Повышение конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Эта тема очень актуальна, потому что в настоящее время в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами.
Учёными были рассмотрены все аспекты этой темы, как для каждого субъекта, так и для всех субъектов в совокупности. Менее изученными остались те особенности, которые не рассматривались при изучении всех субъектов в совокупности. В силу этого, в работе поднимаются вопросы, касающиеся каждого субъекта на мировом рынке и их зависимость между собой.
Целью работы является определение конкурентоспособности российской экономики в мировом сообществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Конкурентоспособность как экономическая категория………….….4
1.1. Сущность конкурентоспособности, её показатели ……………..…4
1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона…………………………………………………………...….…7
Глава 2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов...21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………………......28

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.79 Кб (Скачать)
align="justify">  5) соперничеством уже имеющихся  конкурентов между собой.

  Значение  каждой из пяти сил меняется от отрасли  к отрасли и предопределяет, в  конечном счете, их прибыльность, потому что они влияют на цены, которые  могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимых  для того, чтобы конкурировать. Через  свою стратегию, фирмы могут также  изменять все пять сил в ту или  иную сторону (например, введение новых  технологий).

  Так же значение каждой из пяти сил конкуренции  определяется структурой отрасли, то есть её основными экономическими и техническими характеристиками.

  Подводя итоги, проделанного нами исследования конкурентоспособности на уровне фирмы  и отрасли можно сделать следующие  выводы:

  - в случае активных экономических объектов - предприятий и организаций, представленных на рынке - конкурентоспособность представляет собой категорию эффективности, но на более высоком уровне;

  - рейтинг предприятий определяется на основе расчета модели, основанной по двум аспектам: эффективности хозяйственной деятельности и финансовой стабильности;

  - при выборе стратегии фирма должна решить, какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это возможно, учитывая не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка (монополия, олигополия или монополистическая конкуренция);

  - существенное влияние на выбор стратегии оказывает возможность адаптации стратегии к меняющимся условиям.

  Таким образом, конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Оговоримся, что под эффективностью в данной работе не обязательно понимается получение высокой прибыли. Эффективность в данном случае всего лишь соответствие результатов функционирования и поставленной конечной цели или системы целей. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и фирмы имеют существенные различия. Во-первых, по своей структуре конкурентоспособность фирмы значительно сложнее конкурентоспособности продукции, так как объектом ее приложения является вся производственно-экономическая деятельность предприятия. Во-вторых, конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному циклу товара, а исследованиям конкурентоспособности предприятия соответствует период времени, равный периоду функционирования фирмы. В-третьих, конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, в то время как конкурентоспособность фирмы охватывает всю номенклатуру выпускаемой продукции. В-четвертых, анализ уровня конкурентоспособности фирмы осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара - потребителем.

  Из  рассмотренного нами выше материала, мы выяснили, что универсальным требованием, предъявляемым открытым хозяйством к любому экономическому субъекту, выступает конкурентоспособность. Быть конкурентным - значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем  потребительские, качественные и ценовые  характеристики товара или услуги независимо от того, для какого рынка они  предназначены: внутреннего или  внешнего.

  Принципиально важным представляется положение о  том, что конкурентные преимущества могут иметь и регионы. Каждый регион выступает как форма определенной пространственной организации производства, основанной на отраслевом и территориальном  разделении труда в рамках всего  народного хозяйства страны. В  то же время он представляет собой  относительно самостоятельное экономическое  целое. Целостность оказывается  тем более высокой, чем разнообразнее  структура хозяйственного комплекса  региона и чем более слабыми  и менее развитыми являются его  коммуникационные связи с внешней  средой.

  Практика  мировой экономики свидетельствует  о том, что субъекты предпринимательства  функционируют в условиях ограниченных ресурсов. Регион не является и не может  являться исключением. Каждый элемент  хозяйственной системы обладает определёнными видами преимуществ, для региона следует выделить следующие пять типов конкурентных преимуществ:

  1. благоприятного налогового и  бюрократического режимов, создаваемых  правительством страны, размещения  капитала и позволяющих фирмам  получать экономию на налоговых  платежах, а также транзакционных издержках;

  2. выгодного местоположения (близости  к транспортным и информационным  коммуникациям, торговым узлам  и другим элементам инфраструктуры);

  3. благоприятного условия доступа  к природным ресурсам и недвижимости;

  4. низких процентных ставок (дешевизны  заемного капитала);

  5. дешевизны, а значит доступности  природных ресурсов, а также ресурсов  литосферы и гидросферы, рабочей  силы.

  Совокупность  этих преимуществ называют «региональной  средой». Региональная среда выступает  как совокупность конкурентных преимуществ, влияющих на эффективность деятельности предприятий региона. При этом предполагается, что регион специализируется на тех  видах деятельности и производства, по которым в каждый момент времени  имеются абсолютные или относительные  преимущества. Уточним, что абсолютные преимущества складываются из географических, природно-климатических, демографических  условий. Относительные преимущества обусловлены производственным потенциалом, позволяющим реализовывать стратегии  снижения издержки или дифференцировать выпуск.

  Например, экспортный потенциал региона зависит  не от относительных преимуществ, как  это имеет место в международной  торговле, а от абсолютных (уровень  затрат труда на единицу произведенной  продукции).

  В рамках единой экономической системы  регионам приходится конкурировать  и за факторы производства, которые  в долгосрочном плане являются высокомобильными. Естественно, что мобильные факторы  производства устремляются на ту территорию, где выше их возможность воспроизводства.

  Глобализация  мировой экономики видоизменяет течение процессов конкуренции, делая все более доступными факторы  производства, информационные и финансовые связи. Поэтому эпицентром зарождения конкурентоспособности предприятия, которое представляет страну на мировых  рынках, становится местоположение и  образуемая им региональная среда, которую  невозможно переместить в другое место. Она сама постоянно меняется в зависимости от состояния и  исчерпаемости ресурсов (факторов производства), а также от количества участников, ведущих производство, структуры  населения, действующего законодательства.

  Однако  даже в этой, равно как и многих других концепциях, представления о  конкурентоспособности регионов в  условиях трансформирующейся экономики  развиты явно недостаточно. Мы можем, впрочем, руководствоваться базовым  положением, сформулированным М. Портером. Он отмечал, что «…в отличие от межгосударственной торговли (страна практически всегда имеет относительное  преимущество в производстве, хотя бы какого-то одного товара), в межрегиональной  торговле может возникнуть ситуация, при которой определенный регион вовсе не имеет абсолютных преимуществ».

  Важнейшая возможность эффективного развития связана с усилением региональных конкурентных позиций за счет налаживания  межрегиональных экономических  связей. В чем заключаются эти  возможности развития и размещения предприятий народного потребления, для которых территория может  стать емким рынком, чего невозможно добиться в рамках отдельного региона:

  - в маневрировании ресурсами, запасами, тарифами;

  - в развитии транспорта межрегионального значения;

  - в формировании и использовании научно-образовательного потенциала для эффективных инвестиций в инновационные процессы технического перевооружения регионов;

  - в повышении образовательного уровня населения с использованием созданной сети учреждений образования всех уровней;

  - в сохранении и эффективной эксплуатации экологических систем;

  - в формировании межрегиональных систем современной связи и телекоммуникации для поддержания современного состояния информационной среды;

  - в налаживании рациональных межрегиональных поставок природных ресурсов, сырья, материалов для конечного производства товаров за счет снижения издержки их производства и повышения конкурентоспособности на региональном и мировом рынках;

  - в развитии межрегиональных маркетинговых центров как основного звена оптовой торговли для крупных экономических регионов.

  Производственные (транспорт, связь, геологоразведка) и  непроизводственные услуги жестко привязаны  к местоположению и могут конкурентно  развиваться при наличии платежеспособного  спроса со стороны предприятий и  населения, поэтому достижение высокого уровня доходов населения и мобилизация  его финансовых ресурсов - одно из условий  поддержания конкурентоспособности  региона.

  Накопление  факторов производства приводит к росту  конкурентоспособности выпускаемой  продукции и снижению относительных  цен. При этом регион стремится экспортировать продукцию, в производстве которой  интенсивно используются избыточные мобильные  факторы производства. Динамика экспорта увеличивает инвестиционную привлекательность  территории. Рост мобильных факторов производства приводит к сдвигу границ производственных возможностей в сторону  экспортных отраслей, что создаёт  кумулятивный эффект в накоплении капитала и снижении удельных издержек.

  Например, рассмотрим конкуренцию между российскими  регионами. С началом процесса присоединения  России к ВТО, конкуренция между  регионами за факторы производства и за место на национальном рынке, скорее всего, еще более обострится. Так, предприятия региона конкурируют:

  -внутри региона;

  - на российском рынке;

  - на мировом рынке,

  т.е. поэтапно проходят все возможные  уровни конкуренции, что приводит как  бы к положительному эффекту. Но существует и оборотная сторона. Оборотной  стороной стремления к экономической  эффективности становится углубление разрыва в экономическом развитии регионов. Более того, этот негативный эффект в результате «открытия» российской экономики даже усилится за счет инерционности  в межрегиональной торговле. При  разных количественных объемах ресурсов, обусловленных географическим разделением  труда, регионы ведут соревнование между собой за привлечение мобильных  факторов производства, которые в  долгосрочном периоде задают параметры  и масштабы производственного потенциала территории. На уровне региона объём  привлекаемых факторов в значительной мере зависит не от относительных, а  от абсолютных преимуществ. Речь идет об особенностях размещения мировых  транспортных путях, количестве и качестве трудовых ресурсов. Мы видим, что у  конкурентной борьбы между регионами  есть как положительные, так и  отрицательные стороны.

  Особый  вопрос связан с ролью структур управления. Региональная власть, хотя и не может  формировать или оказывать влияние  на институциональные структуры, в  окружении которых работают фирмы, все же должна создать условия, позволяющие  предприятиям достигать конкурентного  преимущества. Регионы достигают  преимуществ благодаря различиям, а не сходству. В каждом регионе  есть свой набор конкурентных отраслей. В результате, можно предположить, что в тех регионах, где отраслевая структура экономики быстрее  адаптировалась к рыночным методам  ведения хозяйства, где региональная власть поддерживает структурообразующие  предприятия и проводит разумную экономическую политику, факторы  ценообразования обеспечивают сбалансированность регионального спроса и регионального предложения, тем самым, способствуя росту показателей конкурентоспособности региона.

  Достаточно  интересен вопрос об измерении конкурентоспособности  региона. Из вышеизложенного очевидно то, что на региональном уровне конкурентоспособность  товара будет определяться комплексом факторов, обусловливающих как абсолютные, так и относительные преимущества регионов. Все эти факторы можно  разделить на общие, имеющиеся во всех отраслях и регионах, и специфические, действующие в ряде отдельных  отраслей и регионов. Каждая группа факторов подразделяется на экономические, природно-географические, социально-культурные. Успехи отраслей и фирм в соперничестве  с конкурентами, если следовать фундаментальному исследованию М. Портера, во многом связаны  с состоянием экономической среды  в стране их базирования, характеризуемой  четырьмя основными параметрами («детерминантами») конкурентных преимуществ:

  - факторными условиями (природными, трудовыми, технологическими и инвестиционными ресурсами, инфраструктурой и т.д.);

  - условиями спроса в стране на продукцию и услуги отрасли,

  - наличием родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;

  - стратегией фирмы, ее структурой и характером конкуренции на внутреннем рынке.

  Если  буквально следовать данному  подходу, то мы увидим, что измерение  конкуренции означает измерение  всех факторов (территориальных, экономических, социальных), характеризующих регион и отрасль. Ясно, что привлечение  всех параметров чрезвычайно усложнит ситуацию и сделает реальное измерение  конкурентоспособности региона  невозможным. В качестве важного  индикатора, вероятно, следует использовать показатель сравнительной производительности труда, взятый как в отраслевом, так и в региональном разрезе.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции