Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа
Эта тема очень актуальна, потому что в настоящее время в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами.
Учёными были рассмотрены все аспекты этой темы, как для каждого субъекта, так и для всех субъектов в совокупности. Менее изученными остались те особенности, которые не рассматривались при изучении всех субъектов в совокупности. В силу этого, в работе поднимаются вопросы, касающиеся каждого субъекта на мировом рынке и их зависимость между собой.
Целью работы является определение конкурентоспособности российской экономики в мировом сообществе.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Конкурентоспособность как экономическая категория………….….4
1.1. Сущность конкурентоспособности, её показатели ……………..…4
1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона…………………………………………………………...….…7
Глава 2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов...21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………………......28
Существует
еще один косвенный показатель, характеризующий
отрасль, - конкурентоспособность, которой
мы пытаемся просчитать коэффициент
специализации, понимаемый как соотношение
удельного веса отрасли в общем
объеме производства данного региона,
разделенное на удельный вес данной
отрасли в производстве всей страны.
Однако подобное измерение специализации
характерно и для внутреннего
рынка. Таким образом, только опираясь
на коэффициент специализации, мы не
увидим участие региона в
- объем, динамику, отраслевую структуру экспортно-импортных связей района с соответствующей страной и место этих связей в районном экспорте и импорте, и в общегосударственном экспорте (импорте). Большое значение имеют показатели прямого и косвенного экспорта и импорта региона;
- место экспортно-импортных производств в региональном народно-хозяйственном комплексе. Степень соответствия отраслевой структуры экспортного производства (поставок) общей отраслевой структуре производства (межрайонного вывоза) района, анализ показателей удельного веса экспорта (импорта) в соответствующую страну в районном производстве (потреблении);
- для отдельных экспортирующих отраслей района коэффициенты экспортной специализации, исчисляемые с учетом места отрасли в районном производстве и межрайонном вывозе;
- уровень развития предметной и технологической специализации района в международном и межрайонном (внутригосударственном) разделении труда, понимаемый как доля региона в мировом производстве однотипной продукции;
- вспомогательные технико-экономические показатели: экономическую эффективность производства и внешних отраслевых связей, соответствие национальным и международным стандартам.
Подводя итоги, дадим полное определение конкурентоспособности на уровне региона и определим, по каким стадиям следует пройти региону, чтобы стать конкурентным.
Конкурентоспособность региона - это обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.
Развитие конкурентоспособности региона, осуществляется по следующим четырем стадиям (уровням): конкуренция на основе факторов производства -- конкуренция на основе инвестиций -- конкуренция на основе нововведений - конкуренция на основе богатства. Первые три стадии обеспечивают экономический рост, последняя стадия обусловливает застой и спад.
Прежде чем приступить к рассмотрению конкурентоспособности на примере России, мы попробуем ответить на вопрос, что же такое конкурентоспособная страна?
До настоящего времени нет внятной теории, объясняющей суть национальной конкурентоспособности. Более того, не существует даже общепринятого определения термина конкурентоспособности применительно к стране. Если понятие конкурентоспособной компании достаточно ясное, этого не скажешь о понятии конкурентоспособной страны, так как ни одна страна в мире не в состоянии быть конкурентоспособной во всех или хотя бы в большинстве отраслей. Рассмотрев множество концепций международной конкуренции, следует выделить одну единственную и разумную концепцию на национальном уровне - это производительность. Основная цель любого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни своих граждан. Способность реализовать эту цель зависит от производительности, которую, в свою очередь, обеспечивают задействованные трудовые ресурсы и капитал страны. Производительность - это объем продукции, производимый единицей затраченного труда или капитала. Она зависит от качества и свойств продукции (определяющих цену, которую можно на нее установить), а также от эффективности производства. Производительность является главным показателем, определяющим долгосрочный уровень жизни в стране, от которого зависит доход на душу населения. Уровень жизни в конкретной стране зависит от способности национальных компаний достичь высокого уровня производительности и продолжать это повышение. Неуклонный рост производительности требует постоянного развития экономики.
В международной конкуренции по ряду причин важна структура отрасли.
Во-первых, учитывая разную структуру в различных отраслях, для успешной конкуренции надо выполнить разные требования. Условия в стране для конкуренции более благоприятны в одних отраслях, чем в других.
Во-вторых, зачастую отрасли, важные для высокого уровня жизни, - это как раз те, которые имеют привлекательную структуру. Отрасли с привлекательной структурой и с посильными условиями для новых конкурентов (в отношении технологии, специализированных навыков, доступа к каналам сбыта, репутации торговой марки и т.п.) часто связаны с высокой производительностью труда и дают большую прибыль от вложенного капитала.
И, в-третьих, наиболее важная причина, когда изменение структуры создает реальные возможности для страны внедриться в новые отрасли.
То,
как условия в стране указывают
фирмам путь или вынуждают их распознавать
изменения структуры и
2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов
С
момента создания и в процессе
функционирования каждая промышленная
и коммерческая компания поставлена
перед проблемой обеспечения
конкурентоспособности, в том числе
международной. Международная
Статистические
исследования показывают, что среди
российских компаний международной
конкурентоспособностью обладают лишь
занятые в
В
борьбе на мировых товарных рынках
российские компании могут использовать
лишь ценовые факторы. Нередко, чтобы
закрепиться на зарубежном рынке, они
прибегают к продаже товаров
по демпинговым ценам. Однако в долгосрочной
перспективе такая политика может
иметь и обратный эффект, то есть
привести не к расширению рынка сбыта
и сохранению конкурентоспособности,
а, наоборот - к сужению доли на рынке
или полному вытеснению с него.
Поэтому недостаточно использовать
лишь ценовой фактор в современной
борьбе за мировые рынки. Необходимо
активно реализовать
Официально пока ни одна российская компания не сырьевых отраслей не входит в списки ТНК. Однако по таким показателям, как объем продаж и число занятых, около двух десятков компаний можно условно (поскольку, как правило, они ведут производственную деятельность за рубежом) отнести к разряду транснациональных.
К транснациональным компаниям, относятся в основном компании топливно-энергетического комплекса такие как: РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром», «ЛУКойл», «Роснефть», и др.
В
настоящее время, наиболее разумный
путь к процветанию и повышению
конкурентоспособности на внешнем
рынке - это включение принципов
устойчивого развития во все сферы
предпринимательской
1. Структурные факторы:
в производственной структуре необходимо проектировать предприятия на основе гибких производственных систем, из автоматизированных модулей и систем;
миссией
организации должна быть оригинальная
идея, эксклюзивная сфера деятельности,
конкурентоспособный продукт
организационная структура должна строиться на основе дерева целей предприятия, с координацией всех работ менеджера по конкретному товару;
специализацию и концентрацию производства необходимо осуществлять на основе анализа рациональности структур и процессов, применяя методы моделирования;
выполнять комплекс работ по унификации и стандартизации выпускаемой продукции с целью их упорядочения по типоразмерам, видам, методам и т.д.;
в
учет и регулирование
среди
персонала необходимо осуществлять
отбор, выбирая более
при проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы; при выборе сферы деятельности и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров и т.д. анализировать силу конкуренции и выбирать конкурентных поставщиков.
2. Ресурсные факторы:
2.2.
постоянно анализировать
2.1.
следить за параметрами рынка,
чтобы не упустить возможность
получить качественное и
2.2.
стимулировать проведение
2.3.
стимулировать проведение
2.4.
поддерживать работу по
3. Технические факторы:
3.1.
проводить работу по
3.2.
увеличивать удельный вес
3.3.
следить за качеством
4. Управленческие факторы:
4.1.
повышать статус
4.2.
по результатам анализа
4.3.
соблюдать высокую дисциплину
организации поставок сырья,
4.4.
укреплять дисциплину поставок
при удорожании
4.5.
применять научные методы
4.6.
проводить внутреннюю и
Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции