Понятие значение «СЭЗ». Примеры СЭЗ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:50, реферат

Описание работы

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено, к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие «СЭЗ». Необходимость СЭЗ в национальных хозяйствах…4
2. Виды «СЭЗ»……………………………………………………………..6
3. История создания СЭЗ и особенности зонирования в Российской Федерации……………………………………………………………….8
3.1. История создания…………………………………………………..8
3.2. Особенности зонирования………………………………………...8
4. Государственное регулирование СЭЗ…………………………………9
5. Примеры СЭЗ в России………………………………………………..15
6. Проблемы и перспективы развития СЭЗ в России…………………..18
6.1. Проблемы развития СЭЗ в России……………………………..18
6.2. Перспективы развития СЭЗ в России………………………….21
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

региональная экономика.docx

— 80.19 Кб (Скачать)

     Финансовые средства, столь скудно выделяемые из бюджетов разных уровней, должны использоваться прежде всего для формирования и поддержки объектов экономического роста. Под объектами экономического роста, согласно, понимаются отдельные коммерческие организации, локальные свободные экономические зоны, способные решать задачи не только собственного развития, но и содействовать улучшению социально-экономической ситуации.

Заключение.

      Приведённый выше анализ позволяет сделать заключение, что и в условиях России создание СЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов. Среди проблем различного характера, встающих на пути их создания и функционирования нет действительно неразрешимых. Однако, необходимо наличие политической воли у государственной власти, и, как уже упоминалось выше, остро необходимо принятие Федерального закона «О Свободных экономических зонах в РФ», «утонувшего» в недрах Федерального собрания. При этом достижение компромисса в интересах региональных и федеральных властей явится основной гарантией стабильного развития таких зон, а вместе с ними и государства в целом. Именно в этом должна состоять основная цель всех экономико-политических экспериментов и нововведений в нашей стране.

      Временные неудачи функционирования СЭЗ следует рассматривать в контексте общих неудач экономических реформ, состоящих, по моему мнению, в игнорировании международного опыта, некомпетентности и безволии государственной власти. И выход из сложившейся ситуации видится, в первую очередь, в стабилизации политической ситуации в стране, в смене экономических приоритетов. В конечном счете, главной целью государственной политики является повышение благосостояния народа, а следовательно, и построение концепций Свободных экономических зон должно быть подчинено в первую очередь этой цели.

     Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - может быть положительным. Однако, несомненно, и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

  • формирования на федеральном уровне четкой концепции в области СЭЗ, учитывающей как общегосударственные, так и региональные интересы;
  • разработки и принятия соответствующей законодательно-нормативной базы, регулирующей процесс создания и функционирования СЭЗ;
  • организации СЭЗ на ограниченной территории, исключающей нарушение принципа единого экономического пространства страны;
  • взаимной экономической заинтересованности как местных, так и федеральных органов в создании свободных зон;
  • возможности (и готовности) федеральных органов направить значительные бюджетные средства для формирования инфраструктуры СЭЗ, с понимаем того, что реальный эффект для страны может быть получен лишь в перспективе;
  • создания на федеральном уровне специального органа управления, координирующего процессы создания СЭЗ и осуществляющего контроль над выполнением свободными зонами их обязательств по отношению к государству, включая использование средств, получаемых из федерального бюджета.

    Как видно, здесь нет принципиально невыполнимых условий. Мне кажется, что проблемы свободных экономических зон могут быть решены при согласованных действиях всех заинтересованных сторон.

Создание  у нас СЭЗ может стать, как  и во многих странах мира, одним  из эффективных способов привлечения  иностранных инвестиций, катализатором  развития внешнеэкономических связей и экономики страны в целом. Но для этого политика их формирования должна быть продуманной и последовательной.

    Таким образом, можно сделать заключение, что и в условиях России создание СЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов. Среди проблем различного характера, встающих на пути их создания и функционирования нет действительно неразрешимых. Однако, необходимо наличие политической воли у государственной власти, и, как уже упоминалось выше, остро необходимо принятие Федерального закона «О Свободных экономических зонах в РФ», «утонувшего» в недрах Федерального собрания. При этом достижение компромисса в интересах региональных и федеральных властей явится основной гарантией стабильного развития таких зон, а вместе с ними и государства в целом.      Временные неудачи функционирования СЭЗ следует рассматривать в контексте общих неудач экономических реформ, состоящих, по моему мнению, в игнорировании международного опыта, некомпетентности и безволии государственной власти. И выход из сложившейся ситуации видится, в первую очередь, в стабилизации политической ситуации в стране, в смене экономических приоритетов. В конечном счете, главной целью государственной политики является повышение благосостояния народа, а следовательно, и построение концепций Свободных экономических зон должно быть подчинено в первую очередь этой цели. 

Список  литературы

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: официальный текст. – М.:        ИКФ Омега – Л, 2002. – 40 с. – ISBN 5-901386-37-Х.
 
  1. Водный  Кодекс Российской Федерации [Электронный  ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 16.11.1995г. № 163 – ФЗ: Консультант  Плюс.
 
  1. Лесной  Кодекс Российской Федерации [Электронный  ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 29.01.1997г. № 22 – ФЗ: Консультант  Плюс.
 
  1. Земельный Кодекс Российской Федерации [Электронный  ресурс]: федеральный закон Российской Федерации от 25.10.2001г. № 136 – ФЗ: Консультант  Плюс.
 
  1. Региональная  экономика: Учебник [Текст] / Т. Г. Морозова и др. – 4-е изд., перераб и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. – 527 с. –  ISBN 5-238-01093.
 
  1. Региональная  экономика: Учебное пособие [Текст] / И. А. Родионова – М.: Экзамен, 2004. – 384 с. – ISBN 5-94692-856-2.
 
  1. Регионы России и мировые интеграционные процессы [Текст] / А. Г. Тимошенко. – Томск, ТГУ, 2003. - № 3. – 190 с. – ISBN 5-94621-076-9.
 
  1. Регион  сотрудничества: регионы в условиях глобализации [Текст]/ А. П. Клемешева. –  Калининград, КГУ, 2004. – 74 с. – ISBN 5-88874-570-7.
 
  1. Регион  сотрудничества Вып. 15 (40): эволюция российских СЭЗ [Текст] / А. П. Клемешева. – Калининград, КГУ, 2004. – 53 с. – ISBN 5-88874-568.
 
  1. Российская  Балтика: приграничное сотрудничество Ч.1 [Текст] / А. П. Клемешева. – Калининград, КГУ, 2004. – 221 с. – ISBN 5-88874-526-х.
 
  1. Симагин, Ю. А. Территориальная организация  населения и хозяйства: Учебное  пособие для вузов [Текст] / Ю. А. Симагин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИТК  “Дашков и К”, 2006. – 244 с. – ISBN 5-94798-920-4.
 
  1. Фетисов, Г. Г., Орешин, В. П. Региональная экономика  и управление: Учебник [Текст] / Г. Г. Фетисов, В. П. Орешин. – М.: ИНФРА  – М, 2006. – 416 с. – ISBN 5-16-002390-9.

Информация о работе Понятие значение «СЭЗ». Примеры СЭЗ в России