Понятие прибыли, ее состав и значение в деятельности организации

Автор: a*****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость.Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 286.83 Кб (Скачать)

     1 Понятие прибыли,  ее состав и  значение в деятельности  организации 
 

     Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок  понятия прибыль. Например, К.Маркс  в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость.Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

     Современная экономическая мысль рассматривает  прибыль как доход от использования  факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Отрицая прибыль как результат эксплуатации, присвоения неоплаченного наемного труда, можно выделить следующие определения прибыли. Во-первых, прибыль – это плата за услуги предпринимательской деятельности. Во-вторых, прибыль – это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой. В-третьих, прибыль – это плата за риск, за неопределенность результатов предпринимательской деятельности. Риск может быть связан с выбором того или иного управленческого, научно-технического или социального решения, с тем или иным вариантом природно-климатических условий. Риск может быть связан и с непредсказуемыми обстоятельствами – стихийные бедствия, межнациональные и межгосударственные конфликты и т.п. Результаты риска могут быть кардинально различны – большая прибыль и, наоборот, ее уменьшение или даже разорение фирмы. В-четвертых, это так называемая монопольная прибыль. Она возникает при монопольном положении производителя на рынке или при естественной монополии. Монопольная прибыль по большей части неустойчива.

     В качестве прибыли в рыночной экономике  понимают вознаграждение за использование  специфического фактора производства – предпринимательства. Предпринимательство является специфическим фактором, так как в отличие от капитала и земли – неосязаемо и не выступает в материально-вещественной форме. Поэтому с данных позиций довольно трудно определить количественно полученную предприятием прибыль.

     В микроэкономике понятие прибыль определяется как величина, определяемая как разница между общей выручкой и общими издержками, разница между доходами и расходами.

     Являясь важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой  коммерческой организации, прибыль  отражает чистый доход, созданный в  сфере материального производства, и выполняет ряд функций.

     Во-первых, прибыль характеризует экономический  эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли  на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

     Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей  функцией. Это связано с тем, что  прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Поэтому предприятие заинтересованно  в получении максимальной прибыли, так как это является основой  для расширения производственной деятельности, научно-технического и социального  развития предприятия.

     В-третьих, прибыль является одним из важнейших  источников формирования бюджетов разных уровней.

     Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая  масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой – от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

     Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. проводить маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.

     Уровень издержек производства зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

     Вместе  с тем прибыль на предприятии  зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую  прибыль».Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

     Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая  представляет собой балансовую прибыль  за минусом или плюсом финансового  результата от операций с основными  фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

     Во  всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому  на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, отчислений на капиталовложения.

     В результате на предприятии, как это  принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она  представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль. Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль нераспределенная, или убыток, непокрытый деньгами.

     В условиях рыночных отношений, как свидетельствует  мировая практика, имеется два  основных источника получения прибыли.

     Первый  – это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

     Второй  источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его  использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно  адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

     –от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

     –от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

     –от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);

     –от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

     Общая (совокупная) прибыль предприятия  включает:

     – прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

     – прибыль от операционной деятельности;

     – прибыль по внереализационным операциям.

     Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой разность между  выручкой от ее реализации, налоговыми и неналоговыми платежами, уплачиваемыми  из выручки, и затратами на производство и реализацию продукции и рассчитывается по формуле: 

     Пр = В– НДС – А – Ср,                          (1) 

     где Пр– прибыль от реализации продукции;

     В–выручка от реализации продукции;

           НДС – налог на добавленную стоимость;

           А – акцизы;

     Ср– себестоимость реализованной продукции. 

     Прибыль от внереализационных операций рассчитывается как разность между внереализационными доходами и внереализационными расходами.

     Для рассматриваемого предприятия внереализационные  доходы и расходы включают в себя штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения  суда (арбитражного суда) об их взыскании, прибыль (убыток) прошлых лет, возмещение убытков, причиненных неисполнением  или ненадлежащим исполнением обязательств, курсовые разницы по операциям в  иностранной валюте, списание дебиторских  и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности, безвозмездно полученные и переданные активы (включая денежные средства и суммы государственной помощи), сумма налога на добавленную стоимость, отнесенная на внереализационные расходы по товарам, отгруженным в Российскую Федерацию, выплаты компенсирующего, стимулирующего характера, выплаты, несущие характер социальных льгот, а также другие внереализационные операции.

     Прибыль от операционной деятельности представляет собой операционные доходы за вычетом операционных расходов.

     В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов организации; поступления, связанные с предоставлением  за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы  и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные  с участием в уставных капиталах  других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

     Операционные  расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

     Прибыль играет исключительно важную роль в функционировании предприятия в условиях рыночной экономики.

     Во-первых, прибыль   предприятия   является   главной   целью   предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

     Если  для собственников предприятия  получение высокого уровня прибыли  является вполне очевидным мотивом  предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос – является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров предприятия и остального его персонала.

     Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль  является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли  предприятия повышает "рыночную цену" этих менеджеров, что сказывается  на уровне их личной заработной платы. И наоборот – систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства.

     Для остального персонала уровень прибыли  предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом  их деятельности, особенно при наличии  на предприятии программы участия  наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

Информация о работе Понятие прибыли, ее состав и значение в деятельности организации