Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:40, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть содержание методологии и рассмотреть методы экономической теории.
Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом и функциями. Можно выделить познавательную, практическую и мировоззренческую функции экономической теории. Способствует формированию системного, научного мировоззрения, дает представление не только об экономической, но и социальной направленности развития общества, в котором мы живем.
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема занимает, особое место в структуре обшей экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества. Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории.
Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика. Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т. д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая теория.
Экономическая теория, как и всякая другая наука, для изучения своего предмета использует соответствующие методы. В числе этих методов особое место занимает экономический анализ. Его основными приемами считаются индукция и дедукция, абстракция и обобщение. Под индукцией понимается выведение некоторых принципов - гипотез из отдельных фактов. Дедукция предполагает проверку правильности гипотез на фактах. В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин. Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук.
Экономическая наука – это наука общественная наряду с другими общественными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, то есть хозяйственные связи, отношения, экономическое поведение людей. Экономическая теория занимается такими вопросами, как организация и регулирование экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица, инфляция бедность и неравенство, военные расходы и загрязнение окружающей среды. Человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены, поэтому в центре внимания экономистов поиск путей эффективного использования, ограниченных ресурсов в производстве, материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.
Актуальность темы курсовой работы "Предмет и методология экономической теории" обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить методологию, методы исследования, законы, функции, т.е. как и с помощью чего экономическая теория изучает свой предмет. Раскрыть основные задачи экономической теории, определить систему экономических процессов. Для изучения экономической теории необходимо знать объект исследования, которым являются экономические явления. Предметом курсовой работы является анализ экономических закономерностей и методов экономического развития, какие приемы используются для изучения курса, какую роль играют в развитии общества.
Цель
курсовой работы - раскрыть содержание
методологии и рассмотреть
Задачи
экономической теории как науки и учебной
дисциплины определяются ее предметом
и функциями. Можно выделить познавательную,
практическую и мировоззренческую функции
экономической теории. Способствует формированию
системного, научного мировоззрения, дает
представление не только об экономической,
но и социальной направленности развития
общества, в котором мы живем.
Экономическая
теория тесно связана со многими
науками, затрагивающими различные
стороны жизнедеятельности
Экономическая теория тесно связана с рядом социальных наук, таких как психология, политология, социология, поскольку ее предмет изучения частично совпадает с предметом перечисленных дисциплин. Социальные науки изучают многочисленные аспекты поведения человека в обществе. Экономическая теория призвана раскрыть только определенную часть социальной жизнедеятельности человека — экономическую. Сегодня является очевидным, что при решении каких-либо экономических проблем необходимо учитывать национальные, психологические особенности людей.
В области экономической теории находят свое применение многие математические методы. Широко используется экономико-математическое моделирование. Для успешного практического применения знаний, полученных экономической теорией, необходима точная математическая оценка данных. Не случайно многие видные экономисты являются хорошими математиками и владеют статистическими методами анализа.
Прослеживается четкая взаимосвязь экономической теории и юридических наук. Правовые нормы, действующие в том или ином обществе, являются своеобразными рамками, в которых развивается экономика.
Экономическая
теория тесно взаимодействует с
историческими науками, такими как история
экономики, история экономической мысли,
всеобщая история. Экономическая теория
посвящена проблемам материального производства,
распределения, обмена и потребления,
рассматриваемым в различные исторически
периоды и на фоне различных способов
производства. Например, для экономистов
важен тот исторический факт, что средневековая
инквизиция, избавляя народ от еретиков,
к которым часто относила изобретателей
и ученых, в результате затормозила технический,
а как следствие, и экономический прогресс
общества.
1.2 Содержание
предмета экономической теории
Знакомясь с каким-то новым учебным курсом, всегда интересно узнать, что там изучается. Другими словами, мы пытаемся определить, или сформулировать, предмет учебной дисциплины, предмет науки, которую мы начинаем постигать. Предмет науки - это то, что исследует, изучает та или иная наука.
Мы начинаем изучать экономику. Само слово "экономика" греческого происхождения, буквально означающее "искусство управления домашним хозяйством" ("oikos" - дом, домашнее хозяйство, "nomos" - учение, закон). В настоящем курсе термин "экономика" используется в смысле "экономическая теория", "экономическая наука".
Экономическая теория изучает хозяйственную деятельность людей. Хозяйственная деятельность людей представляет собой комплекс разнообразных явлений и процессов, в котором теоретическая экономика выделяет четыре стадии:
1. Производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.
2. Распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйствующий субъект принимает участие в производственном продукте.
3. Обмен – это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, осуществляющая общественный обмен веществ.
4. Потребление – это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.
Производство – основа жизни и источник прогресса человеческого общества. Оно является исходным пунктом хозяйственной деятельности; потребление – конечным пунктом; распределение и обмен выступают как сопутствующие стадии, связывающие производство с потреблением. Хотя производство является первичной стадией, оно служит потреблению. Потребление образует конечную цель и мотив производства, поскольку в потреблении продукт уничтожается, оно диктует новый заказ производству. Удовлетворенная потребность рождает новую потребность, развитие потребностей является движущей силой развития производства. Но возникновение самих потребностей обусловлено производством.
Распределение и обмен продукта зависят от производства, так как распределять и обменивать можно только то, что произведено.
Наука имеет свою экономическую систему, где можно выделить следующие важнейшие моменты:
1. Производительные силы – это совокупность средств производства и людей, обладающих знаниями, производственным опытом, навыками к труду и приводящих средства производства в действие. Производительные силы образуют, ведущую сторону общественного производства. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют определенные производственные отношения.
2. Процесс труда – составляет материальную основу процесса производства. Процесс производства материальных благ и услуг включает в себя не только процесс труда, но и экономические отношения работников друг к другу в процессе трудовой деятельности. Основными элементами процесса труда являются труд, как сознательная целенаправленная человеческая деятельность, предметы труда и средства труда.
3. Предметы труда – это то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего готового продукта.
4. Средства труда – вещь или комплекс вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда; то, чем человек воздействует на предмет труда, создавая готовый продукт.
Центральное место в экономической системе занимает взаимодействие производственных факторов:
1. Природные ресурсы, в которые входят: земля, нефть, вода, лес, газ, месторождения руды и др., используются в производстве и составляют его фактор;
2. Труд (рабочая сила), охватывает всевозможные навыки и способности человека, которые можно использовать при производстве благ и услуг;
3. Рабочая сила – совокупность физических и духовных сил человека, его способностей к труду;
4. Капитал, как фактор производства состоит из зданий и сооружений, оборудования, инструментов, транспортных средств, средств сбыта и полуфабрикатов, используемых в производстве.
Человек
(или группа людей), который берет
на себя ответственность и риск за
использование этих факторов производства
и решает, как распорядиться данными
ресурсами, называется предпринимателем.
Чтобы принять правильные решения
в организации и управления фирмой, он
должен обладать предпринимательскими
способностями. [1, 14с.]
Методология — наука о методах. Методология определяет, с помощью каких научных способов (методов) наука изучает свой предмет. Методология экономической теории — наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов:
1. Субъективистский подход объектом экономического анализа становится поведение этого субъекта, а главными категориями – его потребности и полезность благ. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.
2. Рационалистический подход опирается на положение о рациональном поведении субъектов экономической деятельности, каждый из которых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распорядиться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него максимальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение.
3. Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явления находятся в движении. Поэтому в данном случае экономическая наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). Подход считается наиболее приемлемым для решения научных проблем.
Информация о работе Предмет и методология экономической теории