Понятие значение «СЭЗ». Примеры СЭЗ в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:50, реферат

Описание работы

Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено, к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие «СЭЗ». Необходимость СЭЗ в национальных хозяйствах…4
2. Виды «СЭЗ»……………………………………………………………..6
3. История создания СЭЗ и особенности зонирования в Российской Федерации……………………………………………………………….8
3.1. История создания…………………………………………………..8
3.2. Особенности зонирования………………………………………...8
4. Государственное регулирование СЭЗ…………………………………9
5. Примеры СЭЗ в России………………………………………………..15
6. Проблемы и перспективы развития СЭЗ в России…………………..18
6.1. Проблемы развития СЭЗ в России……………………………..18
6.2. Перспективы развития СЭЗ в России………………………….21
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы…………………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

региональная экономика.docx

— 80.19 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

    РЕФЕРАТ

    по  дисциплине «Региональная экономика и управление»

    название  дисциплины

    на  тему: Понятие значение «СЭЗ». Примеры СЭЗ в России. 
     
     
     
     
     
     
     

Содержание. 

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Понятие «СЭЗ». Необходимость СЭЗ в национальных хозяйствах…4
  2. Виды «СЭЗ»……………………………………………………………..6
  3. История создания СЭЗ и особенности зонирования в Российской Федерации……………………………………………………………….8

    3.1. История  создания…………………………………………………..8

    3.2.  Особенности  зонирования………………………………………...8

  1. Государственное регулирование СЭЗ…………………………………9
  2. Примеры СЭЗ в России………………………………………………..15
  3. Проблемы и перспективы развития СЭЗ в России…………………..18
    1. Проблемы развития СЭЗ в России……………………………..18
    2. Перспективы развития СЭЗ в России………………………….21

Заключение……………………………………………………………………22

Список литературы…………………………………………………………...24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли  в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено, к этому  перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку  те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным  требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

  Более того, несмотря на неоднократные попытки  создания реально функционирующих  СЭЗ в России, они остаются в  отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-ти лет  ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а  также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать  вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в  наших переходных условиях? В какой  мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна при  этом сказаться ее специфика? Не являются ли зоны свободного предпринимательства  своеобразной "естественной монополией" лишь отдельных приграничных районов  Российской Федерации? Насколько обширными  могут быть их границы? На каком уровне должны приниматься решения об образовании  таких зон, какие процедуры при  этом целесообразно применять?

  Для ответа на подобного рода вопросы  требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт. Это позволит объективно оценить  возможности и перспективы создания и развития свободных экономических  зон в российской экономике.

  Получение, использование и распределение  созданных материальных благ требуют  обмена ими не только на личностном, внутристрановом уровне, но также и на межстрановом. Необходимость осуществления обменных операций между странами обусловила формирование международных экономических отношений как отдельной экономической категории, а также привела к интенсивному развитию межстранового разделения труда и соответственно укреплению взаимосвязей в области торговли, движения капитала, научных и технологических знаний, рабочей силы, информации. Можно с уверенностью говорить о том, что международное разделение труда и международные экономические отношения при их рациональном и правильном использовании могут быть обоюдовыгодными для всех участников. На сегодняшний день есть немало подтверждений тому, что, несмотря на относительно успешный рост мировой экономики в целом, международная торговля, базирующаяся на международном разделении труда, развивается более быстрыми темпами. 
 

1.Понятие и значение «СЭЗ». Необходимость СЭЗ в национальных хозяйствах.

    Под СЭЗ следует понимать часть территории страны, где государство устанавливает особый режим управления, наиболее благоприятный для деятельности иностранных и отечественных предпринимателей, для привлечения внешних и внутренних инвестиций. Этот режим обычно предусматривает особые льготы для осуществления торговых операций (вплоть до отмены экспортно-импортных пошлин), налоговые льготы (вплоть до отмены налогообложения), финансовые льготы на предоставление коммунальных и иных услуг и административные льготы, облегчающие процедуры въезда и выезда, регистрации предприятий и т. д.

       Одно из непременных условий возникновения СЭЗ: наличие выгодного экономико-географического положения. Для небольших, «точечных», СЭЗ - это прежде всего соседство с международным портом или аэропортом. Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов

  Критерии  классификации свободных экономических  зон:

  1) характер деятельности и функциональное  предназначение;

  2) степень интегрированности в  мировую и национальную экономику; 

  3) отраслевой признак; 

  4) характер собственности (они могут  быть государственными, частными  и смешанными).

     Создание СЭЗ - действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и тесно связана с реализуемыми на ее территории программами. (Впрочем, как отмечено в согласно мировому и отечественному хозяйственному опыту, первоначальные цели и задачи, декларированные при создании СЭЗ, почти всегда не совпадают с тем, что происходит в результате фактического развития).

     На выбор типа зон для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, внешнеторговых зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры. Организация комплексных Особых экономических зон (ОЭЗ), предполагает анклавное или островное положение территории, как это и было отмечено в проекте Федерального закона «О Свободных экономических зонах в Российской Федерации» , что связано с проблемами, рассматриваемыми ниже.

    Исходя из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К наиболее общим из них относятся:

  • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;
  • развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
  • существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).
 

     В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразным и в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

     Необходимо также учитывать, что в условиях России привлечение иностранных инвесторов возможно через перспективу освоения обширного отечественного рынка.

     Различные законодательные акты Российской Федерации и её субъектов о создании СЭЗ декларируют практически единые цели:

  • привлечение инвестиций для создания производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции;
  • насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией;
  • создание экспорто-ориентированных производств;
  • повышение занятости населения;
  • формирование конкурентоспособной производственной и предпринимательской инфраструктуры.

     Для каждой конкретной СЭЗ происходит детальная проработка целей и задач на основе целевых программ развития. Так, например, «Федеральная целевая программа развития ОЭЗ в Калининградской области на 1998 – 2005 годы» предусматривает достижение следующих целей:

  • обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе;
  • укрепление единого экономического пространства России;
  • развитие внешнеэкономических связей России;
  • развитие экономики особой экономической зоны и области в целом, повышение уровня жизни населения и достижение социально-политической стабильности в области;
  • обеспечение экономической безопасности области.

     Исходя из необходимости достижения указанных целей, усилия федеральных и областных органов государственной власти предлагается сосредоточить на решении следующих главных задач:

  • развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом, включая транспортный и природоохранный комплексы;
  • государственная поддержка приоритетных отраслей и объектов экономического роста Особой экономической зоны;
  • структурная перестройка хозяйственного комплекса Особой экономической зоны и области в целом, развитие нетрадиционных для региона конкурентоспособных отраслей и производств, включая импортозамещающие;
  • обеспечение полноценного функционирования размещённых на территории области воинских формирований и баз.

     При этом можно указать также на некоторые геополитические цели создания СЭЗ:

  1. налаживание и укрепление международных связей РФ на уровне хозяйствующих субъектов и отдельных граждан, «врастание» России в мировое хозяйство;
  2. укрепление, в том числе и экономическое, анклавных образований на рубежах нашей страны, подвергающихся со стороны соседей непрерывному геополитическому воздействию (Калининград, Сахалин и др.);
  3. путём повышения уровня жизни населения в отсталых и депрессивных регионах поддержание политической стабильности в стране.

     Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование СЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем. 

2. Виды СЭЗ.

      1.Торговые СЭЗ

  К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные  порты, но в первую очередь — зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наиболее широкое распространение. Зоны свободной торговли обычно создаются  на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них  товары не подлежат обычному таможенному  контролю.

  Одной из разновидностей зон свободной  торговли считают и магазины «Дьюти фри» (Duty free — беспошлинно), пользующиеся правом беспошлинной торговли и ставшие  необходимой принадлежностью многих международных аэропортов.

      2.Промышленно-производственные СЭЗ.

  СЭЗ этой группы принято подразделять на экспортно- и импортно-ориентированные. Первые из них работают на внешний  рынок. Вторые на внутренний.

  Экспортно-производственных зон значительно больше, так что  они в основном и формируют  вторую группу СЭЗ. Эти зоны предназначены, прежде всего, для увеличения экспортного  потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов. Некоторые из них  возникли на базе трансформации зон  свободной торговли, но большинство  создавалось целенаправленно с  экспортной ориентацией. Для многих таких зон характерно преобладание сборочных предприятий.

Информация о работе Понятие значение «СЭЗ». Примеры СЭЗ в России