Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 08:36, контрольная работа
Познавательная функция экономической теории состоит в изучении хозяйственной жизни, анализе, классификации и систематизации многочисленных эмпирических фактов. Экономика тем успешнее выполняет свою познавательную функцию, чем глубже она проникает в сущность производственных отношений и экономических законов, чем полнее раскрывает их систему. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов, непродуманной экономической политики обходится крайне дорого, так как затрагивает интересы значительного числа людей.
Инфляция предложения означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем продукции, который производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате сокращается предложение товаров при неизменном спросе и повышается уровень цен.
По степени сбалансированности
роста цен различают
Различают прогнозируемую и непрогнозируемую инфляции. Прогнозируемая инфляция - это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов, непрогнозируемая инфляция становится для населения неожиданностью, т.к. фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
Сочетание сбалансированной и прогнозируемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и непрогнозируемая опасны и чреваты большими издержками в период адаптации.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику.
Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию.
В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, вызывающих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующих снижению уровня инфляции.
Существует два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции:
1. адаптационная политика;
2. попытка снизить инфляцию
Адаптационная политика означает, что экономика должна быть приспособлена к условиям инфляции. К адаптационным механизмам относятся:
1. политика цен и доходов, означающая, что правительство либо "замораживает" цены и номинальные доходы, либо "привязывает" рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов - к повышению производительности труда;
2. повышение учетной ставки (ставки рефинансирования). Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:
3. ограничение денежной массы, которую можно сокращать резко (методом шоковой терапии) или постепенно (методом градуирования), которое будет успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в год;
4. повышение нормы обязательного резервирования;
5. сокращение государственных
6. совершение налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.
Государственное регулирование экономики
Одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования. К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции я субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.
Прямые формы регулирования
способствуют выравниванию финансового
положения отдельных звеньев
хозяйства. В то же время они искажают
реальное соотношение цен и издержек,
реальную конкурентоспособность
Вместе с тем государство использует методы прямого регулирования в сферах и отраслях, конкурентоспособность которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это - сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например в сфере экологии).
Все большее значение приобретает ныне гуманитарная функция государственного регулирования, состоящая в формировании социальной направленности развития экономки. На рубеже 1990-х гг. в индустриально развитых странах государство, перераспределяя доходы, тратило от одной трети до половины валового внутреннего продукта (ВВП), тратило на социальные нужды половину и более всех бюджетных расходов.
Макроэкономические проблемы российской экономики
Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом. Макроэкономическими проблемами можно назвать
Экономический рост, экономические циклы: Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?
Безработица: Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?
Общий уровень цен: Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?
Денежное обращение, уровень ставки процента: Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?
Государственный бюджет: Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?
Торговый баланс: Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?
Основные проблемы экономики страны на современном этапе
После 1917 г. в России сложился
особый экономический комплекс:
производство работало не на человека,
а само на себя («производство ради производства»)
и на политику. Государство оказывало
значительное давление на эконо
При строительстве новых предприятий проявлялась тенденция к «гигантомании». Существовала диспропорция между отраслями в пользу тяжелой промышленности. Ведущую роль играли отрасли топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Несмотря на огромные капиталовложения в сельское хозяйство, оно развивалось крайне медленно, экстенсивным способом.
Экспорт имел сырьевую ориентацию. Валютная выручка от экспорта топливно-энергетических ресурсов была фактически буфером, позволяющим смягчать последствия сбоев в экономике.
Показатели, характеризующие сферу услуг, были значительно хуже аналогичных в ведущих странах Запада. Отставание по уровню потребления было более существенным, чем по общему уровню экономического развития. Ученые-экономисты сравнивают хозяйство страны в 80-е годы с громоздким индустриальным зданием на слабом аграрном фундаменте и под дырявой сервисной крышей. Главная полоса экономического развития соответствовала Главной полосе расселения. Здесь производилось 80 % всей продукции, в том числе почти 100 % аграрной. Существовала ярко выраженная асимметрия в экономическом развитии европейского и азиатского макрорегионов. Занимая 1/4 площади страны, европейская часть сосредоточивала более 70 % экономического потенциала. Основные экономические районы (Средняя Волга, Урал, Западная Сибирь), дающие более 40 % валового внутреннего продукта (ВВП), имели «глубинное» географическое положение, то есть были удалены от морей, границ, мировых центров торговли.
Централизация производства привела к ярко выраженному контрасту между центром и периферией. Так, Москва, имея менее 6 % всего населения, производила до 10 % всей продукции. С конца 80-х годов центр начал уступать лидерство «срединному поясу» (Ямал-Урал-Волга). Последний стал давать до половины экспортной продукции. Разные территории России существовали как бы в разных экономических эпохах – от доиндустриальной до постиндустриальной.
Негативные явления в экономике накапливались десятилетиями. Они были вызваны в значительной мере неправильной реакцией на изменяющиеся условия производства и требования научно-технического прогресса, господством командно-административных методов хозяйствования. Стремление экстенсивными способами сдерживать начавшееся падение роста производства привело к непомерным затратам на расширение топливно-энергетических отраслей, усиленному вовлечению в оборот новых природных и трудовых ресурсов, их нерациональному использованию. Основные фонды оказались изношенными. Все это отрицательно сказалось на производительности труда, качестве продукции, экологической ситуации.
Кризис, охвативший экономику России в конце XX в., очень глубокий. В 1990-1999 гг. спад валового внутреннего продукта составил 47%, промышленного производства – 56, сельскохозяйственного производства – 42 %. Кризис является одновременно и системным (охватившим все сферы жизни общества), и структурным (изменение пропорций и акцентов в экономике). В 1992 г. проблему дефицита заменила проблема дороговизны. Кризис еще более снизил покупательную способность населения. Обесценились сбережения людей, многие отрасли рухнули. Экономические реформы, начатые в 1992 г., идут медленно и с большим трудом. Предполагается, что на смену командно-административной экономике с ее государственным диктатом придет рыночная с многообразием форм собственности и свободной конкуренцией. Переход к рынку означает создание социально ориентированной экономики, поворот производства к запросам потребителя.
Преобразование экономики осуществляется по нескольким направлениям.
Либерализация, то есть снятие административных ограничений. Административная экономика эффективна в экстремальных для страны ситуациях- войны, восстановление разрушенного хозяйства. В обычных условиях ее «преимущества» теряются. Интересы производителя не соответствуют интересам потребителя, не поощряется внедрение новейших технологий, перекосы в структуре экономики порождают дефицит, качество товаров и услуг не соответствует международным стандартам, громадных размеров достигает управленческий аппарат. В России были сняты административные ограничения на хозяйственную деятельность и цены. Эта болезненная для населения мера привела, с одной стороны, к наполнению страны товарами, созданию массы малых предприятий, развитию предпринимательства и т. д., с другой – к падению уровня жизни основной массы людей из-за роста цен.
Стабилизация денежной системы. В результате непродуманной политики, зародившейся в 60-70-х годах, когда средства шли в военно-промышленный комплекс, нефтедоллары расходовались нерационально, часть средств уходила за границу, и по ряду других причин к концу 80-х-началу 90-х годов денежная система страны оказалась в глубоком кризисе. Рубль обесценился, страна стала валютным банкротом. Для восстановления экономики необходимо преодолеть финансовый кризис.
Демонополизация – процесс ликвидации монополий, диктующих условия рынку, направлен на создание свободной конкуренции как важного элемента рыночной экономики. В дореформенный период производство многих видов продукции и услуг было сосредоточено на ограниченном числе предприятий, а иногда и на одном предприятии, что не способствовало улучшению качества, снижению цен на продукцию и издержек производства. Но и в настоящее время роль естественных монополий в экономике России велика. Это снижает эффективность рыночных преобразований. В середине 90-х годов в стране действовало почти 500 предприятий-монополистов, производивших 1/5 всей промышленной продукции. Особенно велика их роль в металлургической, топливной, химической и нефтехимической промышленности и машиностроении.