Предпринимательская среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:51, реферат

Описание работы

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это – движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие предпринимательской деятельности
Параграф 1.1 Предпринимательство, как экономический ресурс
Параграф 1.2 Сферы предпринимательства
Параграф 1.3 Основные функции предпринимательской деятельности
Глава 2. Предпринимательство и его место в экономике
Параграф 2.1 Содержание предпринимательской деятельности
Параграф 2.2 Внутрифирменное предпринимательство
Глава 3. Затраты предприятия
Параграф 3.1 Факторы возникновения затрат, их структура и классификация
Параграф 3.2 Система управления затратами в предпринимательской деятельности
Глава 4. Оценка эффективности предпринимательской деятельности
Параграф 4.1 Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения
Параграф 4.2. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 155.49 Кб (Скачать)

Эффективность функционирования и развития предпринимательства  в значительной степени обусловлена внешней средой (табл. 1.3.):

 · государственной  политикой в данной области; 

 · деятельностью местной  (региональной) законодательной и  исполнительной власти;

 · внешними условиями  конкретных регионов. Необходимо  определенное благоприятное состояние  внешней среды, которое достигается  за счет соответствующих регулирующих  воздействий, вырабатываемых субъектами  управления.

Предпринимательство как  особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечения самозанятости  части населения и создания новых  рабочих мест пользуется правительственной  поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует  поддержка предпринимательства  со стороны государства, большое  распространение получает так называемое уличное предпринимательство). Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к  выработке конкретных мер по трем направлениям:

· консультационное сопровождение  процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций  на начальном этапе (1-3 года с момента  образования организации);

 · оказание определенной  финансовой поддержки вновь создаваемой  структуре или предоставление  такой структуре определенных  льгот (обычно в сфере налогообложения);

 · оказание технической,  научно-технической или технологической  помощи маломощным в финансовом  отношении предпринимательским  структурам.

Не вдаваясь в подробности, можно говорить о двух формах предпринимательства:

· частной;

 · государственной  .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.3

Характеристика  факторов внешней среды маркетинговой  системы

Факторы

Основные характеристики

Природные

Уровень развитости, использования потенциала природных ресурсов. Источники топливно-энергетических ресурсов и сырья. Экологические  показатели, их нормативы и уровень  их соблюдения. Развитость системы  государственного контроля охраны окружающей среды и регулирования интенсивности  использования (выработки) запасов  топлива, энергии и сырья

Демографические

Структура, численность, плотность и  воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религия, этническая однородность

Экономические

Финансовое положение рабочих, служащих и пенсионеров, их покупательная  способность. Показатели финансово-кредитной  системы. Экономическая конъюнктура  и инфляция. Развитость системы налогообложения, ее адекватность к потребительской  корзине населения. Цены и тенденции  потребления населения, эластичность спроса

Политико-правовые

Развитость правовой защиты населения  и законодательства, сопровождающего  предпринимательскую деятельность. Наличие внешнеполитических союзов и программ, обеспечивающих устойчивость и стабильность формирования и развития рыночных отношений. Роль общественных образований в системе выработки  и принятия государственных и  правительственных решений

Научно-технические

Состояние и развитие научно-технического прогресса в базовых отраслях экономики. Развитость приватизации и  инновационных процессов субъектов  маркетинговой системы. Степень  внедрения новых технологий и  уровень их разработанности в  общественном производстве. Показатели экономической и технической  безопасности существующих и перспективных  технологий

Социально-культурные

Развитость рыночного менталитета  населения, культурные и нравственные показатели потребителей, организационная  и потребительская культура, устойчивость обычаев и обрядов, динамика культуры поведения


 

Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Частное предпринимательство  есть форма осуществления экономической  активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме  индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов  – государственное и частное  предпринимательство – имеет  свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае занятие такой деятельностью  предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к  максимизации прибыли.

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит  в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение  прибыли. Государство ставит перед  своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические  цели.

Конечно, можно говорить о  коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все это будут производные  от двух указанных форм.

 

Параграф  2.2. Внутрифирменное предпринимательство

 

Изучение практики регулирования  предпринимательства в России показало, что используемые методы позволили  возродить этот вид деятельности в стране, но не способствуют его  дальнейшему развитию. Первый этап регулирования был связан со снятием  запретов на предпринимательскую деятельность и созданием для нее соответствующих  условий. Это оказалось достаточным  для включения в предпринимательскую  деятельность наиболее инициативных людей, обладающих определенным деловым и  коммерческим опытом, приобретенным  как в результате их прошлой профессиональной деятельности, так и в теневой  экономике. В настоящее время  предпринимательский потенциал  данной категории населения полностью  задействован, и для дальнейшего  развития предпринимательства необходимы новые людские ресурсы.

В то же время многие традиционные предприятия   недостаточно загружены, их оборудование простаивает. Вовлечение ресурсов данных предприятий в предпринимательскую  деятельность может стать важным импульсом для ее активизации.

В теоретических исследованиях   уделяется внимание не только предпринимательству  как способу ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, или интрапренерству . Появление  интрапренерства прежде всего связано  с переходом многих крупных производственных структур на предпринимательскую форму организации производства.

Под интрапренерством понимается развитие духа предпринимательства  и его осуществление внутри существующего  предприятия. Интрапренерство заключается  в том, что на действующем предприятии, выпускающем определенную продукцию (работу или услуги), создаются условия  для выдвижения новаторских предпринимательских  идей:

 · выделяются ресурсы  – интракапитал  – для их  реализации;

 · оказывается всесторонняя  помощь для реализации идеи  и ее практического использования.

Его можно рассматривать  как деятельность по производству и  реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских  возможностей личности и предприятия.

Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую  деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.

Элементы внутреннего  предпринимательства – интрапренерства  – представлены на рис. 1.5, а особенности  сведены в табл. 1.5.

 

Рис. 1.5. Элементы интрапренерства

 

 

 

 

Таблица 1.5

 

Особенности интрапренерства на различных стадиях  жизнедеятельности предприятия  предпринимательского типа

Стадии жизнедеятельности

Взаимоотношения предприятия – учредителя и предпринимательской структуры

1. Зарождение предпринимательской  идеи

Предпринимательская идея зарождается  внутри предприятия и подхватывается им с учетом своего потенциала

2. Реализация предпринимательской  идеи, создание предпринимательских  хозяйственных структур

Предприятие и автор предпринимательской  идеи становятся партнерами, объединяющими  свои возможности для ее реализации. Используются ресурсы предприятия - учредителя при создании предпринимательских  хозяйственных структур

3. Устойчивая работа, прибыльность

Предприятие-учредитель сохраняет контроль над предпринимательской структурой и получает определенные дивиденды

4. Затухание

Предприятие-учредитель участвует либо в диверсификации бизнеса, либо в  его ликвидации


 

Возникновение интрапренерства  обусловлено объективными тенденциями  социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации  деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать  эти потребности, получить больше самостоятельности  на своем предприятии в рамках его организационной структуры (рис. 1.6). Недооценка этих желаний может  привести к снижению интереса к выполняемой  работе и уходу с предприятия  наиболее способных и перспективных  работников в поисках возможности  для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти  специалисты уходят в малые предприятия.

Другой причиной интереса к интрапренерству стала тенденция  появления новых технологий, которые  необходимо внедрять как можно быстрее, иначе потеря конкурентных преимуществ  неизбежна. Реализация возможностей интрапренерства  на действующих предприятиях позволяет  им решать указанные выше проблемы и обеспечивает их конкурентоспособность.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.6

 

 

Сравнительные характеристики внутрифирменного предпринимательства

Интрапренерство

Индивидуальное 

предпринимательство

Достоинства

Недостатки

Достоинства

Недостатки

1. Доступность финансов предприятия  - партнера

1. Бюрократизация, рутинный характер  деятельности, затрудняющий принятие  и возникновение предпринимательской  идеи

1. Полная свобода своих действий

1. Недостаток финансовых и прочих  ресурсов для реализации предпринимательской  идеи

2. Организационно-технологическая помощь  при реализации предпринимательской  идеи

2. Ограничение предпринимательской  деятельности интрапренера принятыми  организацией-учредителем рамками

2. Повышенная мотивировка

2. Сложности технологические, организационные

3. Возможность получения помощи  в форс-мажорных обстоятельствах

3. Необходимость первоочередного  учета интересов предприятия-учредителя

3. Максимальная мобилизация своих  сил и средств для решения  поставленной задачи

3. Не на кого рассчитывать при  появлении форс-мажорных обстоятельств

4. Возможности использования предпринимательской  структуры системы продвижения  и сбыта предприятия-учредителя

4. Погоня предприятия-учредителя за  краткосрочными успехами

 

 

            

                 ___

 

 

 

               ___

5. Возможности использования опыта,  деловой хватки, маркетинга и  т.д.

 

               ___

 

            ___

 

                ___


Итак:

1.  Интарпренерство является  одним из путей развития предпринимательства,  расширяющих сферу его возможностей.

2.  Под интрапренерством  следует понимать деятельность  предприятия по достижению своих  целей на основе использования  возможностей предпринимательства.

3.  В основе интрапренерства  лежат: создание условий для  предпринимательской деятельности, стимулирование и реализация  предпринимательских возможностей  сотрудников на основе использования  ресурсов и организационно-производственных  возможностей предприятия интрапренера

4.  Целью интрапренерства  является обеспечение интересов  предприятия и на этой же  основе обеспечение интересов  интрапренера, выдвинувшего и реализовавшего  предпринимательскую идею.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Затраты предприятия 

 

Параграф 3.1. Факторы возникновения затрат, их структура и классификация

 

В настоящее время в  большинстве организаций менеджеры  уделяют большое внимание организационной  стороне дела, полагая, что экономический  механизм в условиях рыночной экономики  действует сам по себе. Однако без  введения системы экономической  ответственности в организации  в целом, в частности, без создания системы управления затратами, невозможно повысить эффективность и рентабельность производства, размеры получаемой прибыли.

Нет необходимости доказывать, что управление затратами на производстве, особенно в условиях рынка, - стержневое направление всей системы управления предприятием, так как именно здесь  собирается вся информация о фактических  затратах, а значит, закладываются  основы для получения фактической  прибыли.

В хозяйственной практике для характеристики затрат предприятия  могут использоваться различные  понятия и термины: «издержки», «расходы или затраты предприятия», «затраты на производство», «себестоимость продукции» и т.д. Принято считать, что если затраты обозначаются термином "издержки", то "затраты на производство" и "издержки производства" тождественны по смыслу и содержанию. Но термин " издержки производства" может применяться  в экономическом смысле и включать издержки упущенных возможностей. В  таком случае налицо противопоставление бухгалтерскому понятию затрат.

 

Затраты организации –  это величина ресурсов, использованных в определенных целях, выраженная в  деньгах. В данном определении присутствуют три важных положения:

 ·     затраты  определяются количественным и  качественным использованием ресурсов, т.е. отражают, сколько и каких  ресурсов было использовано;

 ·     величина  использованных ресурсов представлена  в денежном выражении;

 ·     определение  затрат всегда соотносится с  конкретными целями, задачами (производством  продукции, функционированием отдела  или другим видом деятельности).

Информация о работе Предпринимательская среда