3
Особенности государственной
политики охраны
окружающей среды
в РБ на современном
этапе
Рациональное
использование природных ресурсов,
охрана окружающей среды, обеспечение
экологически благоприятных условий для
проживания людей рассматриваются в числе
важных задач государственной политики
Республики Беларусь. Их успешное решение
во многом определяет особенности устойчивого
развития страны. Согласно принятой национальной
стратегии устойчивого развития, экологический
аспект рассматривается наравне с экономическим
и социальным.
Государственное
управление охраной окружающей среды
и природопользованием постоянно
совершенствуется: обновляется природоохранное
законодательство, расширяются права
органов управления и экологического
контроля, совершенствуется их структура,
возрастают полномочия природоохранных
органов, реализуются программы подготовки
кадров в области экологии и повышения
экологической культуры населения, совершенствуется
система финансирования природоохранных
мероприятий, развивается международное
сотрудничество.
Одним
из необходимых элементов государственной
экологической политики служит разработка
долгосрочных комплексных программ
и проектов в области экологии,
расширение научных исследований по этим
направлениям, а также обеспечение населения
страны объективной и своевременной информацией
состоянии природной среды.
Законодательство
Республики Беларусь об охране окружающей
среды основывается на Конституции Республики
Беларусь и состоит из настоящего Закона,
актов законодательства об особо охраняемых
природных территориях, о государственной
экологической экспертизе, о гидрометеорологической
деятельности, об охране озонового слоя,
об отходах и иных актов законодательства
Республики Беларусь, содержащих нормы,
регулирующие отношения в области охраны
окружающей среды и природопользования.
Правовой
режим природных ресурсов и других
компонентов природной среды
регулируется законодательством Республики
Беларусь об охране окружающей среды,
если иное не предусмотрено земельным,
водным, лесным законодательством Республики
Беларусь, законодательством Республики
Беларусь о недрах, растительном мире,
животном мире и иным законодательством
Республики Беларусь.
При
подготовке проектов актов законодательства
Республики Беларусь не должно допускаться
включение в них положений, реализация
которых может повлечь усиление вредного
воздействия на окружающую среду.
Основные
задачи законодательства
Республики Беларусь
об охране окружающей
среды:
- обеспечение
благоприятной окружающей среды;
- регулирование
отношений в области охраны природных
ресурсов, их использования и воспроизводства;
- предотвращение
вредного воздействия на окружающую
среду хозяйственной и иной деятельности;
- улучшение
качества окружающей среды;
- обеспечение
рационального использования природных
ресурсов [1, с. 8].
Основные
принципы охраны окружающей
среды.
Хозяйственная
и иная деятельность юридических
лиц и граждан, оказывающая воздействие
на окружающую среду, должна осуществляться
на основе следующих принципов:
- соблюдения
права граждан на благоприятную
окружающую
среду и возмещение вреда, причиненного
нарушением этого права;
- обеспечения
благоприятных условий для жизни и здоровья
граждан;
- научно обоснованного
сочетания экологических, экономических
и социальных интересов граждан, общества
и государства в
целях обеспечения благоприятной окружающей
среды;
- охраны, рационального
использования и воспроизводства
природных ресурсов как необходимых условий
обеспечения благоприятной окружающей
среды и экологической безопасности;
- государственного
регулирования охраны окружающей среды
и природопользования;
- платности
специального природопользования и возмещения
вреда, причиненного в результате вредного
воздействия на окружающую среду;
- обязательности
проведения государственной экологической
экспертизы проектов и иной документации,
обосновывающих хозяйственную и иную
деятельность, которая может оказать вредное
воздействие на окружающую среду, создать
угрозу жизни, здоровью,
имуществу граждан;
- учета природных
и социально-экономических особенностей
территорий при планировании и осуществлении
хозяйственной и
иной деятельности;
- приоритета
сохранения естественных экологических
систем, типичных и редких природных ландшафтов
и природных
комплексов;
- допустимости
воздействия хозяйственной и иной деятельности
на природную среду с учетом требований
в области охраны
окружающей среды;
- обязательности
участия в деятельности по охране окружающей
среды государственных органов, общественных
объединений, иных юридических лиц и граждан;
- сохранения
биологического разнообразия;
- снижения
вредного воздействия хозяйственной и
иной деятельности на окружающую среду
на основе использования технологий, обеспечивающих
выполнение требований в области охраны
окружающей среды, с учетом экономических
и социальных факторов;
- запрещения
хозяйственной и иной деятельности, которая
может привести к деградации естественных
экологических систем,
изменению и (или) уничтожению генетического
фонда объектов
растительного и животного мира, истощению
природных ресурсов и
иным отрицательным изменениям окружающей
среды;
- гласности
в работе государственных органов, общественных
объединений по вопросам охраны окружающей
среды и
обеспечения граждан полной,
достоверной и своевременной
информацией о состоянии окружающей среды;
- недопущения
совмещения функций государственного
регулирования, управления и контроля
в области охраны окружающей среды и функций
природопользования;
- международного
сотрудничества Республики Беларусь в
области охраны окружающей среды [1, с.
9].
Основные
направления государственной
политики Республики
Беларусь в области
охраны окружающей среды:
Основными
направлениями государственной
политики Республики Беларусь в области
охраны окружающей среды являются:
- обеспечение
права граждан на благоприятную окружающую
среду и возмещение вреда, причиненного
нарушением этого права;
- совершенствование
государственного управления в области
охраны окружающей среды;
- научное обеспечение
охраны окружающей среды;
- создание
правового и экономического механизмов,
стимулирующих рациональное использование
природных ресурсов;
- рациональное
использование природных ресурсов;
- совершенствование
системы охраны окружающей среды и
природопользования;
- создание
сети особо охраняемых природных территорий;
- обеспечение
сохранения биологического и ландшафтного
разнообразия;
- обеспечение
непрерывного функционирования Национальной
системы мониторинга окружающей среды
в Республике Беларусь;
- проведение
государственной экологической экспертизы;
- информирование
граждан о состоянии окружающей среды
и
мерах по ее охране;
- организация
и развитие системы образования, воспитания
в
области охраны окружающей среды и формирование
экологической
культуры, а также подготовка и переподготовка
специалистов для
деятельности в области охраны окружающей
среды;
- привлечение
граждан, общественных объединений к охране
окружающей среды и контролю за ее состоянием;
- международное
сотрудничество в области охраны окружающей
среды [1, с. 12].
Права
и обязанности
граждан в области
охраны окружающей среды.
Каждый
гражданин имеет право на благоприятную
окружающую среду и на возмещение вреда,
причиненного нарушением этого права,
а также на получение, хранение и распространение
полной, достоверной и своевременной информации
о состоянии окружающей среды.
Граждане
имеют право:
- создавать
в соответствии с законодательством Республики
Беларусь общественные объединения, осуществляющие
свою деяельность в области охраны окружающей
среды, и общественные
фонды охраны природы;
- обращаться
в порядке, установленном законодательством
Республики Беларусь, в органы государственного
управления, иные
организации и к должностным лицам для
получения полной, достоверной и своевременной
информации о состоянии окружающей среды
и мерах по ее охране;
- принимать
участие в подготовке и обсуждении материалов
по оценке воздействия на окружающую среду
планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- вносить предложения
о проведении общественной экологической
экспертизы и участвовать в ее проведении
в порядке,
установленном законодательством Республики
Беларусь;
- оказывать
содействие государственным органам в
решении
вопросов охраны окружающей среды;
- осуществлять
общественный контроль в области охраны
окружающей среды;
- обращаться
в государственные органы с жалобами,
заявлениями и предложениями по вопросам,
касающимся охраны окружающей среды, вредного
воздействия на окружающую среду, и получать
своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять
в суд иски о возмещении вреда, причиненного
их жизни, здоровью, имуществу в результате
вредного воздействия Республики Беларусь
на окружающую среду [1, с. 20].
Граждане
обязаны:
- соблюдать
законодательство Республики Беларусь
об охране окружающей среды;
- повышать
экологическую культуру, содействовать
воспитанию в этой области подрастающего
поколения;
- беречь и
охранять природную среду и рационально
использовать природные ресурсы;
- выполнять
предписания органов и должностных лиц,
осуществляющих государственный контроль
в области охраны окружающей среды;
- возмещать
в порядке, установленном законодательством
Республики Беларусь, вред, причиненный
их действиями окружаю
щей среде [1 с. 20].
Законодательством
Республики Беларусь могут быть определены
иные права и обязанности граждан в области
охраны окружающей среды.
Административный
и экономический принципы
природопользования.
Административный
принцип природопользования базируется
на разрешительно-запретительном методе.
Он предусматривает проведение государственной
экологической экспертизы планируемой
хозяйственной и иной деятельности,
экологическую сертификацию предприятий.
Составной частью административного принципа
природопользования также является установление
лимитов на пользование природными ресурсами,
выбросы и сбросы в окружающую среду загрязняющих
веществ. В то же самое время данная мера
относится и к экономическому принципу,
поскольку ее реализация проводится с
использованием экономических методов.
Государственная
экологическая экспертиза является
обязательной процедурой. Она призвана
обеспечить соответствие предприятия
природоохранным нормам.
Экологическая
сертификация предприятий предназначена
для обеспечения экологически безопасного
осуществления хозяйственной и
иной деятельности. Она предполагает
внедрение на предприятиях систем управления
окружающей средой, соответствующих
международным стандартам, что служит
одним из условий выхода предприятий на
международный рынок.
Лимиты
устанавливаются с таким расчетом,
чтобы не допустить истощения
природно-ресурсного потенциала, а
также опасных уровней загрязнения
атмосферного воздуха, вод, почв, растительности.
Экономический
механизм природопользования основан
на принципе: “загрязнитель платит”
[8, с. 20]. Он включает в себя финансирование
деятельности по охране окружающей среды
и рациональному использованию природных
ресурсов, ее экономическое стимулирование,
плату за природопользование, а также
возмещение вреда в связи с негативными
изменениями окружающей среды.
В
настоящее время основным элементом
экономического регулирования охраны
окружающей среды выступает плата
за природопользование: платежи за
использование природных ресурсов, платежи
за вредное воздействие на окружающую
среду.
Чтобы
обеспечить экономическую заинтересованность
хозяйственных субъектов в выполнении
установленных лимитов природопользования,
за их превышение вводятся повышающие
коэффициенты к ставкам экологического
налога. Так, за использование природных
ресурсов сверх установленных лимитов
налог увеличивается в 10 раз, за сверхлимитные
выбросы и сбросы загрязняющих веществ
– в 15 раз, за сверхлимитное размещение
отходов производства – в 5 раз.
Экономическое
регулирование охраны окружающей среды
предусматривает установление льгот
по налогообложению за внедрение
малоотходных, энерго- и ресурсосберегающих
технологий, использование сырья, осуществление
иных природоохранных мер, а также их льготное
кредитование, ускоренную амортизацию
оборудования, предназначенного для охраны
окружающей среды.
На
перспективу по мере развития рыночных
отношений в стране роль экономических
методов регулирования природоохранной
деятельности будет возрастать. На ближайшее
пятилетие планируется реализовать ряд
мер по ее экономическому стимулированию,
повышению эффективности природоохранных
затрат, возмещению экономического ущерба,
причиненного окружающей среде и здоровью
населения.
Основные
из указанных мер заключаются в разработке
экономических методов стимулирования
использования вторичных ресурсов, внедрении
системы государственных субсидий для
экологических проектов и многое другое
[9, с. 267].
Планирование
деятельности по охране
окружающей среды и
рациональному использованию
природных ресурсов.
Сложившаяся
в Беларуси система природоохранного
планирования соответствует международным
рекомендациям в данной области
и включает в себя несколько уровней:
уровень стратегического планирования,
уровень тактического планирования и
уровень текущего планирования.
Стратегическое
экологическое планирование осуществляется
в рамках периодически разрабатываемой
в стране Национальной стратегии
устойчивого развития. Данный документ
обновляется каждые 5 лет. Временной
интервал, на который он разрабатывается,
составляет 15 лет.