Потенциал предприятия на примере Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

Целью данной работы является разработка теоретических и прикладных аспектов совершенствования управления инновационной деятельностью предприятия на основе системы показателей оценки его инновационного потенциала.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия инновации и инновационная деятельность предприятия, принципы ее функционирования.
2. Исследовать подходы к определению инновационного потенциала предприятия, уточнить его содержание и структуру.
3. Провести сравнительный анализ существующих методических подходов к оценке инновационного потенциала предприятия.
4. Рассмотреть современное состояние инновационной деятельности предприятий.
5. Проанализировать существующую практику управления инновационной деятельностью исследуемого предприятия.
6. Разработать систему показателей для оценки инновационного потенциала промышленного предприятия.
7. Провести оценку инновационного потенциала объекта исследования, а также сформулировать основные направления совершенствования системы управления инновационной деятельностью рассматриваемого предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические основы инновационного потенциала
1.1 Инновация: теоретический анализ понятия
1.2 Понятие, структура и функции инновационного потенциала
2. Исследование и оценка инновационного потенциала на примере Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
2.1 Характеристика предприятия и исследование проблем инновационной деятельности Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
2.2 Оценка инновационного потенциала Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
2.3 Оценка профессиональных и деловых качеств персонала Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
3. Совершенствование системы управления инновационной деятельностью Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

потенциал.doc

— 227.50 Кб (Скачать)

Многозначность  определения категории «инновационный потенциал», связанная с рассмотрением  ее отдельных сторон, выступающих  в качестве предмета исследования в  различных работах, послужила основанием для проведения критического анализа основных теоретических положений в области инновационного потенциала и обоснования его сущностных, структурно-логических и целевых характеристик в соответствии с целями и задачами исследования.

Определением  инновационного потенциала, наиболее полно отражающим его суть и максимально соответствующим целям данного исследования, мы считаем следующую формулировку. Инновационный потенциал - это возможность системы создавать, совершенствовать, использовать нововведения в условиях имеющегося ресурсного обеспечения и экономические отношения внутри системы как способность к осуществлению инновационной деятельности.

Рассмотрение  инновационного потенциала предприятия  с позиций системного подхода, а  не просто как набора ресурсов, позволяет  глубже понять это сложное явление и выявить главную его особенность, которая проявляется в синергетическом эффекте, обусловленном внутренними взаимодействиями элементов системы.

Основу инновационного потенциала предприятия, образуют финансовая, кадровая, материально-техническая, организационно-управленческая, информационная, а также рыночная составляющие (табл. 2).

Главным условием современного развития является не просто создание и увеличение потенциала как  такового, а использование

имеющегося потенциала и обеспечение его роста в тех направлениях, которые могут обеспечить реальную социально-экономическую отдачу. В связи с этим, в рамках исследования наиболее актуальным представляется вопрос оценки инновационного потенциала на промышленном предприятии.

Сущность оценки инновационного потенциала заключается в создании предпосылок и условий эффективного управления инновационной деятельностью. Одним из условий эффективного управления является создание адекватной управляемому объекту информационно-аналитической базы и механизма ее функционирования, а также рекомендаций по принятию управленческих решений по развитию и воспроизводству инновационного потенциала.

Таблица 2

Составляющие  инновационного потенциала промышленного  предприятия

Составляющая Содержание  
Финансовая Инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, источники финансирования, финансовая устойчивость и платежеспособность  
Кадровая Состав работающих, доля работающих в интеллектуальной сфере (программисты, исследователи, конструкторы, технологи и др.) в общей численности работающих  
Материально-техническая Современные инновационные  и информационные технологии, компьютерные системы, прогрессивное оборудование, материалы, лабораторное и офисное  оборудование  
Информационная Совокупность  различных видов научной информации и информации по инновациям и инновационной деятельности, научно-техническая литература, литература по патентам, изобретениям, новым наукоемким технологиям, системам и оборудованию, компьютерные системы, научно-техническая документация в виде отчетов, регламентов, другая проектно-конструкторская документация, информация о конкурентах  
Организационно-управленческая Организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная  культура. Современные формы организации  и управления инновационной деятельностью  
Рыночная Оценивает уровень  конкурентоспособности, наличие спроса, необходимые маркетинговые мероприятия  
   

Целью оценки инновационного потенциала является возможность определения  направлений инновационного развития, обеспечивающих возможности перехода предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции, существенно повысив свою устойчивость и гибкость по отношению к переменам во внешней среде.

Оценка показателей  инновационного потенциала предприятия  позволяет:

адекватно оценить состояние и готовность предприятия к инновационным преобразованиям;

проанализировать  и спрогнозировать тенденции  развития, выявить основные преимущества и «слабые» места;

подготовить рекомендации по формированию инновационной стратегии  предприятия и механизмам ее реализации, которая позволит укрепить позиции на рынке;

создать и развивать  информационные потоки для принятия эффективных управленческих решений.

Аналитический обзор имеющихся методик показал, что существует явно недостаточное  количество разработок для анализа и оценки непосредственно инновационного потенциала предприятия, кроме того, в рассмотренных методиках, как правило, предпочтение отдается балльным, преимущественно экспертным оценкам каждого из учитываемых факторов.

Оценку каждой составляющей потенциала получают в результате опросов, проведенных среди экспертов. Но, как показывает практика, экспертные оценки являются в значительной мере субъективными, кроме того, подобные методики не обладают свойством воспроизводимости, т.е. затруднены для использования внутренними пользователями.

Применение большинства  методических подходов, с одной стороны, требует весьма дорогостоящих экспертных процедур, а с другой стороны, не дает возможности убедиться в  адекватности полученных результатов  и математически оценить их достоверность. Более рационально применять относительные показатели, расчет которых легко произвести по доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

Определение состава  оценочных показателей является важной проблемой методического обеспечения оценки инновационного потенциала предприятия.

Объективность оценки величины инновационного потенциала предприятия может быть обеспечена лишь при правильном выборе системы  показателей, позволяющих в комплексе  характеризовать потенциал по различным признакам.

Перечень таких  показателей должен гарантировать  необходимую и достаточную информацию о состоянии инновационного потенциала предприятия и отдельных его  элементов с целью принятия своевременных  и объективных решений по поводу дальнейшего развития составляющих потенциала и совершенствования их структуры. Наиболее эффективным способом сбора информации является систематическое рассмотрение всех сфер деятельности предприятия (производство, финансы, НИОКР, маркетинг и др.). Источником количественных показателей является внутренняя документация предприятия.

С учетом вышеизложенного, необходимо систематизировать показатели инновационного потенциала в соответствии с составляющими, характеризующими его важнейшие стороны. Такая система показателей должна соответствовать требованию универсальности и простоты ее использования, но в то же время давать объективную информацию, адекватную исследуемому объекту.

2. Исследование  и оценка инновационного потенциала  на примере Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров

2.1 Характеристика  и исследование проблем инновационной  деятельности Хабаровской дирекции  по обслуживанию пассажиров

Хабаровская дирекция по обслуживанию пассажиров Дирекции по обслуживанию пассажиров Дальневосточной  железной дороги - филиала открытого акционерного общества «Российские Железные Дороги» (соответственно далее ДОП - 1, Дирекция, Филиал, ОАО «РЖД») создана в соответствии с Положением о Дирекции по обслуживанию пассажиров Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», утвержденного начальником ДВжд - филиала ОАО «РЖД» 30 сентября 2003 года.

ДОП - 1 в своей  деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными актами РФ, международными договорами РФ, внутренними  документами ОАО «РЖД», Положением о филиале ОАО «РЖД», Положением о Дирекции и Положением о Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров.

ДОП - 1 я является структурным подразделением Дирекции по обслуживанию пассажиров ДВжд - филиала  ОАО «РЖД», на имеет статуса юридического лица и осуществляет свою деятельность от имени ОАО «РЖД». Ответственность по обязательствам ДОП - 1 несет ОАО «РЖД».

Место нахождения ДОП - 1:

Г. Хабаровск, улица  Армавирская, 1

Почтовый адрес:

680022, Г. Хабаровск,  улица Армавирская, 1

ДОП - 1 имеет  круглую печать, содержащую её наименование, указание на место его нахождения, а также полное фирменное наименование ОАО «РЖД» на русском языке. ДОП - 1 может иметь штампы и бланки со

своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации, содержащие указание на ОАО «РЖД».

Дирекция осуществляет оперативное руководство работой  ДОП - 1. Взаимоотношения между Дирекцией  и ДОП - 1 строятся на основе административного  подчинения в соответствии с Положением о Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров, Положением о Дирекции и Положением о филиале ОАО «РЖД». Акты дирекции являются обязательными для руководства и работников ДОП - 1.

ДОП - 1 имеет  в своем составе структурные  подразделения (Приложение 1).

Целью деятельности ДОП - 1 является осуществление функций Филиала по своевременному и качественному обеспечению во взаимодействии с другими организациями потребностей государства, юридических и физических лиц в перевозках пассажиров, багажа и грузобагажа и связанных с ними работах и услугах, обеспечение положительного финансового результата.

Для достижения этих целей Доп - 1 в порядке, установленном  законодательными и иными нормативными актами РФ, осуществляет следующие  виды деятельности:

Перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе для государственных нужд, воинские и специальные железнодорожные перевозки.

Текущее содержание, ремонт, техническое обслуживание и  эксплуатация железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.

Оказание услуг  по хранению ручной клади, багажа и  грузобагажа.

Организация работы по выполнению требований законодательства Российской Федерации по экологической  безопасности, мероприятий по охране окружающей природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, предупреждению и ликвидации последствий крушений, аварий, столкновений и сходов с рельсов подвижного состава, пожаров и катастроф, вредного воздействия на окружающую среду.

Проведение мер  по защите объектов, работников и пассажиров железнодорожного транспорта от террактов.

Проведение мероприятий  по мобилизационной подготовке и  гражданской обороне и других мер, направленных на обеспечение бесперебойной  работы железнодорожного транспорта общего пользования в условиях военного положения и чрезвычайного положения.

Создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей  и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных  Сил Российской Федерации в интересах обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации.

Накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного резерва.

Организация работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников ДОП - 1 согласно потребности на выполняемые  объемы работ.

Выполнение работ  по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, эксплуатация и ремонт оборудования, работающего под давлением, грузоподъемных и других технических средств.

Оказание информационных, маркетинговых, сервисных и других услуг.

Выполнение работ  по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, эксплуатация и ремонт котлов и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов, грузоподъемных средств и других технических средств.

Реализация продовольственных  и промышленных товаров.

ДОП - 1 осуществляет иные виды деятельности, предусмотренные законодательными и иными нормативными актами РФ и внутренними документами ОАО «РЖД».

Деятельность, требующая  лицензирования, осуществляется только на основании лицензии, полученной ОАО «РЖД» на этот вид деятельности.

Проведя анализ, оценка состояния инновационной деятельности Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров, позволяет сделать вывод о недостаточности и неравномерности ее темпов, нерациональности структуры и низкой степени мотивации субъектов хозяйствования в дальнейшем совершенствовании.

Сущность инновационной  деятельности заключается только в  приобретении машин и оборудования, нововведения, внедряемые предприятием, ориентированы на незначительное усовершенствование уже имеющейся продукции и  технологий ее производства. Устаревшая материально-техническая база предприятия и низкая инвестиционная активность выступают факторами, сдерживающими инновационное развитие. Недостаток собственных финансовых средств, несмотря на некоторое улучшение финансового положения предприятия, продолжает оставаться основным фактором, сдерживающим разработку и освоение новых технологий, оборудования, материалов и продукции. Затраты на технологические инновации составляют незначительную величину, явно несоизмеримую с реальными потребностями в технологическом обновлении и расширении спектра принципиально новой продукции.

В предельно  жестких условиях, предприятие в  меру имеющегося у него реального  инновационного потенциала начинает переходить на оказание тех услуг, которые имеют  больший спрос, находить и осваивать на рынке новые ниши, уделять больше внимания снижению затрат на производство услуг и повышению их качества.

Несмотря на наметившиеся позитивные тенденции, инновационный  потенциал Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров остается невысоким. Выходу из подобной ситуации может способствовать активизация инновационной деятельности на микро уровне, это требует разработки и реализации, соответствующих мер по активизации инновационной активности, применения стратегического управления инновациями в сфере оказания транспортных услуг.

Информация о работе Потенциал предприятия на примере Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров