Предмет, структура, методология и функции экономической теории, история развития экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 08:36, контрольная работа

Описание работы

Познавательная функция экономической теории состоит в изучении хозяйственной жизни, анализе, классификации и систематизации многочисленных эмпирических фактов. Экономика тем успешнее выполняет свою познавательную функцию, чем глубже она проникает в сущность производственных отношений и экономических законов, чем полнее раскрывает их систему. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов, непродуманной экономической политики обходится крайне дорого, так как затрагивает интересы значительного числа людей.

Работа содержит 1 файл

Экономика.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

Инфляция предложения означает рост цен, вызванный увеличением  издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение  издержек на единицу продукции сокращает  объем продукции, который производители готовы предложить при существующем уровне цен. В результате сокращается предложение товаров при неизменном спросе и повышается уровень цен. 

По степени сбалансированности роста цен различают сбалансированную и несбалансированную инфляции. При сбалансированной инфляции цены различных товаров друг относительно друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях. 

Различают прогнозируемую и непрогнозируемую инфляции. Прогнозируемая инфляция - это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов, непрогнозируемая инфляция становится для населения неожиданностью, т.к. фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый. 

Сочетание сбалансированной и прогнозируемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и непрогнозируемая опасны и чреваты большими издержками в период адаптации. 

Негативные социальные и экономические  последствия инфляции вынуждают  правительства разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику. 

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к  открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию. 

В основе антиинфляционной программы  должны лежать анализ причин и факторов, вызывающих инфляцию, набор мер экономической  политики, способствующих снижению уровня инфляции. 

Существует два подхода к  управлению экономикой в условиях инфляции: 

1. адаптационная политика; 

2. попытка снизить инфляцию антиинфляционными  мерами. 

Адаптационная политика означает, что  экономика должна быть приспособлена к условиям инфляции. К адаптационным механизмам относятся: 

1. политика цен и доходов,  означающая, что правительство либо "замораживает" цены и номинальные  доходы, либо "привязывает" рост  цен к росту оплаты труда,  а увеличение доходов - к повышению производительности труда; 

2. повышение учетной ставки (ставки  рефинансирования). Комплекс государственных  мер по борьбе с инфляцией  включает: 

3. ограничение денежной массы,  которую можно сокращать резко  (методом шоковой терапии) или  постепенно (методом градуирования), которое будет успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в год; 

4. повышение нормы обязательного  резервирования; 

5. сокращение государственных расходов  и социальных программ; 

6. совершение налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

 

Государственное регулирование  экономики

 

Одна из основных форм участия государства  в экономике, состоящая в его  воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы  экономического развития и благосостояние населения страны. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования. К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции я субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.

Прямые формы регулирования  способствуют выравниванию финансового  положения отдельных звеньев  хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.

Вместе с тем государство  использует методы прямого регулирования  в сферах и отраслях, конкурентоспособность  которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это - сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например в сфере экологии).

Все большее значение приобретает  ныне гуманитарная функция государственного регулирования, состоящая в формировании социальной направленности развития экономки. На рубеже 1990-х гг. в индустриально  развитых странах государство, перераспределяя доходы, тратило от одной трети до половины валового внутреннего продукта (ВВП), тратило на социальные нужды половину и более всех бюджетных расходов.

 

Макроэкономические  проблемы российской экономики

 

Наука макроэкономика занимается вопросами, ответ на которые невозможно найти на микроэкономическом уровне: изучаемые макроэкономикой проблемы являются общими для экономики в целом. Макроэкономическими проблемами можно назвать

Экономический рост, экономические циклы: Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?

Безработица: Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?

Общий уровень цен: Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?

Денежное обращение, уровень ставки процента: Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?

Государственный бюджет: Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?

Торговый баланс: Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?

Основные проблемы экономики  страны на современном этапе

После 1917 г. в России сложился особый экономический комплекс: производство работало не на человека, а само на себя («производство ради производства») и на политику. Государство оказывало значительное давление на экономику.

При строительстве новых предприятий проявлялась тенденция к «гигантомании». Существовала диспропорция между отраслями в пользу тяжелой промышленности. Ведущую роль играли отрасли топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Несмотря на огромные капиталовложения в сельское хозяйство, оно развивалось крайне медленно, экстенсивным способом.

Экспорт имел сырьевую ориентацию. Валютная выручка от экспорта топливно-энергетических ресурсов была фактически буфером, позволяющим  смягчать последствия сбоев в экономике.

Показатели, характеризующие сферу  услуг, были значительно хуже аналогичных  в ведущих странах Запада. Отставание по уровню потребления было более существенным, чем по общему уровню экономического развития. Ученые-экономисты сравнивают хозяйство страны в 80-е годы с громоздким индустриальным зданием на слабом аграрном фундаменте и под дырявой сервисной крышей. Главная полоса экономического развития соответствовала Главной полосе расселения. Здесь производилось 80 % всей продукции, в том числе почти 100 % аграрной. Существовала ярко выраженная асимметрия в экономическом развитии европейского и азиатского макрорегионов. Занимая 1/4 площади страны, европейская часть сосредоточивала более 70 % экономического потенциала. Основные экономические районы (Средняя Волга, Урал, Западная Сибирь), дающие более 40 % валового внутреннего продукта (ВВП), имели «глубинное» географическое положение, то есть были удалены от морей, границ, мировых центров торговли.

 Централизация производства привела к ярко выраженному контрасту между центром и периферией. Так, Москва, имея менее 6 % всего населения, производила до 10 % всей продукции. С конца 80-х годов центр начал уступать лидерство «срединному поясу» (Ямал-Урал-Волга). Последний стал давать до половины экспортной продукции. Разные территории России существовали как бы в разных экономических эпохах – от доиндустриальной до постиндустриальной.

 Негативные явления в экономике накапливались десятилетиями. Они были вызваны в значительной мере неправильной реакцией на изменяющиеся условия производства и требования научно-технического прогресса, господством командно-административных методов хозяйствования. Стремление экстенсивными способами сдерживать начавшееся падение роста производства привело к непомерным затратам на расширение топливно-энергетических отраслей, усиленному вовлечению в оборот новых природных и трудовых ресурсов, их нерациональному использованию. Основные фонды оказались изношенными. Все это отрицательно сказалось на производительности труда, качестве продукции, экологической ситуации.

Кризис, охвативший экономику России в конце XX в., очень глубокий. В 1990-1999 гг. спад валового внутреннего продукта составил 47%, промышленного производства – 56, сельскохозяйственного производства – 42 %. Кризис является одновременно и системным (охватившим все сферы жизни общества), и структурным (изменение пропорций и акцентов в экономике). В 1992 г. проблему дефицита заменила проблема дороговизны. Кризис еще более снизил покупательную способность населения. Обесценились сбережения людей, многие отрасли рухнули. Экономические реформы, начатые в 1992 г., идут медленно и с большим трудом. Предполагается, что на смену командно-административной экономике с ее государственным диктатом придет рыночная с многообразием форм собственности и свободной конкуренцией. Переход к рынку означает создание социально ориентированной экономики, поворот производства к запросам потребителя.

 Преобразование экономики осуществляется по нескольким направлениям.

Либерализация, то есть снятие административных ограничений. Административная экономика эффективна в экстремальных для страны ситуациях- войны, восстановление разрушенного хозяйства. В обычных условиях ее «преимущества» теряются. Интересы производителя не соответствуют интересам потребителя, не поощряется внедрение новейших технологий, перекосы в структуре экономики порождают дефицит, качество товаров и услуг не соответствует международным стандартам, громадных размеров достигает управленческий аппарат. В России были сняты административные ограничения на хозяйственную деятельность и цены. Эта болезненная для населения мера привела, с одной стороны, к наполнению страны товарами, созданию массы малых предприятий, развитию предпринимательства и т. д., с другой – к падению уровня жизни основной массы людей из-за роста цен.

Стабилизация денежной системы. В  результате непродуманной политики, зародившейся в 60-70-х годах, когда  средства шли в военно-промышленный комплекс, нефтедоллары расходовались нерационально, часть средств уходила за границу, и по ряду других причин к концу 80-х-началу 90-х годов денежная система страны оказалась в глубоком кризисе. Рубль обесценился, страна стала валютным банкротом. Для восстановления экономики необходимо преодолеть финансовый кризис.

Демонополизация – процесс ликвидации монополий, диктующих условия рынку, направлен на создание свободной конкуренции как важного элемента рыночной экономики. В дореформенный период производство многих видов продукции и услуг было сосредоточено на ограниченном числе предприятий, а иногда и на одном предприятии, что не способствовало улучшению качества, снижению цен на продукцию и издержек производства. Но и в настоящее время роль естественных монополий в экономике России велика. Это снижает эффективность рыночных преобразований. В середине 90-х годов в стране действовало почти 500 предприятий-монополистов, производивших 1/5 всей промышленной продукции. Особенно велика их роль в металлургической, топливной, химической и нефтехимической промышленности и машиностроении.

Информация о работе Предмет, структура, методология и функции экономической теории, история развития экономической теории