Предпринимательская среда

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 01:51, реферат

Описание работы

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это – движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие предпринимательской деятельности
Параграф 1.1 Предпринимательство, как экономический ресурс
Параграф 1.2 Сферы предпринимательства
Параграф 1.3 Основные функции предпринимательской деятельности
Глава 2. Предпринимательство и его место в экономике
Параграф 2.1 Содержание предпринимательской деятельности
Параграф 2.2 Внутрифирменное предпринимательство
Глава 3. Затраты предприятия
Параграф 3.1 Факторы возникновения затрат, их структура и классификация
Параграф 3.2 Система управления затратами в предпринимательской деятельности
Глава 4. Оценка эффективности предпринимательской деятельности
Параграф 4.1 Проблемы в области развития предпринимательства и основные пути их решения
Параграф 4.2. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 155.49 Кб (Скачать)

Если торговля, финансы  и наука непосредственно обслуживают  производство, то так называемая непроизводственная сфера связана с производством  опосредованно. Она зависит от производства, однако к производственной сфере  правильнее всего относить те отрасли, где создаются материально-вещественные блага. Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю, финансы или сферу  интеллектуального труда, приносит доход в той же мере, как и  вложенный в производство. Но полученный доход будет иметь смысл, если в нем отражены реальные ценности и на поступившую прибыль можно  в полной мере закупить все реальные предметы, которые необходимы.

 

Производственное предпринимательство.

Это деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обработку и предоставление информации, создание духовных ценностей и иное, подлежащих последующей реализации потребителям. Стремление получить как можно большую прибыль при меньшем риске предполагает осуществление соответствующей технологии ведения дела. Исходным элементом технологии является выбор основной области деятельности. Ее содержательная сторона определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя.Выбор вида деятельности предполагает проведение предварительного маркетинга, изучения того, насколько предлагаемый товар или услуга необходимы потребителю, стабилен ли спрос на них, его величина и тенденция развития в будущем, каковы возможная продажная цена единицы товара, издержки его производства и реализации, предполагаемые объемы продаж. Результат производственной предпринимательской деятельности – производство продукта, который требует своей реализации.

 

Торговое предпринимательство.

  Его содержание составляют  товарно-денежные отношения, торгово-обменные  операции. В отличие от производственной  предпринимательской деятельности  здесь нет потребности в значительных  производственных ресурсах, связанных  с выпуском продукции.

В качестве исходной стадии технологии стоит выбор – что  покупать, что перепродавать и  где. В решении этих вопросов руководствуются  тем, что цена реализации товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы реализовать  его в намечаемом масштабе сделки.

Чтобы быть уверенным в  выполнимости этих условий, предприниматель  должен провести тщательный маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и на выработку  прогнозной оценки конъюнктуры рынка, т. е. определить, какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации.

 

Финансовое предпринимательство.

 Является разновидностью  торгового предпринимательства,  поскольку его объектом купли-продажи  выступает специфический товар:  деньги, валюта, ценные бумаги (акции,  облигации, векселя), т. е. происходит  продажа одних денег за другие.

Технология финансовой предпринимательской  сделки аналогична технологии торговой сделки с той лишь разницей, что  товаром являются финансовые активы. Форма финансового предпринимательства  – ценные бумаги (собственных акций, облигаций, кредитных билетов, коммерческих ценных бумаг). Ценные бумаги предприниматель  продает, размещает на определенных условиях и обязательствах в качестве «финансового товара».

Наиболее распространенной формой является покупка ценных бумаг  самим предпринимателем. Суть ее состоит  в том, что предприниматель покупает деньги, валюту, ценные бумаги за определенную сумму, а затем продает их другому  покупателю за большую сумму.При  проведении финансово-кредитной сделки он предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг, а через определенное время получает большую на определенный процент  сумму.

 

Параграф 1.3 Основные функции предпринимательской деятельности

 

В рыночной экономике предпринимательство  выполняет общеэкономическую, ресурсную, творческо-поисковую (инновационную), социальную, организаторскую функции. Отдельные ученые считают, что предпринимательству  свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей.

1. Общеэкономическая функция  в развитой рыночной экономике  является определяющей. Она объективно  обусловлена ролью предпринимательских  организаций и индивидуальных  предпринимателей в качестве  субъектов рынка, действующих  под ответственность юридического  лица и индивидуальных предпринимателей, действующих от своего имени  и под свою имущественную ответственность.  Предпринимательская деятельность  направлена на производство товаров  (выполнение работ и оказание  услуг) и их доведение до  конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства.  Она осуществляется ее субъектами  под воздействием всей системы  экономических законов рыночной  экономики (спроса и предложения,  конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу  проявления общеэкономической функции.  Поступательное развитие предпринимательства  является одним из определяющих  условий экономического роста,  увеличения объемов валового  внутреннего продукта и национального  дохода. Этот фактор также выступает  как проявление общеэкономической  функции в системе хозяйственных  отношений. 

2. Ресурсная функция предпринимательства  является важнейшей. Развитие  предпринимательства предполагает  эффективное использование как  воспроизводимых, так и ограниченных  ресурсов. Под ресурсами следует  понимать все материальные и  нематериальные условия и факторы  производства, конечно, в первую  очередь, трудовые ресурсы, землю  и природные ресурсы, все средства  производства и научные достижения, а также предпринимательский  талант. Предприниматель может добиться  наивысших успехов, если сумеет  генерировать научно-технические  идеи, нововведения в той сфере  деятельности, в которой он создает  собственное дело, будет использовать  высококвалифицированную рабочую  силу, эффективно потреблять все  виды ресурсов. Но погоня за  максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит  к хищническому использованию  ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели  своей деятельностью могут наносить  вред окружающей среде и населению.  В связи с этим важное значение  приобретает регулирующая роль  государства, устанавливающего формы  ответственности предпринимателей  за неправильное использование  ресурсной функции, которая противоречива  и имеет двоякий характер. Предприниматель  как собственник ресурсов заинтересован  в их рациональном использовании  и в то же время может  безжалостно относиться к общественным  ресурсам. Об этом свидетельствует  история развития предпринимательства  и история научно-технических  революций, последствия которых  для человека противоречивы.

3. Инновационная (творческо  - поисковая) функция свойственна  предпринимательству как новому  типу экономического хозяйствования. Она связана с использованием  в процессе предпринимательской  деятельности новых идей, с выработкой  новых средств и факторов для  достижения поставленных целей,  а также со всеми другими  функциями, дополняя их. Эта функция  обусловлена уровнем экономической  свободы субъектов предпринимательской  деятельности, условиями принятия  решений, что внутренне присуще  предпринимателю как собственнику. Она вытекает из уровня экономической  свободы субъектов предпринимательской  деятельности, из условий принятия  решений.

4. Социальная функция заключается  в возможности каждого дееспособного  лица быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные  таланты и возможности. Эта  функция предпринимательства больше  выражается в формировании нового  слоя людей - предприимчивых, склонных  к самостоятельной хозяйственно-экономической  деятельности, способных преодолевать  сопротивление среды и добиваться  поставленной цели. Чем эффективнее  функционируют предпринимательские  организации, тем значительнее  поступление средств в бюджеты  различных уровней и государственные  внебюджетные фонды. В то же  время развитие предпринимательства  обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы,  укрепление социального положения  наемных работников. Однако одновременно  растет слой наемных работников, которые, в свою очередь, экономически  и социально зависят от устойчивой  деятельности предпринимательских  предприятий.

5. Организаторская функция  предпринимательства проявляется  в принятии предпринимателями  самостоятельного решения об  организации собственного дела, его диверсификации в формировании  предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских  структур, в изменении стратегии  деятельности предпринимательской  фирмы и т. д. Организаторская  функция особенно четко появляется  в быстром развитии малого  и среднего предпринимательства,  а также в «коллективном» (сетевом)  предпринимательстве, в создании  народных предприятий.

6. Политическая функция  предпринимательства состоит в  том, что на определённом этапе  своего развития, окрепший, количественно  и качественно изменившийся слой  мелких, средних, а иногда и  крупных предпринимателей нуждается  в том, чтобы эффективно доносить  свои пожелания до исполнительной  власти страны, снимать бюрократические  препоны на пути развития своего  бизнеса. Сверхкрупные компании  работают с государством напрямую, а все остальные могут себе  это позволить только объединившись  в союзы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Предпринимательство и его место в экономике

 

Параграф 2.1Содержание предпринимательской деятельности

 

Предпринимательство можно  определять с различных позиций, таких как:

 ·     деятельность, направленную на максимизацию  прибыли; 

 ·     инициативную  деятельность граждан, заключающуюся  в выработке товаров и услуг,  направленную на получение прибыли; 

·     прямую функцию  реализации собственности, основную ее производственную функцию;

 ·     процесс  организационной новации в целях  извлечения прибыли; 

 ·     действия, направленные на возрастание  капитала, развитие производства  и присвоение прибыли; 

 ·     специфический  вид деятельности, направленный  на неустанный поиск изменений  в существующих формах жизни  предприятий и общества, постоянная  реализация этих изменений.

 

Большинство практиков и  исследователей делают акцент на получение  прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство  имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность  воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением  постоянно меняющихся, постоянно  возрастающих потребностей индивидуума  или социальной группы, общества в  целом.

В этой связи предпринимательство  более правильно определять как  процесс непрерывного поиска изменений  в потребностях, спросе конечного  потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем  организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных  на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя [5] , на его потребности, удовлетворение которых благодаря  высокому уровню организации предпринимательства  и может принести максимальную прибыль.

Предпринимательство — это  не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения  и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес — это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.

Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно  связаны с формами и видами предпринимательской деятельности (табл. 1.1). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных  сфер предпринимательства.

 

 

Таблица 1.1

 

Классификация предпринимательской деятельности

Признаки классификации

Характеристика предпринимательской  деятельности

По сфере 

 

деятельности

 

 

Производственная

 

 

Коммерческая

 

 

Финансовая

 

Сфера

 

потребления

По организационно-правовому статусу

Без образования юридического лица

Частное

 

предприятие

Фермерское хозяйство

Общество с ограниченной ответственностью

Малое предприятие

Смешанное товарищество

Закрытое или открытое акционерное  общество

Совместное предприятие

По отношению к собственности

Индивидуальная (без применения наемного труда)

   

      Частная

 

         Государственная

По количеству собственников

Индивидуальная, частная

    Семейная

Коллективная

Смешанная, совместная

По масштабам производства и численности  работников

Малое

 

предприятие

Среднее

 

предприятие

 

Большое предприятие

По территориальному признаку

Сельская,

 

районная

Городская, областная

Региональная, национальная

Зарубежная

 

По отраслевой принадлежности

Строительная, текстильная

Металлообрабатывающая, горнодобывающая

Пищевая, судостроительная

Энергетика, транспорт, связь

Информация о работе Предпринимательская среда