Правовое регулирование кредитных отношений в Украине

Автор: p********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что предприятия, физические лица, осуществляя предпринимательскую деятельность, должны знать порядок расчетов между ними, свои права и обязанности при выполнении взятых на себя обязательств, какую помощь оказывает государство в вопросах поддержки и развития отечественных предпринимателей и многое другое, что касается финансово-кредитных операций.
После провозглашения государственного суверенитета Украина стала проводить независимую экономическую политику, направленную на построение социально-ориентированной рыночной экономики. И конечно не возможно обойти вниманием роль в этом экономических двигателей, таких как финансовые и кредитные операции.
Денежно-кредитная политика является составной экономической политики государства, одновременно реализует как политические, так и экономические цели. Экономическая сущность денежно-кредитной политики состоит в совокупности экономических и административных мероприятий государства и Национального банка, направленных на использование экономических инструментов рыночного механизма для влияния на субъектов денежно-кредитного рынка с целью стабилизации национальной денежной массы, ликвидности и кредитоспособности банковских институтов, для обеспечения необходимого экономического роста, занятости и сдерживания инфляционных процессов.

Содержание

Введение -----------------------------------------------------------------------------------------------с.3-5
1.Сущность и принципы правового регулирования кредитно-финансовых операций.
1.1.Понятие и принципы кредитно-финансовых операций и предпринимательской деятельности-----------------------------------------------------------------------------------------------с.6-10
1.2.Порядок открытия банковских счетов в банковских учреждениях Украины-------с.10-12
2.Расчетные операции.
2.1.Механизм осуществления расчетов в народном хозяйстве-----------------------------с.13-15
2.2.Правовое регулирование наличных расчетов в Украине--------------------------------с.15-17
2.3.Система безналичных расчетов, порядок их осуществления в Украине-------------с.17-23
3.Кредитные операции.
3.1.Роль кредита в осуществлении коммерческой деятельности предприятий---------с.23-25
3.2.Кредитный договор: понятие, сущность, порядок заключения и исполнения-----с.25-31
3.3.Способы обеспечения возвратности кредитов--------------------------------------------с.31-36
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------------с.37-38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 136.29 Кб (Скачать)

  Согласно  ч.5 ст.64 Закона Украины « О банках и банковской деятельности» идентификации, и последующему уведомлению об идентифицированных лицам соответствующим органам, подлежат также лица, осуществляющие расчеты по сделкам на сумму ниже предусмотренной для значительных операций, если такая сделка явно связана  с другой сделкой и общая сумма  оплаты по этим сделкам превышает  установленный предел.

  Следовательно, если клиент банковского учреждения получает наличные средства в течение  одного операционного дня по разным денежным чекам и общая сумма  по таким чекам является выше эквивалента  евро, то в случае применения этих денежных средств для расчетов по сделкам, которые явно связаны друг с другом, то есть при расчетах с разными  контрагентами или для расходов в разных целях, уведомлять органы по борьбе с организованной преступностью  о лицах, идентифицированных по таким  операциям, не нужно.

  Что касается отнесения операции по получению  наличных средств к сомнительным операциям, то ч.4 ст.64 предусматривает  перечень признаков таких операций, к которым относятся:

  1.    осуществление операции при непривычных или неоправданно запутанных условиях;

  2.    операция не является экономически оправданной или противоречит законодательству Украины. Данный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

  Таким образом, снятие клиентом банка наличных денежных средств со своего счета, если такая операция не содержит вышеуказанных  признаков, является обычной для  клиента и проводится им постоянно, соответствует характеру деятельности и др., не может быть квалифицированна как сомнительная с последующим  уведомлением соответствующие органы о нем без наличия, оформленного в соответствии с требованиями действующего законодательства, запроса. [34. С.19.].

  2.3. Правовое регулирование безналичных  расчетов в Украине.

  По  общему правилу, на территории Украины  юридические лица всех форм собственности, а также физические лица – граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, которые являются субъектами предпринимательской  деятельности, в том числе, для  выполнения договорных обязательств, осуществляют между собой расчеты  в безналичном и наличном порядке  через учреждения банков в соответствии с правилами осуществления расчетных  и кассовых операций, которые утверждаются НБУ.

  Однако, следует иметь ввиду, что сфера  применения наличного оборота достаточно ограничена и определяется специальными нормами.

  Преимущественное  большинство расчетов между субъектами хозяйственного права осуществляется в безналичном порядке в установленных  законодательством формах.

  С целью усовершенствования организации  банками расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства Правление  НБУ Постановлением от 30 июня 1995 г. № 166 утвердило Порядок организации  расчетно-кассового обслуживания коммерческими  банками клиентов и взаимоотношений по этому вопросу между учреждениями НБУ и коммерческими банками. [Уряд. курьер.-1995.-11 июля.].

  В соответствии с этим актом коммерческий банк заключает договор с клиентом на расчетно-кассовое обслуживание, которое  включает комплекс взаимных платежных  обязательств банка и клиента  по пользованию средствами и банковскими  услугами, а именно:

  1.    использование банком временно свободных средств клиента;

  2.    проведение расчетных операций;

  3.    кассовое обслуживание;

  4.    транспортное обслуживание перевозок наличных.[См.Приложение.].

  Безналичные расчеты между субъектами хозяйствования регулирует подзаконный нормативно-правовой акт – Инструкция № 7 «О безналичных  расчетах в хозяйственном обороте  Украины», утвержденная Постановлением Правления НБУ от 02.08.96 г. № 204.

  Инструкция  распространяется на предприятия, организации  и учреждения всех форм собственности, физических лиц – субъектов предпринимательской  деятельности (далее – предприятия), банки и их учреждения, физических лиц, и обязательна для исполнения ими.

  Особенностью  законодательства, регулирующего расчетные  отношения между субъектами хозяйствования, является преобладание императивных норм. Вместе с тем стороны этих отношений  могут в значительной степени  самостоятельно определять формы расчетов, по общему согласию избирать одну из указанных  в законодательстве форм расчетов.

  Безналичные расчеты между ними осуществляются в национальной валюте Украины через  банки путем перечисления средств  с текущих счетов плательщиков на текущие счета получателей средств.

  Средства  со счетов предприятий списываются  только по распоряжениям их владельцев. Кроме случаев, когда действующим  законодательством предусмотрено  бесспорное взыскание (списание) средств, а также по решению суда, хозяйственного суда и по исполнительным надписям нотариусов.

  Согласно  Закону Украины «О предприятиях в  Украине» [8], предприятия самостоятельно определяют очередность и направление  списания средств с собственных  счетов, которое осуществляется учреждениями банков по поручению таких предприятий, кроме случаев, предусмотренных  законами Украины.

  Безналичные расчеты осуществляются по следующим  формам расчетных документов:

  -      платежными поручениями;

  -      платежными требованиями-поручениями;

  -      чеками;

  -      аккредитивами;

  -      векселями;

  -      платежными требованиями;

  -      инкассовыми поручениями (распоряжениями).

  С целью обеспечения стандартов документов, которые вводятся в хозяйственный  оборот в Украине, Инструкцией установлено, что расчетные документы, которые  предоставляют клиенты в банк в письменной форме, должны соответствовать  требованиям стандартов и содержать, в зависимости от формы, следующие  реквизиты:

  а) название документа;

  б) номер документа, число, месяц, год  выписки.

  Число и год указываются цифрами, месяц  – прописью. На расчетных документах, которые заполняются при помощи технических средств, допускается  определение месяца цифрами (01-12);

  в) наименования плательщика и получателя средств (их официальное сокращение), которые соответствуют зарегистрированному  в Уставе, их идентификационные коды по Единому государственному реестру  предприятий и организаций Украины (далее – код), у физических лиц  – идентификационные номера, номера счетов в учреждениях банков;

  г) наименования плательщиков и получателей, их местонахождение;

  д) сумму платежа цифрами и прописью;

  е) назначение платежа: наименование товара (выполненных работ, предоставленных  услуг), ссылка на документ, на основе которого проводится операция (договор, счет, товарно-транспортный документ и др.), с определением его  номера и даты, и законодательный  акт, который предусматривает право  бесспорного и безакцептного  списания средств (его дата, номер  и соответствующий пункт).

  Вместо  наименования товара можно указать  его кодовое (условное) значение;

  ж) на первом экземпляре (независимо от способа  производства расчетного документа) –  оттиск печати и подписи соответствующих  лиц плательщика либо (и) получателя средств;

  з) подразделения бюджетной классификации  и срок наступления платежа (в  случае перечисления средств в бюджет);

  и) сумму налога на добавленную стоимость (цифрами) либо надпись «без налога на добавленную стоимость».

  Если  хотя бы один из вышеперечисленных  реквизитов не заполнен либо заполнен неправильно, банк такой документ к  исполнению не принимает.

  Бумажные  расчетные документы, как правило, выписываются с использованием технических  средств за один раз под копирку  в двух экземплярах, платежные требования и документы предприятий, обслуживаются  в одном учреждении банка –  в трех экземплярах (если применение копирки невозможно, то на всех их в правом верхнем углу имеются последовательные порядковые номера).

  Для документального подтверждения  частичной оплаты расчетных документов ответственный представитель банка  выписывает в двух экземплярах мемориальный ордер.

  Средства  списываются со счета плательщика  только на основе первого экземпляра расчетного документа.

  Рассмотрим  в отдельности, подробнее каждую форму безналичных расчетов между  предприятиями.

  Платежное поручение – это бланк установленной  формы, который предприятие подает в банк, его обслуживающий, для  перерасчета указанной суммы  со своего счета. Банк принимает к  выполнению поручение в течение 10 календарных дней со дня выписки  и только в пределах наличных на счете денежных средств.

  Расчеты поручениями могут осуществляться:

  -      за фактически отгруженную продукцию;

  -      в порядке предварительной оплаты;

  -      для завершения расчетов по актам проверки взаимной задолженности предприятий;

  -      для перечисления предприятиям сумм, которые принадлежат физическим лицам (зарплата, пенсии и т.п.) на их счета в учреждениях банков;

  -      в других случаях по согласию сторон.

   Покупатель                                            Поставщик

  

 

   (плательщик средств)                                          (получатель средств)

               
     
       
         
             

 
 
 

                                                                                                                                                

   Банк покупателя                                     Банк поставщика

  Схема 1. Расчеты платежным поручением.

  1.    Поставщик отгружает продукцию.

  2.    Поставщик выставляет счет-фактуру.

  3.    Покупатель подает в банк, который его обслуживает, платежное поручение.

  4.    Банк покупателя списывает с его счета средства.

  5.    Банк покупателя уведомляет покупателя – собственника счета о списании средств.

  6.    Банк передает электронной почтой или пересылает платежное поручение на соответствующую сумму в банк поставщика.

  7.    Банк зачисляет средства на счет поставщика.

  8.     Банк поставщика уведомляет его о поступивших средствах выпиской с расчетного счета.

  При равномерных и постоянных поставках  товаров и предоставлении услуг  расчеты между поставщиками и  покупателями могут осуществляться поручениями, периодическим перечислением  средств в сроки и в размерах, которые обусловлены в договорах.

  Платежное требование-поручение – это комбинированный  расчетный документ, который состоит  из двух частей:

  -      верхняя – требование поставщика (получателя средств) непосредственно к покупателю (плательщику) уплатить стоимость поставленной ему по договору продукции (выполненных работ, предоставленных услуг);

Информация о работе Правовое регулирование кредитных отношений в Украине