Практическое использование теории внешних эффектов. Природоохранное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Внешние эффекты, Совокупные внешние издержки, Предельные внешние издержки, Предельная внешняя полезность, Совокупная внешняя полезность, Интернализация внешних эффектов, экологическая политика
Цель работы - раскрыть понятие внешних эффектов, а также определить их влияние на объем производства общественных благ и на состояние окружающей среды.
Объект курсовой работы – внешние эффекты, как один из важнейших факторов влияния на объем производства общественных благ и на состояние окружающей среды. Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами, гражданами Республики Беларусь и государственными органами управления в процессе реализации природоохранных мероприятий.

Работа содержит 1 файл

Курсовая _2.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

     3 Особенности государственной  политики охраны  окружающей среды  в РБ на современном  этапе 
 

     Рациональное  использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, обеспечение экологически благоприятных условий для проживания людей рассматриваются в числе важных задач государственной политики Республики Беларусь. Их успешное решение во многом определяет особенности устойчивого развития страны. Согласно принятой национальной стратегии устойчивого развития, экологический аспект рассматривается наравне с экономическим и социальным.

     Государственное управление охраной окружающей среды  и природопользованием постоянно  совершенствуется: обновляется природоохранное  законодательство, расширяются права органов управления и экологического контроля, совершенствуется их структура, возрастают полномочия природоохранных органов, реализуются программы подготовки кадров в области экологии и повышения экологической культуры населения, совершенствуется система финансирования природоохранных мероприятий, развивается международное сотрудничество.

     Одним из необходимых элементов государственной  экологической политики служит разработка долгосрочных комплексных программ и проектов в области экологии, расширение научных исследований по этим направлениям, а также обеспечение населения страны объективной и своевременной информацией состоянии природной среды.

     Законодательство  Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов законодательства об особо охраняемых природных территориях, о государственной экологической экспертизе, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об отходах и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

     Правовой  режим природных ресурсов и других компонентов природной среды  регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено земельным, водным, лесным законодательством Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь о недрах, растительном мире, животном мире и иным законодательством Республики Беларусь.

     При подготовке проектов актов законодательства Республики Беларусь не должно допускаться включение в них положений, реализация которых может повлечь усиление вредного воздействия на окружающую среду.

     Основные  задачи законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды:

  1. обеспечение благоприятной окружающей среды;
  2. регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства;
  3. предотвращение вредного воздействия на окружающую 
    среду хозяйственной и иной деятельности;
  4. улучшение качества окружающей среды;
  5. обеспечение рационального использования природных ресурсов [1, с. 8].

     Основные  принципы охраны окружающей среды.

     Хозяйственная и иная деятельность юридических  лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • соблюдения  права граждан на благоприятную  окружающую 
    среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
  • обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья 
    граждан;
  • научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в 
    целях обеспечения благоприятной окружающей среды;
  • охраны, рационального использования и воспроизводства 
    природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;
  • платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;
  • обязательности проведения государственной экологической 
    экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью, 
    имуществу граждан;
  • учета природных и социально-экономических особенностей 
    территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и 
    иной деятельности;
  • приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных 
    комплексов;
  • допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны 
    окружающей среды;
  • обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;
  • сохранения биологического разнообразия;
  • снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;
  • запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая 
    может привести к деградации естественных экологических систем, 
    изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов 
    растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и 
    иным отрицательным изменениям окружающей среды;
  • гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и 
    обеспечения   граждан   полной,   достоверной   и   своевременной 
    информацией о состоянии окружающей среды;
  • недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды и функций природопользования;
  • международного сотрудничества Республики Беларусь в 
    области охраны окружающей среды [1, с. 9].

     Основные  направления государственной  политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды:

     Основными направлениями государственной  политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются:

  • обеспечение права граждан на благоприятную окружающую 
    среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
  • совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды;
  • научное обеспечение охраны окружающей среды;
  • создание правового и экономического механизмов, стимулирующих рациональное использование природных ресурсов;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • совершенствование системы охраны окружающей среды и 
    природопользования;
  • создание сети особо охраняемых природных территорий;
  • обеспечение сохранения биологического и ландшафтного 
    разнообразия;
  • обеспечение непрерывного функционирования Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • информирование граждан о состоянии окружающей среды и 
    мерах по ее охране;
  • организация и развитие системы образования, воспитания в 
    области охраны окружающей среды и формирование экологической 
    культуры, а также подготовка и переподготовка специалистов для 
    деятельности в области охраны окружающей среды;
  • привлечение граждан, общественных объединений к охране 
    окружающей среды и контролю за ее состоянием;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды [1, с. 12].

     Права и обязанности  граждан в области охраны окружающей среды.

     Каждый  гражданин имеет право на благоприятную  окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права, а также на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды.

     Граждане  имеют право:

  • создавать в соответствии с законодательством Республики 
    Беларусь общественные объединения, осуществляющие свою деяельность в области охраны окружающей среды, и общественные 
    фонды охраны природы;
  • обращаться в порядке, установленном законодательством 
    Республики Беларусь, в органы государственного управления, иные 
    организации и к должностным лицам для получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране;
  • принимать участие в подготовке и обсуждении материалов 
    по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в порядке, 
    установленном законодательством Республики Беларусь;
  • оказывать содействие государственным органам в решении 
    вопросов охраны окружающей среды;
  • осуществлять общественный контроль в области охраны 
    окружающей среды;
  • обращаться в государственные органы с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, вредного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного 
    их жизни, здоровью, имуществу в результате вредного воздействия Республики Беларусь на окружающую среду [1, с. 20].

     Граждане  обязаны:

  • соблюдать законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды;
  • повышать экологическую культуру, содействовать воспитанию в этой области подрастающего поколения;
  • беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы;
  • выполнять предписания органов и должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей среды;
  • возмещать в порядке, установленном законодательством 
    Республики Беларусь, вред, причиненный их действиями окружаю 
    щей среде [1 с. 20].

     Законодательством Республики Беларусь могут быть определены иные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

     Административный  и экономический принципы природопользования.

     Административный  принцип природопользования базируется на разрешительно-запретительном методе. Он предусматривает проведение государственной  экологической экспертизы планируемой  хозяйственной и иной деятельности, экологическую сертификацию предприятий. Составной частью административного принципа природопользования также является установление лимитов на пользование природными ресурсами, выбросы и сбросы в окружающую среду загрязняющих веществ. В то же самое время данная мера относится и к экономическому принципу, поскольку ее реализация проводится с использованием экономических методов.

     Государственная экологическая экспертиза является обязательной процедурой. Она призвана обеспечить соответствие предприятия  природоохранным нормам.

     Экологическая сертификация предприятий предназначена  для обеспечения экологически безопасного  осуществления хозяйственной и  иной деятельности. Она предполагает внедрение на предприятиях систем управления окружающей средой, соответствующих  международным стандартам, что служит одним из условий выхода предприятий на международный рынок.

     Лимиты  устанавливаются с таким расчетом, чтобы не допустить истощения  природно-ресурсного потенциала, а  также опасных уровней загрязнения  атмосферного воздуха, вод, почв, растительности.

     Экономический механизм природопользования основан  на принципе: “загрязнитель платит” [8, с. 20]. Он включает в себя финансирование деятельности по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, ее экономическое стимулирование, плату за природопользование, а также возмещение вреда в связи с негативными изменениями окружающей среды.

     В настоящее время основным элементом  экономического регулирования охраны окружающей среды выступает плата  за природопользование:  платежи за использование природных ресурсов, платежи за вредное воздействие на окружающую среду.

     Чтобы обеспечить экономическую заинтересованность хозяйственных субъектов в выполнении установленных лимитов природопользования, за их превышение вводятся повышающие коэффициенты к ставкам экологического налога. Так,   за использование природных ресурсов сверх установленных лимитов налог увеличивается в 10 раз, за сверхлимитные выбросы и сбросы загрязняющих веществ – в 15 раз, за сверхлимитное размещение отходов производства – в 5 раз.

     Экономическое регулирование охраны окружающей среды  предусматривает установление льгот  по налогообложению за внедрение  малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, использование сырья, осуществление  иных природоохранных мер, а также их льготное кредитование, ускоренную амортизацию оборудования, предназначенного для охраны окружающей среды.

     На  перспективу по мере развития рыночных отношений в стране роль экономических  методов регулирования природоохранной  деятельности будет возрастать. На ближайшее пятилетие планируется реализовать ряд мер по ее экономическому стимулированию, повышению эффективности природоохранных затрат, возмещению экономического ущерба, причиненного окружающей среде и здоровью населения.

     Основные  из указанных мер заключаются в разработке экономических методов стимулирования использования вторичных ресурсов, внедрении системы государственных субсидий для экологических проектов и многое другое [9, с. 267].

     Планирование  деятельности по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

     Сложившаяся в Беларуси система природоохранного планирования соответствует международным  рекомендациям в данной области  и включает в себя несколько уровней: уровень стратегического планирования, уровень тактического планирования и уровень текущего планирования.

     Стратегическое  экологическое планирование осуществляется в рамках периодически разрабатываемой  в стране Национальной стратегии  устойчивого развития. Данный документ обновляется каждые 5 лет. Временной интервал, на который он разрабатывается, составляет 15 лет.

Информация о работе Практическое использование теории внешних эффектов. Природоохранное регулирование