Практическое использование теории внешних эффектов. Природоохранное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Внешние эффекты, Совокупные внешние издержки, Предельные внешние издержки, Предельная внешняя полезность, Совокупная внешняя полезность, Интернализация внешних эффектов, экологическая политика
Цель работы - раскрыть понятие внешних эффектов, а также определить их влияние на объем производства общественных благ и на состояние окружающей среды.
Объект курсовой работы – внешние эффекты, как один из важнейших факторов влияния на объем производства общественных благ и на состояние окружающей среды. Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами, гражданами Республики Беларусь и государственными органами управления в процессе реализации природоохранных мероприятий.

Работа содержит 1 файл

Курсовая _2.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     Рыночное  лицензирование сброса отходов.

     Штрафные  санкции за сброс отходов представляют собой способ использовать «рынкообразные» стимулы, дабы способствовать эффективности достижения экологических целей. Другой подход состоит в использовании рыночных лицензий на сброс отходов. Эти лицензии позволяют их владельцам сбрасывать оговоренный объем отходов, причем лицензии могут быть объектом купли-продажи на рынке.

     На  рисунке 1.6 представлена графическая интерпретация действия системы такого рода лицензий, реализуемых на рынке на основе спроса и предложения. В данном случае в графической форме предложение сброса отходов представляется вертикальной, а не горизонтальной — как в предыдущем случае — кривой. Вертикальная кривая предложения соответствует установленному пределу на объемы допустимого загрязнения. В идеале, как показано на рисунке, этот предел соответствует оптимальному уровню загрязнения.

      Y

                Предложение по

                     сбросу отходов 

                                                                      предельные социальные 

            количество                                     издержки загрязнения 

           выданных лицензий    

       

                                                         спрос на сброс

                                                          и утилизацию отходов          

                                                                                          X 

     Рисунок 1.6 - Эффект предоставления рыночных лицензий на сброс отходов.

     Примечание  – Источник: [2, с.418]. 

     Как только предельные объемы загрязнения  определены, они делятся на ограниченное количество лицензий, которые распределяются между предприятиями - источниками загрязнения окружающей среды. Затем эти лицензии становятся объектом свободной купли-продажи. Вероятно, среди лиц, предлагающих за лицензии наивысшую цену, будут владельцы предприятий с самыми большими предельными затратами на утилизацию отходов. Рынок лицензий достигает положения равновесия при соответствии спроса предложению.

     На  приведенной диаграмме анализируется  ситуация, возникающая при предоставлении рыночных лицензий на сброс отходов. Общий объем сбрасываемых в окружающую среду отходов ограничивается количеством выпущенных лицензий, что в данном случае принимается равным X единицам продукции. Лицензии распространяются среди предприятий-источников загрязнения: как тех, кто имеет высокие предельные затраты на уменьшение уровня загрязнения, так и тех, у кого подобные расходы невелики. Фирмам и деловым предприятиям, имеющим высокий уровень предельных затрат, связанных с утилизацией отходов, придется покупать дополнительные лицензии у тех, чьи расходы на подобные мероприятия ниже. Равновесие наступит тогда, когда предельные затраты, направленные на борьбу с загрязнением, сравняются для всех потенциальных источников загрязнения. Равновесная цена лицензии определится точкой пересечения кривых спроса и предложения (в нашем случае эта цена составляет Y денежных единиц за единицу продукции X). Если количество предоставленных лицензий будет соответствовать величине, определяемой точкой пересечения кривых спроса и предельных социальных издержек загрязнения, то будет достигнут оптимальный уровень загрязнения окружающей среды.

     За  последние годы в США предпринято несколько шагов в направлении организации рынка лицензий на сброс промышленных отходов. Были исследованы следующие варианты этой концепции.

  1. Пузыри. Идея заключается в том, что все выбросы данного предприятия рассматриваются в качестве одного “пузыря” загрязнения. В пределах этого “пузыря” предприятию разрешается варьировать контроль за источниками загрязнения. Например, металлургический комбинат может ужесточить контроль за доменными печами, избегая более дорогостоящих мероприятий по контролю за мартенами.
  1. Компенсации. Здесь аналогичная концепция распространена на целый район. Например, компания по производству пластмасс может получить разрешение на строительство новой установки, купив “кредит на уменьшение объема загрязнения” у соседней химической фирмы, которая добилась эквивалентного снижения загрязнения в той же самой области.
  1. Банки. По этой концепции предприятие-загрязнитель, которое свело выбросы вредных веществ к уровню, ниже определенного законом, может положить сумму, равную затратам, на обеспечение этих мероприятий относительно принятого уровня в банках. Такой кредит позднее можно продать фирме, которая хочет построить новое предприятие в этом районе, или его может использовать та же самая фирма на строительство собственного нового предприятия [3, с. 417].

       
 
 
 

     2.2 Экологическая политика как мера регулирования воздействия внешних эффектов на состояние окружающей среды 
 

     Загрязнение окружающей среды – заражение  почвы, воды или атмосферы ядовитыми  веществами и отходами производства. Взгляд на загрязнение как на экономическую проблему требует учитывать точку зрения как объекта, так и субъекта этих отношений. Если рассматривать проблему с точки зрения источника загрязнения, то можно было бы определить введенное понятие как «использование почвы, воды или атмосферы для обеспечения услуг по устранению отходов». Учитывая оба эти аспекта, загрязнение можно считать проблемой экономики ресурсов.

      Обладая огромными возможностями, современное человечество реализует их, при этом, не всегда понимая, против собственных интересов нарушая сложившиеся за многие миллионы лет эволюции взаимоотношения, поддерживающие устойчивость биосферы.

     Призрак экологической гибели человечества от природных аномалий и стихийных  бедствий, в значительной мере спровоцированных самим человеком, стал грозной явью; озоновые дыры и кислотные осадки, глобальное изменение климата, угроза радиоактивного заражения отходами АЭС, дефицит питьевой воды, рост уровня Мирового океана, опустынивание планеты, нарушение экологического баланса, грядущее кислородное голодание – множество острейших проблем. Жестокие засухи участились за последнюю половину века в 10 раз, наводнения и вызывающие их атмосферные вихри – не менее, чем в 2 раза. Эпидемии то и дело захлестывают планету, хотя успехи медицины, казалось бы, поистине блестящи. Ущерб от стихийных бедствий растет как снежный ком. Петроглиф на пирамиде Хеопса предупреждает: “Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира”. И это похоже на правду.

     Уже сегодня, и тем более, завтра, главным мировым богатством станет качество природной среды: чистый воздух, ненарушенные ландшафты, разнообразие живой и неживой природы и т. п. В ближайшем будущем качество природы, возможно, цениться будет больше, чем информационные технологии, “ноу-хау” и т. п.

     Процесс изучения проблем экологии прошел не малый путь, и теперь мы являемся свидетелями глобальной экологизации. Проблемы окружающей среды поднялись  из биологической и технической  областей до уровня экономических и  политических. Стало очевидно, что  этот глобальный процесс вызвал к жизни новый вид политики – экологический.

     Что же такое “экологическая политика”, что о ней можно сказать? Экологическая  политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между  человеком, человеческой цивилизацией и окружающей средой, ядром которой является проблема предотвращения гибели людей – их выживание; участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его экологической деятельности [8, с. 115]. Особенность экологической политики – способность сконцентрировать в себе лучшие наработки экономической, социальной, законодательной и других видов политики. Другими словами, экологическая политика – это достижение качества природной среды. Внешняя и внутренняя экологические политики имеют, безусловно, свою специфику, но, конечно же, связаны между собой и решают общие задачи.

     Суть  экологической политики – создание условий для дальнейшего существования  человеческой цивилизации в быстро ухудшающихся природных условиях, недопущение  перехода людьми той границы, за которой деградация естественной среды примет необратимый характер.

     Обеспечение мирового производства ресурсами характеризуется  следующими тенденциями:

     а) все большая масса невосполнимых природных ресурсов вовлекается в производственный оборот;

     б) в связи с истощением источников ресурсов усиливается зависимость экономического развития от обеспеченности ресурсами (несмотря на сокращение ресурсоемкости единицы произведенной продукции);

     в) требуется все больше единовременных и текущих затрат для 
вовлечения ресурсов в производственный оборот;

     г) сохраняется дисбаланс как между местами залегания, добычи 
ресурсов и местами их конечного потребления, так и между 
уровнем развития стран-поставщиков ресурсов и стран-потребителей ресурсов, что ведет к региональным конфликтам, росту международной социальной напряженности [11, с. 31].

     Пока  потребление природных ресурсов увеличивается из года в год. В мире из земных недр на душу населения в 1900 г. извлекалось 7 т минерального сырья, в 1980 - 27, в 2000 г. - 48 т. За всю историю человечества из недр Земли извлечено около 200 млрд. т угля, около 100 млрд. т нефти, 50 млрд. т железной руды, 2 млрд. т бокситов, 300 млн. т медной руды, более 100 тыс. т золота, причем 50-85% добычи, исключая золото, приходится на последние 30 лет. При этом только 10% сырья, извлекаемого из недр планеты, превращается в готовую продукцию, остальные 90% - отходы, загрязняющие биосферу.

     Резкий  скачок в потреблении ресурсов обусловлен изменениями, произошедшими на Земле в последние 100 лет - с 1890 г. ее население увеличилось более чем в 3 раза, объем производства товаров и услуг - в 20 раз, в т.ч. промышленного - в 50 раз, соответственно увеличилось и потребление природных ресурсов (например, топлива - в 30 раз) [4, с. 103].

     Усилиями  ученых многих поколений к концу XX в. была подготовлена и создана концепция устойчивого развития, которая получила международное признание. В докладе Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» (1987), в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и правительства (1992 г.) была зафиксирована ключевая оценка сложившейся к концу XX в. глобальной ситуации.

     В 1987 г. Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию обострила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации, опубликовав доклад «Наше общее будущее». Именно с этого момента в средствах массовой информации стал употребляться термин «устойчивое развитие», под которым стали понимать такую модель развития, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без уменьшения такой возможности для будущих поколений.

     Для устойчивого развития бесспорно  признается необходимость сохранения среды обитания, природного ресурсного потенциала биосферы, ограничение экономического роста для стран с высоким уровнем жизни, поскольку рост имеет реальные физические пределы, а развитие предполагает сохранение и даже повышение качества жизни. Для достижения устойчивого развития крайне необходимо создание условий для “справедливого” распределения мирового природно-ресурсного потенциала. Чтобы обеспечить экологически устойчивое развитие, потребуется изменить экономику, демографическую политику, переосмыслить ценности, во многом отказаться от привычного образа жизни.

     Для разработки экономической политики, принятия правильных экономических  решений важно знать экономическую  ценность благ. Недоучет экологических  параметров приводит к искаженному  измерению экономического развития через традиционные показатели ВВП, ВНП и другие, за ростом которых может скрываться деградация окружающей среды.

     Среди имеющихся подходов к определению  экономической ценности природных  ресурсов и природных услуг можно  выделить: рыночную оценку, ренту, затратный  подход, альтернативную стоимость, общую экономическую ценность (стоимость). Наиболее комплексным является подход на основе общей экономической ценности, который наряду со стоимостью использования пытается учесть стоимость существования, базирующуюся на экономической оценке сложных этических и эстетических аспектов природы [6, с. 197]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Практическое использование теории внешних эффектов. Природоохранное регулирование