Понятие прибыли, ее состав и значение в деятельности организации

Автор: a*****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость.Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 286.83 Кб (Скачать)

     Рассмотренные выше методы определения прибыли  создают возможность при их применении планировать на перспективу размеры  прироста прибыли, определять направления  ее максимизации и заблаговременно  принимать меры по оптимизации структуры  затрат в целях укрепления финансового  положения предприятия и его  дальнейшего эффективного развития.

     Рентабельность  сложная и неоднозначная категория. Известный американский ученый экономист  Самуэльсон рентабельность определял как безусловный доход от факторов производства, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, как монопольный доход.

     Бывают  ситуации, когда предприниматель стоит перед выбором: увеличение рентабельности или возникновение убытков пассива. Такие ситуации могут быть обусловлены характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна для предприятий, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты).

     Деятельность любого предприятия в условиях рыночной экономики имеет целью получение прибыли и достижении уровня рентабельности, способного обеспечить ее дальнейшее развитие. Рентабельность рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие деловой активности предприятия, как результат его деятельности, эффективного осуществления своих функций по обеспечению потребителей необходимыми товарами в соответствии с имеющимся спросом на них.

     Таким образом, рентабельность предприятий (организаций) характеризуется целой  системой показателей. Независимо от того, сколько и какие именно показатели выражают рентабельность, все они  отражают отношение эффективности  осуществления затрат и использования  ресурсов. Рентабельная работа предприятий  приобретает особую значимость в  условиях рыночной экономики.

     На  рентабельность оказывают влияние  факторы, определяющие направления  развития хозяйственного механизма  в целом. К ним можно отнести  рост тарифов на автоперевозки и  процентных ставок за кредит, цен на товары народного потребления, платежи  в бюджет. Ряд факторов непосредственно  зависит от работников предприятий. Это совершенствование структуры  управления и организационного построения; организация технологического процесса, рекламы; максимальное ускорение оборачиваемости  оборотных средств; повышение доли собственных средств в оплате товаров; снижение себестоимости.

     Большое влияние на рентабельность оказывают внереализационные расходы, которые являются прямымвычетом из доходов предприятий. Организация четкой работы с поставщиками, применение в необходимых случаях штрафных санкций и других мер финансового воздействия, жесткий контроль за сохранностью собственности – таковы важнейшие резервы повышения рентабельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Факторы роста  прибыли и повышения  рентабельности 
 

     Так как прибыль – важнейший показатель,  характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении  прибыли заинтересованы все участники производства.  Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не  позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов,  влияющих  на  величину  прибыли и темпы ее прироста,  себестоимости,   выручки   представляет   значительный   интерес. Полезную  информацию  можно почерпнуть  из  анализа динамики  доли  чистой прибыли в валовой. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании.

     Чтобы   управлять   прибылью   необходимо   раскрыть   механизм   ее формирования, определить  влияние и долю  каждого фактора ее  роста или снижения.

     На  величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так  и  не  зависящие  от  усилий  предприятия.   Практически   вне   сферы  воздействия  предприятия  находятся  конъюнктура  рынка,  уровень  цен   на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы,  нормы амортизационных отчислений. В  известной  степени  зависят  от  предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую  продукцию и заработная плата.

     К факторам, зависящим от  предприятия,  относятся  уровень  хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров,  конкурентоспособность  продукции, организация производства  и  труда,  его  производительность,  состояние  и эффективность производственного  и финансового планирования.

     По  каждому  из  этих  элементов  выделяются  группы  экстенсивных  и интенсивных факторов. К   экстенсивным   относятся   факторы,   которые   отражают   объемпроизводственных  ресурсов  (например,  изменение  численности   работников,стоимости  основных  фондов),  их  использования   по   времени   (изменениепродолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и  др.),а также непроизводительное использование  ресурсов  (затраты  материалов  набрак, потери из-за отходов).

     К   интенсивным   относятся   факторы,   отражающие    эффективностьиспользования  ресурсов  или способствующих  этому   (например,   повышениеквалификации   работников,   производительности   оборудования,    внедрениепрогрессивных технологий).

     Перечисленные факторы влияют на  прибыль  не  прямо,  а  через  объемреализуемой продукции  и  себестоимость,  поэтому  для  выявления  конечногофинансового результата необходимо сопоставить  стоимость  объема  реализуемойпродукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

     Прибыль от реализации  продукции,  работ,  услуг  занимает  наибольшийудельный  вес  в  структуре  валовой  прибыли  предприятия.    Ее   величинаформируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых  являются себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

     Важнейшим из них является себестоимость.  Под себестоимостью продукциипонимают  все затраты предприятия на производство и реализацию  продукции,  аименно – стоимость природных ресурсов,  сырья,  основных  и вспомогательныхматериалов, топлива, энергии,  основных  производственных  фондов,  трудовыхресурсов и прочих расходов по эксплуатации.

     Количественно в структуре  цены  себестоимость  занимает  значительныйудельный вес, поэтому она заметно сказывается  на росте  прибыли  при  прочихравных условиях.

     К показателям снижения себестоимости  относятся следующие показатели:

     –показатели, связанные с повышением  технического  уровня  производства(внедрение  новой  прогрессивной  технологии,   модернизация   оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);

     –показатели, связанные с  улучшением  организации  труда  и  управления(совершенствование организации,  обслуживания  и  управления  производством,сокращение затрат на  управление,  сокращение  потерь  от  брака,  улучшение организации труда).

     Основными  задачами  анализа  себестоимости   промышленной   продукции являются:

     –установление динамики важнейших показателей себестоимости;

     – определение затрат на рубль товарной продукции;

     – выявление резервов снижения себестоимости.

     Анализ  затрат на производство  по  элементам  и  статьям  калькуляции,проводится с целью выявления отклонений,  определения  состава  элементов  истатей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей  сумме  затрат  напроизводство, изучение динамики за  ряд  прошлых  лет,  выявление  факторов,которые вызвали изменения  в  элементах  и  статьях  затрат  и  повлияли  насебестоимость продукции.

     Важным  фактором, влияющим на величину прибыли  от реализации  продукцииявляется  изменение объема  производства  и  реализации  продукции.   Падениеобъема производства при  нынешних  экономических  условиях,  не  считая  рядапротиводействующих факторов, как,  например,  роста  цен,  неизбежно  влечетсокращение объема прибыли.  Отсюда вытекает вывод  от необходимости  принятиянеотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на  основетехнического обновления и повышения эффективности  производства.

     Зависимость величины прибыли от объема реализации  при  прочих  равныхусловиях прямо  пропорциональная.  Вследствие этого  немаловажное  значение  врыночных  условиях приобретает показатель изменения  остатков  нереализованнойпродукции: чем он выше – тем меньше прибыли получит предприятие.  Величинанереализованной продукции зависит от  ряда  причин,  обусловленных текущейрыночной конъюнктурой,  производственной   и   коммерческой   деятельностьюпредприятия, условиями реализации  продукции.  Во-первых,  емкость данногорынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие,  существует  рисктоварного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести  продукциибольше,  чем реализовать,  из-за  неэффективной сбытовой  политики.  Кромеэтого, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти  удельныйвес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков  встоимостном выражении   из  расчета упущенной будущей прибыли.   В целяхувеличения прибыли предприятие должно  принять соответствующие меры  посокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном,  так и вденежном выражении.

     Размер  выручки от  реализации  продукции  и,  соответственно,  прибылизависит не только от количества и  качества  произведенной  и  реализованнойпродукции, но и уровня применяемых цен.

     Свободные цены в  условиях  их  либерализации  устанавливаются  самимипредприятиями  в  зависимости  от  конкурентоспособности  данной  продукции,спроса, и предложения  аналогичной  продукции  другими  производителями  (заисключениями предприятий-монополистов,  уровень  цен  на  продукцию  которыхрегулируется государством).  Поэтому уровень свободных цен  на  продукцию  вопределенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

     Схематично  факторы, влияющие на размер прибыли можно представить следующим образом: 

       

     Рисунок 1– Основные факторы, влияющие на прибыль от реализации продукции

     Для принятия многих  управленческих  решений  важно  знать  не  толькофакторы, влияющие на величину  и  структуру  себестоимости,  но  и  причины,определяющие изменение рентабельности.

     Подобный  анализ строится в соответствие с  используемой  на  конкретномпредприятии  системой  показателей  рентабельности.

     Рентабельность продукции напрямую  зависит  от  объемареализации,  то  есть  выручки  и   себестоимости   продукции.   Для   ростарентабельности необходимо  выполнение  одного  из  следующих  условий:  роствыручки   при   неизменно,   либо   снижающейся   себестоимости;    снижениесебестоимости  при  постоянном  объеме  выручки;  либо  больший  темп  роставыручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости.

     Рентабельность собственного  капитала зависит  отизменений  уровня  рентабельности   продукции,   скорости   оборотасовокупного  капитала,  и соотношения собственного   и   заемногокапитала.  Из этой зависимости следует,  что при прочих  равных  условияхотдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средствв  составе совокупного капитала.   Изучение  подобной  зависимости   имеетбольшую доказательную силу для оценки  финансового состояния предприятия,оценки степени результатов своей деятельности.

     Однако  необходимо сделать следующую оговорку.  При анализе  факторов,определяющих уровень рентабельности по элементам  формул  иногда  искажаетсяэкономический смысл явлений, так как сами по  себе  абсолютные  величины  непоказывают  эффективность  использования  авансированных  для   производствасредств.   К  примеру,   любое   увеличение   средней   стоимости   основныхпроизводственных  средств  вызовет  снижение   уровня   рентабельности. Вдействительности  же  технический  прогресс  сопровождается,  как   правило,увеличением фондовооруженности  работников  и величины  ОПФ,  что являетсяглавным двигателем повышения эффективности производства,  в том числе и рентабельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4 Методы прогнозирования  и планирования  прибыли от реализации  товарной продукции  на планируемый  год 
 

Информация о работе Понятие прибыли, ее состав и значение в деятельности организации