Понятие прибыли, ее состав и значение в деятельности организации

Автор: a*****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость.Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 286.83 Кб (Скачать)

     Важнейшая роль прибыли, усиливающаяся с развитием  предпринимательства, определяет необходимость  ее правильного исчисления. От того, насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешная финансово-хозяйственная  деятельность фирмы.

     Расчет  плановой прибыли должен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прирост собственных  оборотных средств, соответствующие  выплаты рабочим и служащим, а  также своевременные расчеты  с бюджетом, банками и поставщиками. Следовательно,правильное планирование прибыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей, но и для экономики в целом.

     Планируется прибыль раздельно по видам: от реализации товарной продукции, от реализации прочей продукции и услуг нетоварного  характера, от реализации основных фондов и другого имущества и от внереализационных  доходов и расходов.

     Выделяют  следующие основные способы планирования прибыли от реализации товарной продукции: метод прямого счета и аналитический.

     Метод прямого счета наиболее широко распространен  в организациях в современных  условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Суть данного метода состоит в том, что прибыль рассчитывается по каждому изделию или группам однородных изделий как разность между выручкой (нетто) от реализации продукции (работ, услуг) и полной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг). Исчисленная таким образом прибыль по изделиям или группам изделий суммируется в целом по предприятию: 

     П = В – С, или П = О1+ Т– О2,(12) 

     где П– прибыль от реализации продукции;

     В–выручка (нетто) от реализации продукции (работ, услуг);

     С–полная себестоимость реализуемой продукции;

           О1– прибыль в остатках готовой продукции на начало планируемого года;

           Т – прибыль по товарному выпуску продукции планируемого года;

           О2– прибыль в остатках готовой продукции на конец планируемого года. 

     Прибыль по товарному выпуску продукции  определяется исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций полной себестоимости, отпускных цен за вычетом отчислений в бюджетные фонды и налоговых платежей по каждому изделию.

     Прибыль в переходящих остатках готовой  продукции рассчитывается по всей их совокупности. Ввиду того, что эти  остатки учитываются по производственной себестоимости, прибыль по ним исчисляется  как разница между суммой в  отпускных ценах за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, иных обязательных платежей и производственной себестоимостью. Все внепроизводственные  расходы условно относятся на выпуск готовой продукции.

     На  основании отчета о прибылях и  убытках за 2010 год ОАО «Могилевский мясокомбинат», приведенного в Приложении  А, по данной формуле мы можем рассчитать прибыль от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный год, а также за аналогичный период предыдущего года. Так, прибыль за отчетный год равна: 

     332621– 21856 – 11975 – 272870 = 25920 

     Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) за аналогичный период прошлого года равна: 

     266024 – 21422 – 9568 – 222369 =12665 

     Как видно из расчетов, прибыль от реализации продукции (работ, услуг) увеличилась  главным образом за счет увеличения выручки от реализации продукции (работ, услуг), то есть за счет увеличения объема производства.

     Чтобы получить совокупную прибыль, необходимо прибыль от реализации продукции (работ, услуг) увеличить (уменьшить) на доходы (расходы) от внереализационных операций и прочие операционные доходы и расходы.

     Прибыль от внереализационных операций ОАО  «Могилевский мясокомбинат» в отчетном году равна: 

     2891 – 3793 = – 902   

     За  аналогичный период прошлого года: 

     1558 – 3253 = – 1695 

     Как в отчетном, так и в предыдущем году наблюдается отрицательное  сальдо внереализационных доходов  и расходов. В отчетном году убыток от внереализационных операций значительно  снижается, так как возрастают внереализационные  доходы предприятия.

     Операционные  доходы за вычетом операционных расходов ОАО «Могилевский мясокомбинат»  за отчетный период составляют: 

     98988 – 100165 = – 1177 

     За  аналогичный период прошлого года: 

     65184 – 65664 = – 480 

     Общая (совокупная) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от операционной деятельности и прибыли  от внереализационной деятельности. Для предприятия ОАО «Могилевский мясокомбинат» общая (совокупная) прибыль  за отчетный период будет равна: 

     25920 + (–1177) + (– 902) = 23841 

     За  аналогичный период прошлого года: 

     12665 + (– 480) + (– 1695) = 10490 

     Т. о. можно сделать вывод, что общая (совокупная) прибыль предприятия  в отчетном году увеличилась по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года на 13351 миллионов рублей главным  образом за счет увеличения прибыли  от реализации продукции (работ, услуг).

     Метод прямого счета используется при  обосновании создания нового или  расширения действующего предприятия  либо при осуществлении какого-либо проекта. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли, т.е. определения прибыли по каждой ассортиментной группе.

     Достоинством  метода прямого счета является его  простота. Однако его целесообразно  использовать при планировании прибыли  на краткосрочный период. Расчет требует:

     – определения ассортимента по всем позициям номенклатуры;

     – составления калькуляций по всем изделиям сравнимой продукции;

     – исчисления плановой себестоимости и договорных цен по несравнимой продукции, что, в свою очередь, предполагает разработку сметы производства по всем ее элементам;

     – установления цен реализации выпускаемой продукции.

     Большим недостатком метода является то, что он не позволяет выявить факторы, влияющие на размер прибыли в плановом периоде.

     Аналитический метод планирования прибыли применяется  при большом ассортименте выпускаемой  продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его  проверки и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что  он позволяет определить влияние  отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль  определяется не по каждому виду выпускаемой  в предстоящем году продукции, а  по всей сравнимой продукции в  целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из трех последовательных этапов:

     –определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

     –исчисление объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности;

     –учет   влияния   на   плановую   прибыль   различных   факторов:   снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции, повышения качества ее и сортности, изменения ассортимента, цен и т.д.

     При этом методе прибыль по несравнимой  продукции определяется отдельно.

     План  по прибыли на следующий год разрабатывается  в конце отчетного периода. Поэтому  для определения базовой рентабельности используются отчетные данные за истекшее время (обычно девять месяцев) и ожидаемое  выполнение плана на оставшийся до конца года период (за четвертый  квартал).

     Прибыль в отчетном периоде принимается  в соответствии с уровнем цен, действовавших к концу года. Поэтому, если в течение истекшего года имели место изменения цен  или ставок налога на добавленную  стоимость и акцизов, повлиявшие насумму прибыли, то они учитываются  при определении ожидаемой прибыли  за весь отчетный период, независимо от времени изменений.

     На  основе найденного таким образом  уровня базовой рентабельности и  планируемого объема товарной продукции  по себестоимости отчетного года исчисляется прибыль планируемого года с учетом влияния одного фактора – изменения объема сравнимой товарной продукции.

     Поскольку плановый уровень рентабельности отличается от базового в результате изменения  себестоимости, цен, ассортимента, сортности, то па следующем этапе планирования определяется влияние этих факторов на плановую прибыль. Для окончательного расчета плановой прибыли от реализации продукции учитывается прибыль  по остаткам готовой продукций и  товаров, отгруженных на начало и  конец планового года.

     Также планирование прибыли может осуществляться на основе показателя затрат на рубль  готовой продукции. Прибыль планируется по всему выпуску готовой продукции (сравнимой и несравнимой). При этом используется следующая формула: 

     П = (Т (100 – З)):100, (13) 

     где П– прибыль от выпуска готовой продукции;

           Т – готовая продукция в ценах производства;

     З– затраты на рубль готовой продукции, исчисленные в ценах производства. 

     Полученный  результат затем корректируется на изменение прибыли в переходящих  остатках готовой продукции.

     Для исчисления конечного финансового  результата кроме прибыли от реализации рассчитывают операционные доходы и расходы.

     Операционные  доходы – это финансовый результат, который предприятие обычно получает от реализации основных фондов и прочего имущества (сырья, материалов, топлива, запасных частей, нематериальных активов в виде патентов, лицензий, торговых марок, программных средств, иностранной валюты, ценных бумаг). На стадии разработки финансового плана выявляется наличие такого имущества на предприятии, изучается возможность его реализации и эффективность таких операций.

     Перечень  внереализационных доходов и  расходов предприятия довольно широк. Это свидетельствует о дополнительных возможностях предприятия получить доходы. Поэтому важно не только уметь планировать эти доходы, но и знать источники их получения. Как правило, организации имеют возможность получать доходы от краткосрочных и долгосрочных финансовых вложений (покупка акций, облигаций, предоставление средств взаймы, долевое участие в делах других организаций), доходы от сдачи имущества в аренду, сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустоек (кроме санкций, в расчетах с бюджетом), другие доходы (прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, доходы от дооценки товаров, проценты по денежным средствам на расчетных и депозитных счетах организации).

     Для реальной оценки финансовых результатов  от внереализационных операций важно  не только правильно прогнозировать внереализационные доходы, но и предвидеть возможность возникновения внереализационных  расходов.

     Включенные  в план источники доходов должны быть постоянными, вытекать из нормативной  деятельности предприятия, иметь обоснование. Вероятность поступления таких доходов, как арендная плата, штрафы, пени, неустойки, должна подтверждаться заключенными к моменту составления финансового плана договорами, решениями хозяйственного суда, принятыми и документально оформленными обязательствами и т.д.. Для определения размера средств, которые могут быть помещены на депозиты или в ценные бумаги без риска снижения ликвидности организаций, необходимо рассчитать ту часть выручки от реализации продукции, которая не понадобится предприятию на протяжении планируемого срочного вложения средств при сохранении в планируемом году тенденции прошлого года. Это делается путем сопоставления средних остатков средств на расчетном счете за прошлый год с фактической выручкой за этот период.

Информация о работе Понятие прибыли, ее состав и значение в деятельности организации