Понятие прибыли, ее состав и значение в деятельности организации

Автор: a*****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Прибыль является важнейшей категорией рыночной экономики. Существует несколько трактовок понятия прибыль. Например, К.Маркс в «Капитале» определил прибыль как модифицированную, затемняющую свою сущность прибавочную стоимость.Источником прибавочной стоимости автор «Капитала» полагал эксплуатацию, неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих. По Марксу, это внешняя форма проявления сущности буржуазного экономического строя, буржуазных производственных отношений. Таким образом – эксплуатация – это главное, что лежит в самой основе марксистской трактовке прибыли.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 286.83 Кб (Скачать)

     Во-вторых, прибыль предприятия создает базу экономическою развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет   "наполнять"   доходную   часть   государственных   бюджета   всех   уровней (общегосударственного   и   местных).   Это   дает  государству   возможность   успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития   экономики.   Кроме   того,   реализация  известного   принципа–   "богатство государства характеризуется уровнем  богатства его граждан" –также  связана  с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.

     В-третьих, прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной деятельности.  Индивидуальный  уровень  прибыли  предприятия в сравнении сотраслевым характеризует степень умения  (подготовленности,  опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором "перелива капитала" в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.

     Прибыль также является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования прибыли в процессе хозяйственной деятельности, тем меньше потребность предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При прочих равных условиях –тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

     Прибыль является главным источником возрастания  рыночной стоимости предприятия. Способность  самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации  части полученной предприятием прибыли, то есть ее направления на прирост   его   активов.   Чем   выше   сумма   и   уровень   капитализации   полученной предприятием прибыли, тем  в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов, сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

     Прибыль  предприятия  является важнейшим  источником  удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется, прежде всего, в  том,  что  средства,  перечисляемые  в  бюджеты  разных уровней  в  процессе  ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных  общегосударственных и местных  социальных программ, обеспечивающих "выживание" отдельных социально  не защищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта  роль проявляется   в   удовлетворении   за   счет   полученной   прибыли   части   социальных потребностей персонала:  социальные программы являются неотъемлемой составной  частью коллективных или индивидуальных трудовых соглашений. Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется  в том, что она служит источником внешней благотворительной   деятельности   предприятия,   направленной   на   финансирование отдельных   неприбыльных   организаций,   учреждений   социальной   сферы,   оказания материальной помощи отдельным  категориям граждан.

     Прибыль   является   основным   защитным   механизмом,   предохраняющим предприятие  от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании  неоправданно высокой   доли   заемного   капитала,   особенно   краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоко ликвидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующем снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные финансовые фонды.

     Характеризуя  роль прибыли в рыночной экономике, следует отметить, что, по мнению многих экономистов, эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли  служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан, не принося пользу обществу в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных  коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным  положением на рынке, от "теневой" деятельности предприятий и тому подобному. Рассмотрим, полностью ли лишены "позитива" эти виды прибыли  с позиций экономического развития общества в целом.

     Прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций (так называемых "арбитражных  сделок", основанных на разнице в  ценах покупки и продажи), является результатом лучшей информированности  предпринимателей о ценах на различных  региональных рынках, быстроты реакции  на выгодные коммерческие условия, более  высокого уровня предпринимательского риска. В конечном счете, спекулятивная  прибыль является формой возмещения повышенного предпринимательского риска и служит действенным механизмом выравнивания уровня цен на отдельных  региональных рынках. В рамках организованного биржевого рынка – товарного, фондового, валютного –спекулятивные сделки служат основным механизмом страхования ценового риска для предпринимателей, избегающих этого риска.

     Прибыль, полученная предприятием в связи  с его монопольным положением на рынке за счет установления неоправданно высоких цен на продукцию (так  называемая "сверхприбыль" от монопольной  деятельности), создает активные стимулы  для перелива капитала на такие рынки  и роста объема предложения, что  в конечном итоге приводит к естественному  формированию конкурентной среды на таких рынках и снижению уровня цен  на них.

     Прибыль, полученная предприятием от "теневой" деятельности (выпуска и реализации части неучтенной продукции), в определенной степени является защитной реакцией предпринимателей на установленные  государством жесткие "правила игры" в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения  отдельных видов предпринимательской  деятельности. В этих условиях предприятия  не могут не только обеспечить условия  самофинансирования своего развития, но в отдельных случаях и простого выживания в переходной экономике. Рост объема такой деятельности (а  соответственно и объема "теневой" прибыли) является для государства  своеобразным индикатором эффективности  принимаемых решений в области  налогового регулирования коммерческой деятельности с позиций соблюдения паритета интересов как государства, так и предпринимателей. Кроме того, и эта прибыль, оставаясь неучтенной, является, тем не менее, источником реального прироста чистого национального дохода.

     Таким образом, прибыль является важнейшей  категорией рыночной экономики. Прибыль  является мощным генератором экономики. Именно стремление к увеличению прибыли  лежит в основе большинства нововведений, а значит и материального прогресса. Являясь главной движущей силой  рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников  и персонала предприятий. Будучи источником накоплений и развития производства, материального поощрения работников, прибыль также является основой  развития предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Показатели рентабельности  работы предприятия, порядок исчисления 
 

     Если  предприятие получает прибыль, оно  считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических  расчетах, характеризуют относительную  прибыльность. Результативность и экономическая  целесообразность функционирования предприятия  могут оцениваться с помощью  абсолютных и относительных показателей. Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателей  прибыли за ряд лет. При этом следует  отметить, что для получения более  объективных результатов следует  рассчитывать показатели с учетом инфляционных процессов. Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к. представляют собой различные  соотношения прибыли и вложенного капитала, или прибыли и производственных затрат. По абсолютной сумме прибыли  не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работы, но и  масштабы деятельности. Поэтому для  характеристики эффективности работе предприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительный  показатель – уровень рентабельности. Эти характеристики наиболее целесообразно  рассматривать относительно других временных периодов. Абсолютные цифры  сами по себе несут немного информации. Лишь зная динамику их изменения, можно  более достоверно судить о работе предприятия. В условиях рыночных отношений  велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень  прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов  и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную  доходность предприятия, измеряемую в  процентах к затратам средств  или капитала с различных позиций.

     Рентабельность  — это относительный показатель эффективности производства, характеризующий  уровень отдачи затрат и степень  использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит  отношение прибыли (чаще всего в  расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным  средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.

     В зависимости от базы сравнения различают  два способа расчета рентабельности – рентабельность текущих затрат, или рентабельность продукции, и рентабельность авансированных затрат, или рентабельность предприятия.

     Уровень рентабельности продукции рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к полной себестоимости этой продукции (работ услуг): 

     Р = П/С×100%,                         (2) 

     где Р– рентабельность продукции (работ, услуг);

     П– прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

     С–полная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). 

     Уровень рентабельности продукции (работ, услуг) показывает относительную величину прироста средств, которые получены в результате эффективности текущих  затрат.

     Для ОАО «Могилевский мясокомбинат»  уровень рентабельности продукции (работ, услуг) в 2010 году, согласно данным Приложения А, составляла: 

     25920/272870×100% = 9,5 

     В аналогичном периоде прошлого года: 

     12665/222369×100% = 5,7 

     Показатель  увеличился, что может являться следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг).

     Уровень рентабельности предприятия, который  в практической деятельности принято  называть общей рентабельностью, определяется по формуле: 

     Р = ПОП/ПФ×100%,                        (3) 

     где Р– общая рентабельность;

           ПОП – прибыль отчетного периода;

           ПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов и оборотных средств. 

     При расчете среднегодовой стоимости  производственных фондов пользуются обычно формулой средней хронологической  из данных об их остатках на начало каждого  месяца.

     Уровень общей рентабельности является обобщающим показателем по отношению к рентабельности продукции (работ, услуг), так как  он характеризует эффективность  всей деятельности предприятия, включая  виды деятельности, непосредственно  не связанные с производством  продукции (работ, услуг). Это доходы от сдачи имущества в аренду; доходы, выплачиваемые по акциям, облигациям и другим ценным бумагам.

Информация о работе Понятие прибыли, ее состав и значение в деятельности организации