Потенциал предприятия на примере Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

Целью данной работы является разработка теоретических и прикладных аспектов совершенствования управления инновационной деятельностью предприятия на основе системы показателей оценки его инновационного потенциала.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия инновации и инновационная деятельность предприятия, принципы ее функционирования.
2. Исследовать подходы к определению инновационного потенциала предприятия, уточнить его содержание и структуру.
3. Провести сравнительный анализ существующих методических подходов к оценке инновационного потенциала предприятия.
4. Рассмотреть современное состояние инновационной деятельности предприятий.
5. Проанализировать существующую практику управления инновационной деятельностью исследуемого предприятия.
6. Разработать систему показателей для оценки инновационного потенциала промышленного предприятия.
7. Провести оценку инновационного потенциала объекта исследования, а также сформулировать основные направления совершенствования системы управления инновационной деятельностью рассматриваемого предприятия.

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические основы инновационного потенциала
1.1 Инновация: теоретический анализ понятия
1.2 Понятие, структура и функции инновационного потенциала
2. Исследование и оценка инновационного потенциала на примере Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
2.1 Характеристика предприятия и исследование проблем инновационной деятельности Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
2.2 Оценка инновационного потенциала Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
2.3 Оценка профессиональных и деловых качеств персонала Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
3. Совершенствование системы управления инновационной деятельностью Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

потенциал.doc

— 227.50 Кб (Скачать)
>Инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами. Инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.

Основные принципы инновационного менеджмента, обеспечивающими  эффективность инновации:

создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;

нацеленность  всей инновационной деятельности на потребителя;

определение приоритетных направлений инновационной деятельности, исходя из целей и задач предприятия;

сокращение числа  уровней в управлении с целью  ускорения процесса «исследование - производство - реализация»;

максимальное  сокращение сроков разработки и внедрения  инноваций.

Задачи инновационного менеджмента:

- исследование  рынка для новых продуктов,  видов услуг (потребности, емкость,  предпочтения потребителей, выбор  целевых сегментов рынка, стратегии  продвижения товара, услуг к потребителям);

прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта, услуг;

определение способов продажи нового продукта, услуги;

исследование  конъюнктуры рынка ресурсов;

нахождение субподрядчиков на освоение и поставку комплектующих  изделий, оборудования;

проработка возможных  вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технологически сложного или рискового продукта, услуги;

осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта, услуги;

оценка эффективности  и планирование инноваций как инвестиционного проекта;

анализ рисков, определение методов их минимизации  и страхования; выбор организационной  формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта, услуги;

исследование  целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта, услуги.

Деятельность  по организации и осуществлению  инновационного процесса называется инновационной  деятельностью.

Инновационная деятельность - это использование результатов законченных научных исследований, опытно-конструкторских разработок либо иных научно-технических достижений для создания нового продукта, реализуемого на рынке, или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Иначе говоря, инновационная  деятельность представляет собой взаимосвязанную  совокупность видов работ по созданию и распространению инноваций.

Основные виды инновационной деятельности:

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, технологические работы, подготовка производства и проведение промышленных испытаний;

приобретение  патентов, лицензий и ноу-хау;

инвестиционная  деятельность, необходимая для реализации инновационных проектов;

сертификация и стандартизация инновационных продуктов и изделий, необходимых для их изготовления;

маркетинг и  организация рынков сбыта инновационной  продукции;

подготовка и  переподготовка кадров для инновационной  деятельности.

Основными элементами структуры инновационной деятельности являются инновационные проекты и программы и выполняющие их организации. В структуре инновационной деятельности выделяется инновационная инфраструктура. Ее основные элементы - это продукты и программы поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации.

Инновационный проект определяется как:

комплекс взаимосвязанных  документов, которые предусматривают  осуществление конкретной инновационной  деятельности в определенный период времени;

как проект поддержки  инновационной деятельности и развития инновационной инфраструктуры;

как пакет документов, обосновывающих и описывающих эти  мероприятия.

Понятие инновационного проекта в более широком смысле, подразумевает не только комплекс документов, но и сама деятельность или мероприятие, предполагающее осуществление в определенный период времени каких-либо действий для достижения определенных результатов инновационного процесса.

К основным этапам формирования и реализации инновационных  проектов относятся:

систематизация  поступающих идей;

отбор выявленных идей нового продукта или услуги;

анализ экономической  эффективности нового продукта или  услуги, разработка программы маркетинга;

создание нового продукта или услуги;

тестирование  на рынке;

внедрение нового изделия или услуги в производство на основе программы маркетинга по продукту или услуге.

Виды инновационных  проектов приводятся в табл. 1.

Таблица 1

Виды инновационных  проектов

Виды  проектов по уровню научно-технической  значимости Виды проектов по масштабности решаемых задач  
Модернизационный - конструкция прототипа или базовая технология кардинально не меняются; Монопроекты - проекты, выполняемые одной фирмой или  одним подразделением; отличаются постановкой  однозначной инновационной цели, осуществляются в жестких временных  и финансовых рамках  
Новаторский - конструкция нового изделия по виду своих элементов существенно  отличается от прежнего; Мультипроекты - проекты, представленные в виде комплексных  программ, объединяющих десятки монопроектов, в совокупности направленных на достижение сложной инновационной цели;  
Опережающий - конструкция основана на опережающих  технических решениях; Мегапроекты - многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов, связанных между  собой одной целью.  
Пионерный - появляются ранее не существовавшие конструкции и технологии, выполняющие прежние или новые функции    
   

Разработка инновационного проекта - длительный и очень дорогостоящий  процесс. От первоначальной идеи до эксплуатации этот процесс может быть представлен  в виде цикла, состоящего из трех отдельных фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной.

Инновационные проекты характеризуются высокой  неопределенностью на всех стадиях  инновационного цикла. Более того, успешно  проведшие стадию испытания и  внедрения в производство новшества могут быть не приняты рынком, и их производство должно быть прекращено.

Каждый проект начинается с четкой постановки его  цели, критериев успешного осуществления  и предварительных набросков  главных этапов его реализации. Граничными условиями могут выступать неопределенность и непредсказуемость фундаментальных исследований, и несоответствие проекта целям организации, всевозможные ресурсные и технологические ограничения. На стадии первичной разработки следует уделить внимание именно критериям успешности, а не деталям осуществления проекта.

Для инвестиционного  проекта главным критерием выступает  финансовая успешность, для инновационных  проектов не менее важны принципиальная новизна, патентная чистота, лицензионная защита. Даже наиболее успешные проекты не гарантированны от неудач: в любой момент их жизненного цикла они не застрахованы от появления у конкурентного более перспективной новинки. Не менее специфично для инновационного проекта по сравнению с инвестиционным наличие вариантов на всех стадиях жизненного цикла новшества.

Важным условием осуществимости инновационного проекта  является выбор надежной базы прогнозирования  и анализа новшества и привлечение  к участию в проекте команды  специалистов профессионалов высокого класса, высококвалифицированных исполнителей, ответственных учредителей и кредиторов, заинтересованных в успехе реализации всех этапов нововведения.

При разработке и реализации инновационных проектов существенную роль играют целевые программы. Эти программы концентрируют  средства федерального бюджета и внебюджетных источников на финансировании как научных исследований и разработок, так и инновационной деятельности по использованию их результатов.

Инновационная программа - это сложный объект, в  котором проекты связаны функционально, а также по срокам, исполнителям и ресурсам. Программа требует единого руководства, централизации по функциям стратегического планирования, финансирования, мониторинга и правового обеспечения.

Примерами инновационных  программ могут быть создание научно-технического комплекса, технологический прорыв в новом направлении и повышение научно-технического престижа национальной экономики и другие.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что понятие  «инновация» отражает: во-первых, сущность и содержание данной категории - изменение на основе новых знаний; во-вторых, целевую направленность изменений - ориентация на потребителей, и, в-третьих, завершенность и результативность процесса изменений - новый продукт или новый процесс.

Как экономическая  категория, инновация, в том числе техническая инновация, должна обладать новизной, промышленной применимостью, потребительской полезностью и коммерческой реализуемостью.

Поэтому для  каждого предприятия на сегодняшней  день проблема введения инноваций в  различные сферы его деятельности является актуальной.

1.2 Понятие, структура  и функции инновационного потенциала

Как бы успешно  ни функционировало предприятие, но если его руководство не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих  производить новые виды продукции  более высокого качества и с наименьшими затратами, оно через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособным. В таких условиях ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу.

В связи с  этим инновационная деятельность становится главным условием выживания предприятия  в условиях рынка. Целенаправленное осуществление инновационной деятельности дает предприятию существенные преимущества по сравнению с конкурентами и  увеличивает, в конечном счете, прибыльность его деятельности.

Базой для развития инновационной деятельности предприятия  являются подразделения предприятия, способствующие осуществлению различных  видов инновационной деятельности, и совокупность характеристик предприятия, определяющих возможность предприятия к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. В данном случае речь идет об обеспечении инновационной деятельности предприятия, которое реализуется через его инновационный потенциал.

Принятие решений  по любому направлению инновационной  деятельности должно основываться не только на научной значимости полученных результатов исследований, но и с  учетом имеющихся технологических  возможностей предприятия и возможности  реализации инновационной продукции на рынке.

Немаловажное  значение при этом имеет эффективное  функционирование сложившейся на предприятии  системы управления инновационной  деятельностью.

Величина инновационного потенциала предприятия является параметром, который позволяет предприятию оценить возможности инновационной деятельности и определить направление инновационного развития в стратегическом плане. Другими словами, осуществление тех или иных направлений инновационной деятельности на предприятии возможно при наличии у него достаточного инновационного потенциала.

Информация о работе Потенциал предприятия на примере Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров