Это передача за деньги товара от поставщика потребителю, в том  числе и внутри самого производства. Если на комбинированном металлургическом предприятии из руды выплавляют чугун, в другом цехе из чугуна получают сталь, а потом передают ее в прокатный  цех, то все эти операции по передаче изделий из цеха в цех целиком  относятся к сфере производства. Если же доменное производство, где  выплавляется чугун, сталеплавильное, где из чугуна получают сталь, и прокатное  представляют собой самостоятельные  специализированные предприятия, то передача продукции из одного производственного  звена в другое в таком случае относится к сфере коммерции. К. Маркс считал, что торговый капитал  – обособившаяся часть промышленного  капитала. В той же мере к сфере  производства можно было бы отнести  финансы, науку, образование, медицину и даже литературу и искусство.

Информация о работе Предпринимательская среда