Предмет, структура, методология и функции экономической теории, история развития экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 08:36, контрольная работа

Описание работы

Познавательная функция экономической теории состоит в изучении хозяйственной жизни, анализе, классификации и систематизации многочисленных эмпирических фактов. Экономика тем успешнее выполняет свою познавательную функцию, чем глубже она проникает в сущность производственных отношений и экономических законов, чем полнее раскрывает их систему. Здесь необходимо заметить, что проведение экспериментов, непродуманной экономической политики обходится крайне дорого, так как затрагивает интересы значительного числа людей.

Работа содержит 1 файл

Экономика.doc

— 322.00 Кб (Скачать)

 

Теория производителя, конкуренция и монополия

 

Теория поведения производителя

Производственная функция  отражает разные способы соединения факторов для производства определенного  объема продукции. Информация, которую  несет производственная функция, может  быть представлена графически с использованием изоквант.

Изокванта представляет собой кривую, на которой расположены все сочетания производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска (рис.1).

Рис. 1. График изоквант

В долгосрочном периоде, когда  фирма может изменить любой фактор производства, производственная функция  характеризуется таким показателем, как предельная норма технологического замещения факторов производства (MRTS)

 ,

где DK и DL – изменения  капитала и труда для отдельной  изокванты, т.е. для постоянного Q.

Фирма сталкивается с проблемой  как достичь определенного объема производства с минимальными издержками. Предположим, что цена труда равна ставке заработной платы (w), а цена капитала равна арендной плате за оборудование (r). Издержки производства можно представить в виде изокост. Изокоста включает все возможные сочетания труда и капитала с равными валовыми издержками

NC=wL+rK.

Рис.2. График изокост

Перепишем уравнение валовых  издержек, как уравнение для прямой линии, получим

 .

Из этого следует, что  изокоста имеет угловой коэффициент, равный

 .

Он показывает, что, если фирма отказывается от единицы трудозатрат  и экономит w (у.е.), чтобы приобрести   единицу капитала по цене r (у.е.) за единицу, то валовые издержки производства остаются неизменными.

Равновесие фирмы возникает  тогда, когда она максимизирует  прибыль на определенном объеме производства при оптимальном сочетании факторов производства, минимизирующих издержки (рис. 3).

На графике равновесие фирмы отражает точка касания T изокванты с изокостой при Q2. Все другие сочетания факторов производства (A, B) могут дать меньший объем выпуска продукции.

Рис.3. Равновесие потребителя

Учитывая, что в точке Т изокванта  и изокоста имеют одинаковый наклон и что наклон изокванты измеряется MRTS, условие равновесия можно представить  как

 .

Правая часть формулы  отражает полезность для производителя  каждой единицы фактора производства. Эта полезность измеряется предельным продуктом труда (MPL) и капитала (MPК)

 .

Последнее равенство является равновесием  производителя. Данное выражение показывает, что производитель находится  в равновесии, если 1 рубль, вложенный  в единицу труда, равен одному рублю, вложенному в капитал.

Конкуренция

Конкуренция (лат. concurrere - сталкиваться, состязаться) - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка.

Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка. Основными параметрами состояния рынка, от которых зависят разные виды конкуренции (и монополии), являются:

количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по качеству, фабричной марке, цвету и др.);

участие фирм в контроле за рыночной ценой.

Классификация рыночного соперничества  в мировой экономической литературе.

В зависимости от состояния рынка выделяют главные виды конкуренции:

      • Свободная ("совершенная") конкуренция;
      • Соперничество между монополиями ("несовершенная" конкуренция);
      • Регулируемая конкуренция.

С учетом методов состязательности различают формы конкуренции:

      • Ценовая конкуренция;
      • Неценовая конкуренция. 

Свободная конкуренция означает:

на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах;

никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.

продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы);

фирмы никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

Признаками несовершенной конкуренции  являются:

демпинговые цены

создание входных барьеров на рынок  каких-либо товаров

ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

использование или разглашение  конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

распространение ложных сведений в  рекламной или иной информации касаемо  способа и места изготовления или количества товаров

замалчивание важной для потребителя  информации

Сущность и виды рыночной монополии

Монополия - исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия - прямая противоположность свободной конкуренции.

В этом легко убедиться, если сопоставить  основные параметры состояния свободной конкуренции и монополии.

 

 

 

 

Свободная конкуренция и монополия

Параметры состояния рынка

Свободная конкуренция

Монополия

Число продавцов

Много

Один

Барьеры входа и выхода из рынка

Нет

Есть (нет вхождения)

Дифференциация продукта

Нет (одинаковые продукты одного вида)

Нет (один продукт)

Участие фирм в контроле над ценами

Нет

Полный контроль


В экономической литературе дается следующая классификация видов  монополий.

С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.

В масштабе определенной отрасли - чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.

В масштабе национального хозяйства абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.).

Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.

В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.

Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся целые отрасли инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.). Зачастую существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (из называют "защищенными" от конкуренции). К ним можно причислить такие формы монополистических  организаций:

патентная система. Под патентом подразумевается  свидетельство, выданное правительством страны изобретателю на право исключительного  пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, выданный на право занятия промыслом  торговлей;

авторские права, согласно которым авторы получают исключительное право продавать или размножать их произведения в течение всей жизни или в какой-то период;

торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют  идентифицировать (отождествить) товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки).

Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяют эти организации от естественных монополий) имеется в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:

создают барьеры для  вхождения на отраслевой рынок новых  фирм;

ограничивают аутсайдерам (предприятиям, которые не вошли  в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень  технологии;

применяют более крупный  капитал (дающий больший эффект от роста  масштаба производства);

"забивают" новые фирмы  хорошо поставленной рекламой.

Картель - союз нескольких предприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия сами реализуют на рынке, договариваясь о квоте - доле каждого в общем выпуске продукции, о продажных ценах, распределении рынков и др.

Синдикат - объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору.

Трест - монополия, в которой создается совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. 

Концерн - союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головная фирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками.

 

Макроэкономическая  динамика рыночного хозяйства

 

Основными макроэкономическими показателями, по которым судят о макроэкономической динамике национальной экономики: являются:

- общий уровень цен;

- процентная ставка;

- занятость;

- национальный объем производства.

Общий уровень цен - средний уровень цен широкой группы товаров, измеряемый с помощью индекса цен. Индекс цен выражает относительное изменение среднего уровня цен за определенный период. Это средневзвешенное значение всех цен на товары определенной совокупности. Индекс цен рассчитывают по следующей формуле:

цены текущего года

Индекс цен текущего года = *100%

цены базисного года

Процентная ставка - это плата за деньги, предоставляемые в кредит. В современном мире экономические субъекты широко пользуются кредитами, за пользование которыми устанавливается процент. Поскольку процентные ставки измеряют издержки использования денежных средств предпринимателями и вознаграждение за неиспользование денег потребительским сектором, то уровень процентных ставок играет значительную роль в экономике страны в целом.

Существует несколько видов  процентных ставок, однако в макроэкономике используют такое обобщенное понятие как процентная ставка. Ставка процента находится под воздействием рыночного механизма: если предложение денег уменьшается, то процентные ставки увеличиваются, и наоборот.

Различают также номинальную и  реальную процентную ставку. Различие заключается в том, что реальная процентная ставка получается путем корректировки номинальной процентной ставки с учетом существующего уровня инфляции.

Реальная ставка = Номинальная ставка - уровень инфляции

Следующий важный макроэкономический показатель - занятость. Данный показатель отражает соотношение между численностью взрослого трудоспособного населения, имеющего работу и численностью безработных в данной экономической системе. Одной из главных целей любой национальной экономики является обеспечение полной занятости. При этом под полной занятостью понимают полное использование всех пригодных трудовых ресурсов.

Информация о работе Предмет, структура, методология и функции экономической теории, история развития экономической теории