Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:51, реферат
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это – движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.
Введение
Глава 1. Понятие предпринимательской деятельности
Параграф 1.1 Предпринимательство, как экономический ресурс
Параграф 1.2 Сферы предпринимательства
Параграф 1.3 Основные функции предпринимательской деятельности
Глава 2. Предпринимательство и его место в экономике
Параграф 2.1 Содержание предпринимательской деятельности
Параграф 2.2 Внутрифирменное предпринимательство
Глава 3. Затраты предприятия
Параграф 3.1 Факторы возникновения затрат, их структура и классификация
Параграф 3.2 Система управления затратами в предпринимательской деятельности
Глава 4. Оценка эффективности предпринимательской деятельности
Параграф 4.1 Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения
Параграф 4.2. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы
Эффективность функционирования и развития предпринимательства в значительной степени обусловлена внешней средой (табл. 1.3.):
· государственной политикой в данной области;
· деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти;
· внешними условиями
конкретных регионов. Необходимо
определенное благоприятное
Предпринимательство как
особая форма экономической
· консультационное сопровождение
процесса создания и функционирования
новых предпринимательских
· оказание определенной
финансовой поддержки вновь
· оказание технической,
научно-технической или
Не вдаваясь в подробности, можно говорить о двух формах предпринимательства:
· частной;
· государственной .
Таблица 1.3
Характеристика факторов внешней среды маркетинговой системы
Факторы |
Основные характеристики |
Природные |
Уровень развитости, использования потенциала
природных ресурсов. Источники топливно- |
Демографические |
Структура, численность, плотность и воспроизводные характеристики населения. Рождаемость, смертность, устойчивость семейных союзов, религия, этническая однородность |
Экономические |
Финансовое положение рабочих, служащих и пенсионеров, их покупательная способность. Показатели финансово-кредитной системы. Экономическая конъюнктура и инфляция. Развитость системы налогообложения, ее адекватность к потребительской корзине населения. Цены и тенденции потребления населения, эластичность спроса |
Политико-правовые |
Развитость правовой защиты населения
и законодательства, сопровождающего
предпринимательскую |
Научно-технические |
Состояние и развитие научно-технического
прогресса в базовых отраслях
экономики. Развитость приватизации и
инновационных процессов |
Социально-культурные |
Развитость рыночного |
Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие) или б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие).
Частное предпринимательство
есть форма осуществления
Конечно, каждый из этих видов – государственное и частное предпринимательство – имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае занятие такой деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.
Основное отличие
Конечно, можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все это будут производные от двух указанных форм.
Параграф 2.2. Внутрифирменное предпринимательство
Изучение практики регулирования
предпринимательства в России показало,
что используемые методы позволили
возродить этот вид деятельности
в стране, но не способствуют его
дальнейшему развитию. Первый этап
регулирования был связан со снятием
запретов на предпринимательскую
В то же время многие традиционные
предприятия недостаточно загружены,
их оборудование простаивает. Вовлечение
ресурсов данных предприятий в
В теоретических исследованиях
уделяется внимание не только предпринимательству
как способу ведения дел на
самостоятельной независимой
Под интрапренерством понимается
развитие духа предпринимательства
и его осуществление внутри существующего
предприятия. Интрапренерство заключается
в том, что на действующем предприятии,
выпускающем определенную продукцию
(работу или услуги), создаются условия
для выдвижения новаторских
· выделяются ресурсы – интракапитал – для их реализации;
· оказывается всесторонняя
помощь для реализации идеи
и ее практического
Его можно рассматривать как деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей личности и предприятия.
Интрапренер – это человек, инициирующий и ведущий свою предпринимательскую деятельность в рамках сложившегося, действующего предприятия.
Элементы внутреннего
предпринимательства –
Рис. 1.5. Элементы интрапренерства
Таблица 1.5
Особенности интрапренерства на различных стадиях жизнедеятельности предприятия предпринимательского типа
Стадии жизнедеятельности |
Взаимоотношения предприятия – учредителя
и предпринимательской |
1.
Зарождение |
Предпринимательская идея зарождается внутри предприятия и подхватывается им с учетом своего потенциала |
2.
Реализация |
Предприятие и автор предпринимательской идеи становятся партнерами, объединяющими свои возможности для ее реализации. Используются ресурсы предприятия - учредителя при создании предпринимательских хозяйственных структур |
3. Устойчивая работа, прибыльность |
Предприятие-учредитель сохраняет контроль
над предпринимательской |
4. Затухание |
Предприятие-учредитель участвует либо в диверсификации бизнеса, либо в его ликвидации |
Возникновение интрапренерства обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества, когда доминирующими для многих становятся социальные аспекты мотивации деятельности человека, когда люди стремятся к самостоятельности, самовыражению. Они хотят реализовать эти потребности, получить больше самостоятельности на своем предприятии в рамках его организационной структуры (рис. 1.6). Недооценка этих желаний может привести к снижению интереса к выполняемой работе и уходу с предприятия наиболее способных и перспективных работников в поисках возможности для самореализации и творчества. В большинстве случаев эти специалисты уходят в малые предприятия.
Другой причиной интереса
к интрапренерству стала
Таблица 1.6
Сравнительные характеристики внутрифирменного предпринимательства
Интрапренерство |
Индивидуальное предпринимательство | ||
Достоинства |
Недостатки |
Достоинства |
Недостатки |
1.
Доступность финансов |
1. Бюрократизация, рутинный характер
деятельности, затрудняющий принятие
и возникновение |
1. Полная свобода своих действий |
1. Недостаток финансовых и |
2.
Организационно- |
2. Ограничение |
2. Повышенная мотивировка |
2. Сложности технологические, |
3.
Возможность получения помощи
в форс-мажорных |
3. Необходимость первоочередного
учета интересов предприятия- |
3. Максимальная мобилизация |
3. Не на кого рассчитывать при
появлении форс-мажорных |
4.
Возможности использования |
4. Погоня предприятия-учредителя |
___ |
___ |
5.
Возможности использования |
___ |
___ |
___ |
Итак:
1. Интарпренерство является
одним из путей развития
2. Под интрапренерством
следует понимать деятельность
предприятия по достижению
3. В основе интрапренерства
лежат: создание условий для
предпринимательской
4. Целью интрапренерства
является обеспечение
Глава 3. Затраты предприятия
Параграф 3.1. Факторы возникновения затрат, их структура и классификация
В настоящее время в
большинстве организаций
Нет необходимости доказывать, что управление затратами на производстве, особенно в условиях рынка, - стержневое направление всей системы управления предприятием, так как именно здесь собирается вся информация о фактических затратах, а значит, закладываются основы для получения фактической прибыли.
В хозяйственной практике для характеристики затрат предприятия могут использоваться различные понятия и термины: «издержки», «расходы или затраты предприятия», «затраты на производство», «себестоимость продукции» и т.д. Принято считать, что если затраты обозначаются термином "издержки", то "затраты на производство" и "издержки производства" тождественны по смыслу и содержанию. Но термин " издержки производства" может применяться в экономическом смысле и включать издержки упущенных возможностей. В таком случае налицо противопоставление бухгалтерскому понятию затрат.
Затраты организации – это величина ресурсов, использованных в определенных целях, выраженная в деньгах. В данном определении присутствуют три важных положения:
· затраты
определяются количественным и
качественным использованием
· величина
использованных ресурсов
· определение
затрат всегда соотносится с
конкретными целями, задачами (производством
продукции, функционированием