Практическое использование теории внешних эффектов. Природоохранное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Внешние эффекты, Совокупные внешние издержки, Предельные внешние издержки, Предельная внешняя полезность, Совокупная внешняя полезность, Интернализация внешних эффектов, экологическая политика
Цель работы - раскрыть понятие внешних эффектов, а также определить их влияние на объем производства общественных благ и на состояние окружающей среды.
Объект курсовой работы – внешние эффекты, как один из важнейших факторов влияния на объем производства общественных благ и на состояние окружающей среды. Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами, гражданами Республики Беларусь и государственными органами управления в процессе реализации природоохранных мероприятий.

Работа содержит 1 файл

Курсовая _2.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     В 2004 году в Беларуси утверждена Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития страны за период до 2020 года. Она базируется на принципах содержащихся в “Повестке дня на 21 век”, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, проходящей в 1992 году в Рио-де-Жанейро и резолюциях Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию, состоявшейся в 2002 году в Йоханнесбурге (ЮАР). Согласно данным принципам, экологическая составляющая развития должна рассматриваться как равноценная экономической и социальной [10, с. 15].

     В Национальной стратегии устойчивого  развития развития Беларуси определены стратегические цели развития страны, в том числе и экологические, на долгосрочную перспективу и пути их достижения. Общее направление экологической политики заключается в снижении негативного воздействия на окружающую среду и улучшении ее качественного состояния.

     Для реализации заложенных в Национальной стратегии устойчивого развития долгосрочных экологических целей, разрабатываются пятилетние Национальные планы действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, а также Национальные планы действий по гигиене окружающей среды.

     Наряду с разработкой специальных плановых документов экологической направленности, вопросы окружающей среды включаются также в программы и прогнозы социально-экономического развития страны. В Беларуси такие документы разрабатываются соответственно сроком на 5 лет и на 1 год и содержат экологические разделы.

     Для решения наиболее значимых для страны проблем разрабатываются специальные  целевые программы. К основным из них относятся: Государственная  программа по преодолению катастрофы на Чернобыльской АЭС, Государственная программа по водоснабжению и водоотведению “Чистая вода”, Республиканская программа обращения с коммунальными отходами, Схема рационального размещения особо охраняемых природных территорий и другие.

       Приоритетной задачей на ближайшее  будущее выступает разработка Национальной программы действий по борьбе с деградацией земель. Она будет призвана внести коренные позитивные изменения в решение данной проблемы. Что отвечает не только национальным интересам, но и международным обязательствам страны по выполнению Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием/деградацией земель [9, с. 270].

     Международное сотрудничество.

     Республика  Беларусь является одной из передовых  стран мира, поддерживающей международное  сотрудничество в вопросах охране окружающей среды. Наша страна подписала следующие природоохранные конвенции:

  • Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния;
  • Венская конвенция об охране озонового слоя;
  • Монреальский протокол о веществах, разрушающих озоновый слой;
  • Лондонская поправка к Монреальскому Протоколу;
  • Конвенция ООН о биологическом разнообразии;
  • Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения;
  • Конвенция о контроле за трансграничной перевозке опасных отходов и их удалении;
  • Рамочная конвенция ООН об изменении климата [10, с. 24].

     Беларусь  является правоприемником в отношении  Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, подписана , но не ратифицирована конвенция об оценке воздействия  на окружающую среду в трансграничном контексте.

     В Беларуси проводится целенаправленная политика по развитию и укреплению двустороннего сотрудничества в области охраны окружающей среды со странами СНГ, а также с другими государствами.

     Например, с Россией – по оздоровлению и  охране рек бассейна Днепра; c Россией и Литвой – по оздоровлению и охране рек бассейна Западной Двины; c Украиной – по программе «Буг»; в рамках Белоруско-Датского сотрудничества ведутся работы по проекту «Обследование и утилизация старых накопленных пестицидов»; по программе Канадского Центра Исследования Международного Развития «разработка системы управления и контроля состояния природной среды в бассейне Днепра»; с Польшей ведется работа над проектом природоохранных мероприятий на территории Национального парка «Беловежская пуща».

     Очевидно,  что экологические проблемы не могут быть  решены в рамках одной взятой страны. Это по силам  только мировому сообществу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     В заключении хотелось бы сказать, что, к  сожалению, не существует легких решений  экологических проблем. Рынки способны эффективно решить проблемы внешних эффектов, но только тогда, когда между объектами и субъектами отношений четко разграничены права собственности, а количество вовлеченных в процесс сторон невелико. Экономисты предложили реальные и эффективные программы (рынки лицензий и введение штрафных санкций за выброс отходов), которые могли бы способствовать эффективному разрешению масштабных экологических проблем. Однако меры по защите окружающей среды, которые фактически предпринимаются государственными органами, деформируются под влиянием политических сил. Экологическая политика полна примеров как фиаско рынка (ситуация, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образам, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов), так и фиаско правительства, а в будущем ее ждут новые трудности. Все чаще обращается внимание на разрешение проблем глобального характера (возможное потепление, изменение климата и др.), по сравнению с которыми региональные вопросы относительно легко разрешаются.

     В некотором отношении глобальные экологические проблемы напоминают местные и региональные проблемы. А раз так, экономисты не замедлили  предложить вариации уже известных  мер, чтобы справиться с внешними эффектами в результате производства общественных благ. Так, например, предлагается создать большую систему лицензирования на пользование органическим топливом.

     Однако  глобальные проблемы поднимают совершенно новые вопросы в сферах общественного  выбора, прав собственности и социальной справедливости. Не существует эффективных структур мирового правительства, на которые можно возложить осуществление разумной экологической политики.

     Будущее окружающей среды неясно. Самые крупные  супер-ЭВМ не могут и приблизиться к созданию надежных моделей земного климата. Тем не менее вполне возможно прогнозировать, что в ближайшем будущем эти проблемы будут приобретать все большее значение.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

  1. Закон РБ об охране окружающей среды. /М.: Белорусский  научно-исследовательский центр Экология, 2002.
  2. Базелер У., Сабов З., Хайнрих И., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. – СП Издательство «Питер», 2000..
  3. Долан Э., Д. Линдсей. - Рынок: микроэкономическая модель,  СПб., 1992. - Гл. 17.
  4. Защита окружающей среды -  глобальная экологическая проблема современности / Новикова И.В. Глобализация и рынок. – Мн.: Академия управления при президенте РБ, 2001.
  5. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и  применение. В 2х т. Т.II - М. Финансы и статистика, 1992. -Гл. 17.
  6. Управление природопользованием. Подходы к разработке  национальных экологических программ. / Курс экономической теории: Учеб. / Под ред. М.И. Плотницкого. – М.: «Интерпресссервис»; «Мисанта»,  2003.
  7. Экология и экономика природопользования: Учебник для студентов вузов, обуч. по экон. спец. / Под ред. Гирусова.- М.: Закон и право: ЮНИТИ, 1998.
  8. Шимова О.С., Соколовский Н.К. Основы экологии и экономика природопользования: Учебник. - М.:  БГЭУ, 2001.
  9. Состояние природной среды Беларуси. / Под ред. Ф. В. Логинова. - М.: «Минсктиппроект», 2005.
  10. Защитим природу и себя. / Под ред. С. П. Руднева. - М.: Белорусский научно-исследовательский центр Экология, 2003.
  11. Природные ресурсы и окружающая среда. - М., 1997.
  12. Шилов И. А. Экология. – М., 2002.
  13. Максимов М. В XXI век – со старыми и новыми проблемами. – М.: МЭМО, 1998.

Информация о работе Практическое использование теории внешних эффектов. Природоохранное регулирование