Повышение конкурентоспособности продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Эта тема очень актуальна, потому что в настоящее время в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами.
Учёными были рассмотрены все аспекты этой темы, как для каждого субъекта, так и для всех субъектов в совокупности. Менее изученными остались те особенности, которые не рассматривались при изучении всех субъектов в совокупности. В силу этого, в работе поднимаются вопросы, касающиеся каждого субъекта на мировом рынке и их зависимость между собой.
Целью работы является определение конкурентоспособности российской экономики в мировом сообществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Конкурентоспособность как экономическая категория………….….4
1.1. Сущность конкурентоспособности, её показатели ……………..…4
1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона…………………………………………………………...….…7
Глава 2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов...21
Заключение………………………………………………………………………26
Список использованной литературы………………………………………......28

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.79 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава 1. Конкурентоспособность как экономическая категория………….….4

          1.1. Сущность конкурентоспособности, её показатели ……………..…4

          1.2 Особенности моделей конкурентоспособности на уровнях: фирмы, отрасли, региона…………………………………………………………...….…7

Глава 2 Пути повышения конкурентоспособности российских субъектов...21

Заключение………………………………………………………………………26

Список  использованной литературы………………………………………......28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

  Данная  курсовая работа посвящена изучению сложной темы – конкурентоспособности продукции на уровне: фирмы, отрасли, региона, страны на мировых рынках. Эта тема очень актуальна, потому что в настоящее время в мировой экономике происходят качественные изменения, связанные с глобализацией, неравномерностью развития, усилением борьбы между тенденциями формирования однополярного и многополярного мира, обострением конкурентной борьбы между странами, регионами и фирмами.

  Учёными были рассмотрены все аспекты  этой темы, как для каждого субъекта, так и для всех субъектов в  совокупности. Менее изученными остались те особенности, которые не рассматривались  при изучении всех субъектов в  совокупности. В силу этого, в работе поднимаются вопросы, касающиеся каждого  субъекта на мировом рынке и их зависимость между собой.

  Целью работы является определение конкурентоспособности  российской экономики в мировом  сообществе.

  Для достижения поставленной цели в работе следует выполнить следующие  задачи:

  - на основе теоретического положения обобщить сущность конкурентоспособности и её показатели;

  - указать особенности моделей конкурентоспособности на уровне: фирмы, отрасли, региона и страны;

  - на основе статистических данных выявить возможности и угрозы российских субъектов на мировых рынках;

  - предложить пути повышения конкурентоспособности малоконкурентных субъектов. 

  1. Конкурентоспособность  как экономическая  категория

  1.1 Сущность конкурентоспособности,  её показатели

  Для понимания природы конкурентоспособности  удобнее всего рынок понимать как единую экономическую систему, включающую в себя ряд функционально  однородных объектов и окружающую эти  объекты среду, роль которой сводится к формированию требований указанных  объектов. Как требования среды, так  и результаты функционирования объектов могут быть представлены в виде некоторых  показателей, имеющих различный  экономический смысл. Целью каждого  объекта, является достижение максимально  возможного результата функционирования, предъявляемым потребителем.

  Конкурентоспособность, как экономическая категория, характеризует  ситуацию, включающую проектные, производственные, распределительные и потребительские  аспекты результатов экономической  деятельности. Конкурентоспособность  присуща всем элементам экономической  системы, проявляющейся в борьбе, результатом которой должно стать  перераспределение рынка, в свою пользу.

  Анализ  многих известных определений конкурентоспособности, позволяет выделить ряд моментов, безусловно, важных для вывода комплексного понятия и определения его  места среди других экономических  категорий:

  - конкурентоспособность какой-либо единицы системы - это мера ее привлекательности для потребителя;

  - привлекательность определяется степенью удовлетворения требований потребителя;

  - состав предъявляемых требований и их преимущество зависит как от вида производимой единицы, так и типа ее потребителя;

  - конкурентоспособность, как экономическая категория рассматривается относительно конкретного рынка и конкретного аналога;

  - конкурентоспособности присущ динамический характер - ее имеет смысл рассматривать лишь применительно к конкретному моменту времени, с учетом изменений в рыночной конъюнктуре;

  - проблема конкурентоспособности относится лишь к недефицитному рынку, который находится в неравновесном состоянии;

  - конкурентоспособность зависит от стадии жизненного цикла, на которой находится рассматриваемый товар;

  - имеет смысл говорить о конкурентоспособности лишь того товара, который уже обладает какой-то долей рынка, причем показатель конкурентоспособности существенно зависит от той доли, которую он занимает в настоящее время.

  Подводя итоги из выше указанного, М. Портер предложил следующее определение: "Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, которое характеризует степень  соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и  других характеристик. Уровень требования потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению  этого рынка в пользу других объектов".

  Следствиями приведенного определения являются следующие утверждения:

  - полностью конкурентоспособной может быть признана только та продукция, которая обладает различными, не уступающими своим конкурентам, показателями в условиях конкретного рынка;

  - основой для оценки конкурентоспособности любого вида продукции должно являться комплексное исследование рынка, что позволит правильно оценить место исследуемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичными оценками субъектов рынка;

  - при приобретении товара, потребитель останавливает свой выбор на том образце, который в наибольшей степени удовлетворяет его потребность;

  - для покупателя товара, исключительно важное значение имеет величина затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей;

  - доля объекта, на рынке зависит от ее доли в предыдущий период и потенциала конкурентоспособности товара в данный момент: высокий потенциал способен нарушить существующее на рынке равновесие или изменить характер протекания переходных процессов перераспределения в свою пользу, низкий потенциал не способен оказать влияние на рыночные процессы;

  - конкурентоспособность продукции может быть установлена лишь в результате ее продажи, т.е. в сфере обращения.

  Следовательно, конкурентоспособность - это важная рыночная категория, отражающая одно из важнейших свойств рынка - его  конкурентность. При неизменных качественных характеристиках рыночной единицы, конкурентоспособность может изменяться в достаточно широких пределах, реагируя на различные факторы, определяемые конкурентной средой.

  Таким образом, проблема конкурентоспособности  является комплексной. Универсального определения конкурентоспособности  нет и быть не может, а все зависит  от того, применительно к какому объекту (предмету) или субъекту оно  относится. Для того чтобы правильно  понять, в чем заключается сущность конкурентоспособности, когда возможно и оправданно свойство конкурентоспособности  подменять свойством качества или  эффективности, а когда оно представляет самостоятельную категорию, следует  сделать подход к оценке и анализу  конкурентоспособности на разных ее уровнях: уровне предприятия, отрасли, отдельного региона - субъекта федерации  и на уровне национальной экономики  в целом. Что я и сделаю в  следующем пункте своей работы. 
 
 

  1.2 Особенности моделей  конкурентоспособности  на уровнях: фирмы, отрасли, региона

  Понятие «конкурентоспособность» применительно  к конкретным хозяйствующим субъектам  непостоянно и меняется в зависимости  от её уровня: фирмы, отрасли, региона. Для этого исследуем каждый субъект  отдельно.

  Изучая  факторы конкурентоспособности  фирмы, необходимо отметить, что категории  «конкурентоспособность товара» и  «конкурентоспособность предприятия (производителя)» тесно взаимосвязаны, и раскрыть одно понятие, не упомянув о другом просто не возможно. Конкурентоспособность  продукции оказывает существенное влияние на величину спроса, объем  продаж и уровень доходов предприятия. Ведь естественно, что фирма не может  быть конкурентоспособной, если ее товар  не имеет сбыта. Поэтому целесообразно, прежде чем раскрыть понятие «конкурентоспособность предприятия», необходимо выяснить, в  чем заключается сущность его  и каким свойством он обладает. Для этого следует дать как  можно полное представление о  продукции (товаре), выпускаемой конкурирующим  предприятием.

  Как известно, товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость, потребительскую  стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим  уровнем и надежностью, задаваемой потребителями, показателями эффективности  в производстве и потреблении, и  другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре отражаются, все  особенности и противоречия рыночных отношений в экономике. Товар, является точным индикатором активности и  экономической силы предприятия  на рынке, в чем и заключается  их взаимосвязанность. Действенность  факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного  соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного  товара, от товара - конкурента, как  по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

  Конкурентоспособность товара - это такой уровень его  экономическо-технических, эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать  соперничество (конкуренцию) с другими  аналогичными товарами на рынке. Товар  может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в  ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Следовательно, можно утверждать, что применительно  к товару конкурентоспособность  является развитием категории качества. При оценке качества товара, прежде всего, определяется его соответствие стандартам. Соответствие стандартам это регламентируемый потребительский  параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность товара к  нулю.

  Учитывая  приведенные выше доводы, мы понимаем, что конкурентоспособность товара не является решающим фактором конкурентоспособности  предприятия (фирмы), так как конкурентоспособность  предприятия - характеристика многофакторная, а конкурентоспособность продукции - это лишь один из факторов.

  Теперь  рассмотрим конкурентоспособность  на уровне фирмы (предприятия) более  подробно.

  Для исследования сущности конкурентоспособности  предприятия или фирмы необходимо начать с изучения конкурентной стратегии  этого предприятия. Одновременно мы будем рассматривать и конкурентоспособность  отрасли, так как она является основной единицей конкуренции, а это  значит что конкурентоспособность  на уровне фирмы и на уровне отрасли  тоже взаимосвязаны.

  Ещё в начале своей деятельности, фирма  должна выбрать свою стратегию, в  основе которой будет лежать идея, основанная на конкурентном преимуществе и его достижении. Разрабатывая её, фирмы стремятся найти и воплотить способ, выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Для успешных действий в длительной перспективе фирма должна не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбрать позицию в отрасли. Именно такое понятие, как позиция в отрасли, включает в себя подход фирмы в целом к конкуренции. Каждый из этих моментов сам по себе недостаточен для выбора стратегии. Например, фирма в очень прибыльной отрасли может не получить большой прибыли, если неправильно выберет позицию в отрасли или же фирмы, у которых дела идут успешно, реагируют не только на изменения «окружающей среды», но и стараются сами изменить её к своей выгоде. Поэтому следует не оставлять без внимания те силы, которые влекут за собой изменение положения в конкурентной гонке или появление новых основ конкурентного преимущества.

  В любой отрасли экономики - не важно, действует она только на внутреннем или внешнем рынке, суть конкуренции  выражается пятью силами, наиболее верно предложенные, по моему мнению, американским ученым-исследователем Майклом  Портером, это:

  1) угрозой появления новых конкурентов;

  2) угрозой появления товаров или  услуг - заменителей;

  3) способностью поставщиков комплектующих  изделий торговаться;

  4) способностью покупателей торговаться;

Информация о работе Повышение конкурентоспособности продукции