Понятие прибыли, ее состав и значение в деятельности организации

Автор: a*****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость.Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 286.83 Кб (Скачать)

     Рентабельность, рассчитанная как отношение прибыли  к сумме основных и оборотных  средств, наиболее полно отражает эффективность  использования финансовых ресурсов. Так как прибыль направляется на финансирование капитальных вложений и прирост собственных оборотных  средств, то такой показатель рентабельности позволяет соотнести общую величину доходности с расширенным воспроизводством.

     Рентабельность  продаж определяется как отношение  прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к выручке от реализации продукции (работ, услуг): 

     Р = П/В×100%,                                    (4) 

     где Р– рентабельность продаж;

     П– прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

     В–выручка от реализации продукции работ услуг. 

     Рентабельность  продаж ОАО «Могилевский мясокомбинат»  в, согласно данным Приложения А, равна: 

     25920/310765×100% = 8,34 

     Рентабельность  совокупных затрат определяется как  отношение прибыли отчетного  периода (ПОП) к стоимости основных фондов (ОФ), оборотных средств (ОС) и  расходов на оплату труда (ФЗП).  

     Рф= ПОП/(ОФ + ОС + ФЗП)×100%,                  (5) 

     Данный  коэффициент показывает размер прибыли на единицу стоимости совокупных ресурсов.

     Для предприятия ОАО «Могилевский мясокомбинат»  рентабельность совокупных затрат в  отчетном периоде равна: 

     23841/(90919 + 153170 + 17580)×100% = 9,11 

     В странах с развитой рыночной экономикой в качестве показателя рентабельности выступает норма прибыли на вложенный  капитал.

     В рыночной экономике инвесторов интересует вопрос окупаемости инвестиций. С  этой целью рассчитываются следующие  показатели рентабельности:

     – рентабельность всего (совокупного) капитала (Рк): 

     Рк= ПОП/ССИ×100%,                   (6) 

     где ССИ – среднегодовая стоимость имущества. 

     – рентабельность инвестиций (Ри): 

     Ри= (ЧП + ВП)/(СК + ДО)×100%,               (7) 

     где ЧП – чистая прибыль;

            ВП – выплаченные проценты по займам и кредитам;

            СК – собственный капитал;

     ДО  – долгосрочные обязательства. 

     Рентабельность  инвестиций рассматриваемого предприятия  равна: 

     (15346 + 63388)/(117847 + 0)×100% = 66,8 

     – рентабельность функционирующего капитала (реально участвующего в формировании прибыли) (Рф.к): 

     Рф.к= ПР/ССК×100%,          (8) 

     где ПР– прибыль от реализации;

           ССК – среднегодовая стоимость капитала (минус незавершенное строительство). 

     – рентабельность собственного капитала (Рс.к): 

     Рс.к= ЧП/СССК×100%,      (9) 

     где СССК –среднегодовая стоимость собственного капитала. 

     Рентабельность  собственного капитала ОАО «Могилевский мясокомбинат» равна: 

     15345/117847×100% = 13,02 

     В процессе исследования показателей  рентабельности решаются следующие  задачи:

     – оценка динамики показателей рентабельности, определение и анализ факторов, влияющих на изменение этих показателей;

     – выявление причин потерь и убытков, вызванных ошибками в работе (особенно в финансовой и бухгалтерской службах).

     Для оценки эффективности работы коммерческого  предприятия недостаточно использования  показателя рентабельности, поскольку  наличие рентабельности еще не означает, что предприятие работает хорошо. Абсолютная сумма рентабельности не позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия, сделки, идеи. Многие коммерческие предприятия, получившие одинаковую сумму рентабельности, имеют различные объемы продаж, разные затраты.

     Для анализа эффективности своей  деятельности многие крупные предприятия  используют многофакторную модель Дюпон. Формула Дюпон позволяет определить, за счет каких факторов происходило  изменение рентабельности. Идея такого анализа была предложена менеджерами  корпорации DUPont. Схема финансового анализа по методике корпорации Дюпон демонстрирует зависимость показателя «рентабельность активов» от ряда факторов, взаимосвязанных в единой системе. Выражение, описывающее эту взаимосвязь, и называют формулой Дюпон, которая имеет следующий вид 

     Рентабельность  активов = Рентабельность реализации * Ресурсоотдача (10) 

     Рентабельность реализации рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от реализации. Оборачиваемость используемых активов (ресурсоотдача) исчисляется как отношение выручки от реализации к стоимости активов. Рентабельность активов (экономическая рентабельность) определяется как отношение чистой прибыли к стоимости активов.

     Рентабельность  активов ОАО «Могилевский мясокомбинат», согласно данным отчета о прибылях и убытках и бухгалтерского баланса, равна: 

     15346/153170×100% = 10,2 

     Формула позволяет определить значение входящих в нее показателей обеспечения  рентабельности активов и выявить  причины достигнутого уровня прибыльности активов, выяснить, что именно повлияло на рентабельность активов:

     –снижение либо ускорение оборачиваемости используемых активов;

     –рост или снижение рентабельности реализации;

     –оба фактора вместе.

     Поскольку рентабельность реализации зависит  от ценового фактора и уровня затрат, можно проанализировать, за счет чего, в свою очередь, происходили ее рост или снижение. Таким образом, можно  определить, что было наиболее значимым для предприятия в отчетном периоде  и в течение ряда лет: рост цен  или более эффективное использование  имеющихся активов.

     Результаты  анализа могут использоваться при  прогнозировании соответствующего уровня прибыльности активов в целом. Регулировать рентабельность активов  можно, используя как рентабельность реализации, так и оборачиваемость  активов. Так, при низкой скорости оборота  активов увеличить их рентабельность можно за счет роста цен либо снижения себестоимости продукции. При низкой рентабельности реализации следует  увеличивать скорость оборота капитала предприятия. В нынешних условиях финансового  кризиса, т.е. дефицита денежных средств, увеличение скорости оборота активов  приобретает важнейшее значение для успешной деятельности предприятия.

     Также существуют методы финансового анализа, применяемые с целью оперативного и стратегического планирования. Например, операционный анализ, называемый также анализом «издержки – стоимость – объем – прибыль», или «директ-костинг», который позволяет отслеживать и увязывать в единую систему финансовые результаты бизнеса, издержки и объемы производства.

     Ключевыми элементами операционного анализа служат:

     –производственный (операционный) рычаг;

     – порог рентабельности;

     –запас финансовой прочности предприятия.

     Использование этих ключевых элементов в системе  операционного анализа базируется, в частности, на сопоставлении выручки  от реализации продукции с общей  суммой затрат, подразделяемых на постоянные (условно-постоянные), смешанные и  переменные. Переменные расходы находятся  в прямо пропорциональной зависимости  от объема продаж. Смешанные затраты  в среднем составляют небольшой  удельный вес в структуре себестоимости, что позволяет сосредоточить  внимание на постоянных и переменных расходах и выявить их влияние  на величину прибыли. Дело в том, что  прирост прибыли зависит от относительного изменения переменных или постоянных затрат. На использовании данного  тезиса базируются обоснования ряда методик, позволяющих определить величину прибыли в плановом периоде.

     Часто используются методы, основанные на «эффекте производственного рычага», под  которым в предпринимательской  терминологии экономически развитых стран  понимают такое явление, когда с  изменением выручки от реализации продукции  происходит более интенсивное изменение  прибыли в ту или иную сторону. То есть, чем выше удельный вес постоянных затрат и соответственно ниже удельный вес переменных затрат при неизменной сумме выручки от реализации, тем  сильнее «эффект производственного  рычага», – и наоборот. Когда же выручка от реализации снижается, сила воздействия «рычага» возрастает как  при повышении, так и при понижении  удельного веса постоянных затрат в  общей их сумме, т.е. каждый процент  снижения выручки дает все больший  и больший процент снижения прибыли, причем сила «рычага» возрастает быстрее, чем увеличиваются постоянные затраты.

     При возрастании выручки от реализации, если порог рентабельности пройден, сила воздействия рычага убывает: каждый процент прироста прибыли дает все  меньший и меньший процент  рентабельности. Сила воздействия «производственного рычага» в значительной степени  зависит от уровня фондоемкости, т.е. чем больше основной капитал, тем больше постоянные затраты. Но при скачке постоянных затрат, диктуемом интересами дальнейшего наращивания выручки предприятия, приходится проходить новый порог рентабельности.

     Порог рентабельности – это такая выручка  от реализации, при которой предприятие  уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи  в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю: 

     Прибыль = Валовая маржа – Постоянные затраты = 0               (11) 

     В большинстве случаев постоянные затраты относятся к переменным на предприятиях промышленности как 30:70. Для ОАО «Могилевский мясокомбинат»  показатель постоянных затрат равен 81861 миллионов рублей: 

     272870×0,3 = 81861 

       Таким образом, выручка от реализации, при которой предприятие не  будет иметь убытков, но и  не будет иметь прибылей, т.е.  порог рентабельности для данного  предприятия будет равен 81861 миллионов  рублей.

     Разница между достигнутой фактической  выручкой от реализации и порогом  рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка  от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение  предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидности средств.

     По  системе «директ-костинг» учет и  отчетность на предприятиях организованы таким образом, что появляется возможность  регулярного контроля данных по схеме  «затраты – объем – прибыль». Маржинальный доход предприятия (валовая  маржа) это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу  продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и  переменными затратами на нее.

     Показатель  силы воздействия производственного  рычага определяет, во сколько раз  возрастает прибыль при 1%-ом росте  выручки от реализации продукции. Таким  образом, зная данные о росте выручки  от реализации продукции и силу воздействия  производственного рычага, можно  прямым способом определить рост прибыли  при увеличении объема выпуска продукции. Сила воздействия операционного  «рычага», как уже отмечалось, зависит  от относительной величины постоянных издержек. Так, для предприятий, отягощенных  производственными фондами, высокая  сила операционного «рычага» представляет значительную опасность: в условиях нынешней экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса и инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается резким снижением  прибыли и вхождением предприятия  в зону убытков.

Информация о работе Понятие прибыли, ее состав и значение в деятельности организации