Понятие значение «СЭЗ». Примеры СЭЗ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:50, реферат

Описание работы

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено, к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие «СЭЗ». Необходимость СЭЗ в национальных хозяйствах…4
2. Виды «СЭЗ»……………………………………………………………..6
3. История создания СЭЗ и особенности зонирования в Российской Федерации……………………………………………………………….8
3.1. История создания…………………………………………………..8
3.2. Особенности зонирования………………………………………...8
4. Государственное регулирование СЭЗ…………………………………9
5. Примеры СЭЗ в России………………………………………………..15
6. Проблемы и перспективы развития СЭЗ в России…………………..18
6.1. Проблемы развития СЭЗ в России……………………………..18
6.2. Перспективы развития СЭЗ в России………………………….21
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

региональная экономика.docx

— 80.19 Кб (Скачать)

  3.Научно-технологические (технико-внедренческие) СЭЗ.

  В них концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также  пользующиеся единой системой налоговых  и финансовых льгот.

  Задача  таких СЭЗ заключается в разработке и внедрении в отечественную  практику новейших технологий.

  Они имеют характер инновационных и  научных центров, научных, исследовательских  парков, технопарков и др.

  4.Сервисные СЭЗ

  Предоставляющие льготные условия тем фирмам и  учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в  основном финансовых, но также и  других.

  Среди них различают оффшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг.

  5.Комплексные СЭЗ.

  Они не имеют узкой специализации, а  охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной  деятельности, отчего их внутренняя структура  наиболее сложна.

  Комплексные СЭЗ и по размерам значительно  больше других. Они могут занимать территорию целого района, административной области, а в отдельных случаях  и более крупного региона.

  6.Международные СЭЗ

  Такие зоны создаются в приграничных районах  двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих  государств.

  Наиболее  ярким примером международной СЭЗ  может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона «Туманган».

  Последовательные  поколения СЭЗ

  к СЭЗ первого поколения относят  зоны свободной торговли,

  к СЭЗ второго поколения — экспортно-производственные зоны,

  к СЭЗ третьего поколения — технико-внедренческие  и сервисные зоны.

  Появились также первые предложения, касающиеся зон четвертого поколения. 

3. История создания  СЭЗ  и особенности зонирования в Российской Федерации.

   3.1.История создания СЭЗ.

 Попытки создания СЭЗ предпринимались в  нашей стране еще в конце 80-х годов XX в. Этот процесс проходил в несколько этапов. На первом этапе происходило зарождение самой идеи зонирования, была разработана единая государственная концепция СЭЗ. Одним из направлений реформирования отечественной экономики была либерализация внешнеэкономической деятельности, которая дала мощный импульс поиску и использованию в отечественных условиях новых для СССР форм организации экономических связей, направленных на международное сотрудничество и интеграцию в мировое экономическое сообщество.

 Таким образом, первые отечественные СЭЗ как элемент государственной внешнеэкономической политики начали активно создавать уже в годы перестройки. Появились обстоятельные публикации, в которых доказывалась необходимость создания в СССР открытых территорий, благодаря чему в страну пошел бы иностранный капитал. При Госплане СССР были созданы рабочие группы для изучения и реализации этих идей. СЭЗ должны были стать способом стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. В 1988 г. было принято правительственное решение о создании двух СЭЗ - в Находке (Приморский край) и Выборге (Ленинградская обл.). Одновременно посыпались предложения из разных регионов России о создании новых СЭЗ. Последнее обстоятельство явилось следствием оценки зарубежного опыта зонирования. Дело в том, что за рубежом СЭЗ показали высокую эффективность функционирования, обеспечили рост иностранных инвестиций, высокие темпы производства, быстрое развитие инфраструктуры хозяйства. И многие руководители республик, областей и краев нашей страны посчитали, что с помощью СЭЗ они сумеют за несколько лет поднять экономику своих регионов. Например, выдвигалась идея создания вдоль трассы БАМ на базе местных сырьевых ресурсов нескольких десятков (примерно 40) СЭЗ. Большую часть зон предполагалось специализировать на добыче минерального сырья, производстве минеральных удобрений, других продуктов.

    1. Особенности зонирования.

     При создании СЭЗ в России проявилась «гигантомания» - создание зон на больших территориях, соответствующих территориям субъектов Федерации и превышающих 10 тыс. кв. км. – СЭЗ «Янтарь», «Ингушетия» и др. Российская практика говорит, что все претенденты на создание СЭЗ стремятся взять под свою ответственность как можно больше территории, не понимая, что чем ее больше, тем хуже для предпринимательского успеха зоны (22). Если мы обратимся к зарубежному опыту по созданию и нормальному функционированию СЭЗ, то произведенные расчеты показывают, что:

  • для нормального обустройства 1 кв. км экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. дол. США;
  • для нормального обустройства таможенно-торговой зоны требуются вложения порядка 10-15 млн. дол. США.

     Где возьмет эти средства администрация, например, Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс. кв. км, или Алтайский край - 262 тыс. кв. км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв. км, или 7% территории России). Именно по этой причине большая часть СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, портов или небольшого по территории города.

 

  1. Государственное регулирование  СЭЗ.

     Объективная необходимость государственного регулирования процессов зонирования обусловлена тем, что СЭЗ -это сложная структура, которая характеризуется набором взаимосвязанных целей и задач; наличием ресурсов для достижения поставленных целей и задач (кадров, капитала, материалов, технологии и информации); зависимостью от внешней среды (экономических условий, потребителей, профсоюзов, законодательства, конкурентов, системы ценностей в обществе, техники, технологии и т. п.); горизонтальным и вертикальным разделением труда.

 Государственное регулирование СЭЗ -это система скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и задач, решаемых в ходе реализации зональной политики в интересах эффективного функционирования национальной экономики страны в целом и се составляющих.

 Объектами государственного регулирования зонирования являются непосредственно СЭЗ различных типов.

 Субъектами  государственного регулирования выступают субъекты хозяйствования в СЭЗ ее резиденты (промышленные предприятия, организации, предприятия сферы услуг и т. п.).

 В целях  повышения эффективности государственного регулирования СЭЗ формируется специальный организационно-экономический механизм зонирования, который включает в себя правовой, социально-экономический, теоретико-методологический и методологический аспекты. Его суть сводится к созданию необходимой нормативно-правовой базы функционирования СЭЗ в стране, а также осуществлению финансово-кредитной, налоговой и иной экономической политики государства, направленной на повышение эффективности функционирования зон любого типа. Инструментами государственного регулирования СЭЗ являются структурно-инвестиционная, бюджетная, социальная, налоговая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая политика.

 Роль  государственного регулирования СЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетов в типах зон, в выборе регионов, подготовке и обеспечении организационно-правовой базы.

 Сфера государственного регулирования СЭЗ  охватывает все финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые проблемы, предвидеть и решить которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно. В подобной регламентации нуждается широкий спектр отношений между хозяйствующими субъектами всех уровней: финансовых, организационно-экономических, нормативно-правовых и др. Процесс государственного регулирования СЭЗ можно рассматривать на нескольких уровнях: межгосударственном и государственном, внутризональном (в рамках конкретной СЭЗ конкретного типа). На каждом из этих уровней регулирование практики зонирования имеет свою специфику. На межгосударственном уровне - это определенные правила экономической игры, которые каждое государство устанавливает на своей территории. Эти правила обязательны для всех участников СЭЗ, поскольку при достигнутой степени интеграции производительных сил и разделении труда без определенной регламентации и упорядочения взаимоотношений им не обойтись. В последние годы все чаще в мирохозяйственной практике получают распространение СЭЗ, охватывающие территорию группы государств и действующие по общим для них правилам.

 Одна  из важнейших задач, подтверждающих необходимость и значение государственного регулирования СЭЗ, -привлечение капитала на их создание и развитие. Как свидетельствует отечественный и мировой опыт, механизм привлечения капитала в зоны типичен. Большую активность проявляют инвесторы из стран, непосредственно граничащих с зоной, что вполне объяснимо: с одной стороны, складываются тесные хозяйственные связи, а с другой - оказывает влияние высокая степень риска инвестирования в отечественные зоны.

 Основные  принципы хозяйственной деятельности в СЭЗ — это:

 •создание, функционирование и развитие зоны как автономной хозяйственной единицы;

 •собственный  бюджет СЭЗ;

 •опосредованность администрацией и собственным бюджетом всех финансовых отношений юридических лиц, расположенных на территории СЭЗ, с государственным бюджетом;

 •территориальная  ограниченность действия экономического режима СЭЗ;

 •функционирование предприятий СЭЗ в рамках бюджетных ограничений, без централизованного вмешательства и без субсидий со стороны государства.

 Основные  мероприятия по созданию благоприятного инвестиционного режима СЭЗ можно разделить на две группы.

 1. Права  и гарантии иностранным инвесторам:

 •равноправный с национальными производителями  режим хозяйствования;

 •защита иностранной собственности и капиталовложений от национализации или экспроприации;

 2. Льготы, предоставляемые иностранным инвесторам:

 •упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранным капиталом;

 •пониженные ставки платы за пользование землей, предоставление права долгосрочной аренды и субаренды;

 •льготный налоговый и таможенный режимы.

 Иногда  в СЭЗ разрешается свободная  продажа земли, что воспринимается иностранными партнерами как естественное и очень весомое доказательство серьезности намерений принимающей стороны. Главная особенность налоговой политики заключается в обеспечении    льготного режима на стадии создания и частично на стадии развития зоны. В качестве наиболее популярных экономических методов управления деятельностью СЭЗ в мировой практике применяются три основных рычага реализации налоговой политики:

 •  налоговые кредиты;

   «налоговые каникулы»;

 •   льготное налогообложение.

 Налоговые кредиты как часть финансового метода государственного регулирования СЭЗ представляют собой сумму денежных средств, всех налогов и бюджетных платежей, собранных на территории СЭЗ, которые остаются в течение определенного срока, устанавливаемого в специальном законодательном порядке, в распоряжении органов управления зоной.

 «Налоговые каникулы» - это финансовый метод регулирования СЭЗ, который состоит в том, что в течение определенного периода времени хозяйственные субъекты освобождаются от уплаты налогов. Налоговые каникулы могут быть введены на пять, десять, 20(обычно от десяти до 20) лет. Льготы в форме налоговых каникул для хозяйственных субъектов, действующих на территории СЭЗ, могут распространяться на следующие показатели деятельности, подлежащие налогообложению: прибыль от предпринимательской деятельности; дивиденды; налог на индивидуальные доходы физических лиц; имущественный налог; налог на землю, арендную плату за землю и другое имущество, без которого невозможно начинать предпринимательскую деятельность в зоне.

Информация о работе Понятие значение «СЭЗ». Примеры СЭЗ в России