Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа
Эта тема очень актуальна, потому что в настоящее время в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами.
Учёными были рассмотрены все аспекты этой темы, как для каждого субъекта, так и для всех субъектов в совокупности. Менее изученными остались те особенности, которые не рассматривались при изучении всех субъектов в совокупности. В силу этого, в работе поднимаются вопросы, касающиеся каждого субъекта на мировом рынке и их зависимость между собой.
Целью работы является определение конкурентоспособности российской экономики в мировом сообществе.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Конкурентоспособность как экономическая категория………….….4
1.1. Сущность конкурентоспособности, её показатели ……………..…4
1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона…………………………………………………………...….…7
Глава 2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов...21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………………......28
Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, их прибыльность, потому что они влияют на цены, которые могут диктовать фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимых для того, чтобы конкурировать. Через свою стратегию, фирмы могут также изменять все пять сил в ту или иную сторону (например, введение новых технологий).
Так же значение каждой из пяти сил конкуренции определяется структурой отрасли, то есть её основными экономическими и техническими характеристиками.
Подводя
итоги, проделанного нами исследования
конкурентоспособности на уровне фирмы
и отрасли можно сделать
- в случае активных экономических объектов - предприятий и организаций, представленных на рынке - конкурентоспособность представляет собой категорию эффективности, но на более высоком уровне;
- рейтинг предприятий определяется на основе расчета модели, основанной по двум аспектам: эффективности хозяйственной деятельности и финансовой стабильности;
- при выборе стратегии фирма должна решить, какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это возможно, учитывая не только удовлетворение потребностей покупателей, но и конкурирующие силы рынка (монополия, олигополия или монополистическая конкуренция);
- существенное влияние на выбор стратегии оказывает возможность адаптации стратегии к меняющимся условиям.
Таким
образом, конкурентоспособность
Из
рассмотренного нами выше материала, мы
выяснили, что универсальным требованием,
предъявляемым открытым хозяйством
к любому экономическому субъекту,
выступает
Принципиально
важным представляется положение о
том, что конкурентные преимущества
могут иметь и регионы. Каждый
регион выступает как форма
Практика
мировой экономики
1.
благоприятного налогового и
бюрократического режимов,
2.
выгодного местоположения (близости
к транспортным и
3.
благоприятного условия
4. низких процентных ставок (дешевизны заемного капитала);
5.
дешевизны, а значит
Совокупность
этих преимуществ называют «региональной
средой». Региональная среда выступает
как совокупность конкурентных преимуществ,
влияющих на эффективность деятельности
предприятий региона. При этом предполагается,
что регион специализируется на тех
видах деятельности и производства,
по которым в каждый момент времени
имеются абсолютные или относительные
преимущества. Уточним, что абсолютные
преимущества складываются из географических,
природно-климатических, демографических
условий. Относительные преимущества
обусловлены производственным потенциалом,
позволяющим реализовывать
Например,
экспортный потенциал региона зависит
не от относительных преимуществ, как
это имеет место в
В рамках единой экономической системы регионам приходится конкурировать и за факторы производства, которые в долгосрочном плане являются высокомобильными. Естественно, что мобильные факторы производства устремляются на ту территорию, где выше их возможность воспроизводства.
Глобализация
мировой экономики видоизменяет
течение процессов конкуренции,
делая все более доступными факторы
производства, информационные и финансовые
связи. Поэтому эпицентром зарождения
конкурентоспособности
Однако даже в этой, равно как и многих других концепциях, представления о конкурентоспособности регионов в условиях трансформирующейся экономики развиты явно недостаточно. Мы можем, впрочем, руководствоваться базовым положением, сформулированным М. Портером. Он отмечал, что «…в отличие от межгосударственной торговли (страна практически всегда имеет относительное преимущество в производстве, хотя бы какого-то одного товара), в межрегиональной торговле может возникнуть ситуация, при которой определенный регион вовсе не имеет абсолютных преимуществ».
Важнейшая
возможность эффективного развития
связана с усилением
- в маневрировании ресурсами, запасами, тарифами;
- в развитии транспорта межрегионального значения;
- в формировании и использовании научно-образовательного потенциала для эффективных инвестиций в инновационные процессы технического перевооружения регионов;
- в повышении образовательного уровня населения с использованием созданной сети учреждений образования всех уровней;
- в сохранении и эффективной эксплуатации экологических систем;
- в формировании межрегиональных систем современной связи и телекоммуникации для поддержания современного состояния информационной среды;
- в налаживании рациональных межрегиональных поставок природных ресурсов, сырья, материалов для конечного производства товаров за счет снижения издержки их производства и повышения конкурентоспособности на региональном и мировом рынках;
- в развитии межрегиональных маркетинговых центров как основного звена оптовой торговли для крупных экономических регионов.
Производственные
(транспорт, связь, геологоразведка) и
непроизводственные услуги жестко привязаны
к местоположению и могут конкурентно
развиваться при наличии
Накопление
факторов производства приводит к росту
конкурентоспособности
Например, рассмотрим конкуренцию между российскими регионами. С началом процесса присоединения России к ВТО, конкуренция между регионами за факторы производства и за место на национальном рынке, скорее всего, еще более обострится. Так, предприятия региона конкурируют:
-внутри региона;
- на российском рынке;
- на мировом рынке,
т.е.
поэтапно проходят все возможные
уровни конкуренции, что приводит как
бы к положительному эффекту. Но существует
и оборотная сторона. Оборотной
стороной стремления к экономической
эффективности становится углубление
разрыва в экономическом
Особый
вопрос связан с ролью структур управления.
Региональная власть, хотя и не может
формировать или оказывать
Достаточно
интересен вопрос об измерении
- факторными условиями (природными, трудовыми, технологическими и инвестиционными ресурсами, инфраструктурой и т.д.);
- условиями спроса в стране на продукцию и услуги отрасли,
- наличием родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке;
- стратегией фирмы, ее структурой и характером конкуренции на внутреннем рынке.
Если буквально следовать данному подходу, то мы увидим, что измерение конкуренции означает измерение всех факторов (территориальных, экономических, социальных), характеризующих регион и отрасль. Ясно, что привлечение всех параметров чрезвычайно усложнит ситуацию и сделает реальное измерение конкурентоспособности региона невозможным. В качестве важного индикатора, вероятно, следует использовать показатель сравнительной производительности труда, взятый как в отраслевом, так и в региональном разрезе.
Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции