Понятие и сущность се6естоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – себестоимость продукции и пути ее повышения.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть себестоимость продукции, ее состав, виды и пути повышения.

В соответствии с предметом исследования и целью, поставлены следующие задачи:

1.раскрыть понятие сущности себестоимости и пути ее повышения.
2.выявить состав и виды себестоимости;
3.рассмотреть методы учета и калькулирования себестоимости и анализ себестоимости продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………стр.3

1 Понятие и сущность себестоимости продукции, группировка затрат…............стр.5

1.1 Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг),

её экономическое значение ….………………………………………………стр.5

1.2 Виды себестоимости и классификация (группировка) затрат,

образующие себестоимость продукции ……………………………...……...стр.10

2 Методы учета и калькулирования себестоимости. Анализ

себестоимости продукции ………………………………………………………стр.15

2.1 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости..............................стр.15

2.2 Цель, задачи и методика анализа себестоимости продукции …..................стр.22

3 Пути снижения себестоимости продукции…....................................................стр.28

Заключение………………………………………………………………………….стр.32

Глоссарий……………………………………………………………………………стр.34

Список использованных источников……………………………………………стр.35

Приложение А «Классификация затрат по экономическим элементам

и калькуляционным статьям»…………… … …….............................................стр.37

Работа содержит 1 файл

1 Понятие и сущность себестоимости продукции.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

      В целом, все вышеизложенное позволяет отметить, что себестоимость – это один из важнейших показателей экономической эффективности, фиксирующий, во что обходится  предприятию производство того или иного вида продукции, позволяющей объективно судить о том, насколько это выгодно в конкретных экономических условиях хозяйствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ПУТИ  СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ  ПРОДУКЦИИ
 

      Решающим  условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.

      Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

      Снижение  себестоимости продукции обеспечивается прежде всего за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

      Успех борьбы за снижение себестоимости решает прежде всего рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

      В первом случае, когда изменяются нормы  выработки и расценки, предприятие  получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

      Во  втором случае, когда установленные  нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости  единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

      С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

      Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости  продукции имеет соблюдение строжайшего  режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

      Материальные  затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

      Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная  с их заготовки. Сырье и материалы  входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор  поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.

      Основным  условием снижения затрат сырья и  материалов на производство единицы  продукции является улучшение конструкций  изделий и совершенствование  технологии производства, использование  прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

      Сокращение  затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость  продукции. Размер этих затрат на единицу  продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.

      Резервы сокращения цеховых и общезаводских  расходов заключаются прежде всего  в упрощении и удешевлении  аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.

      Сокращению  цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

      Значительные  резервы снижения себестоимости  заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.

      Масштабы  выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции  во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В ходе выполнения курсовой работы была рассмотрена сущность себестоимости, ее состав и виды, определены задачи ее анализа и пути снижения .

      Важнейшим показателем, характеризующим работу предприятий является себестоимость  продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

      Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг позволяет выяснить тенденции  изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост  и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

      Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.

      Создание  целостной, эффективной и гибкой системы управления включает такие положения: повышение качественного уровня руководства экономики; усовершенствование системы планирование и ценообразования; финансово кредитного механизма; создание новых организационных структур.

      Решение поставленных задач в значительной мере зависит от более широкого знания методов экономического анализа и их применение на практике. Роль экономического анализа не исчерпывается осуществлением таких наиболее общих функций управления, как планирование, организация координация, стимулирование и контроль. Анализ является средством оценки состояния и развития управляемого объекта, осуществление обратной связи между функциями управления и управляемыми объектами, комплексного изучения экономических процессов, выявления и мобилизация резервов в сфере производства и управления, разработки и принятия управленческих решений по повышению эффективности производства.

      Составной частью анализа хозяйственной деятельности предприятия является анализ себестоимости, который заключается в определении величины и причин затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: сверхнормативных затрат сырья и материалов, топлива, энергии; доплат работникам за отклонения от нормальных условий труда и сверхурочные работы; затрат от простоя машин и агрегатов, аварий, брака; изменение затрат, вызванные нерациональными хозяйственными связями, касающимися поставки сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий; нарушением технологической и трудовой дисциплины.

      На  основе анализа себестоимости выявляются внутрипроизводственные резервы и разрабатываются организационно-технические мероприятия повышения экономической эффективности производства.

      Таким образом мы выяснили, что управление себестоимостью продукции предприятийпланомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявлению резервов ее снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции являются прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом. 
 
 
 
 
 
 
 

    Глоссарий 
     

№п/п Новые понятия Содержание
 
1
 
Выручка от продаж
- денежная сумма,  получаемая при продаже и равная  произведению числа проданных  товаров на цену, по которой  их купили. 
 
2
 
Денежная  масса
- сумма денег,  которой граждане, фирмы и государственные  организации владеют и которую  используют для расчетов и в качестве сбережений.
 
 
3
 
 
Деньги
- особый товар,  который: 1) принимается всеми в  обмен на любые другие товары  и услуги, 2) позволяет единообразно  соизмерить все товары для  нужд обмена и учета, а также  3) дает возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме сбережений.
 
4
 
Затраты
- общая сумма  внешних (явных) затрат фирмы  на производство товаров или  услуг в течении определенного  периода времени.
5 Информация - все те сведения, которые необходимы людям для  осознанной деятельности в мире экономики.
 
 
6
 
 
Контроль
- завершающий  процесс планирования и анализа,  направляющий деятельность предприятия  на выполнение ранее установленных  заданий, позволяющий вскрывать  и устранять возникающие отклонения.
 
7
 
     Планирование
- непрерывный  циклический процесс, направленный  на приведение в соответствие  возможностей предприятия с условиями  рынка. Оно связано с решением  проблем будущего, использует методы  выбора альтернативных решений,  направления которых имеют как  общий, так и частный характер.
 
 
8
 
 
  Стимулирование
- это средство  мотивации участников производственного  процесса, побуждающего уяснить  цели и задачи предприятия  и принимать решения, соответствующие  этим целям. В этом качестве  выступают сметы и исполнительные  отчеты об их выполнении.
 
9
 
Фирма
- коммерческая  организация, приобретающая факторы  производства с целью создания  и продажи благ и получения  на этой основе прибыли.
10 Экономическая прибыль - разница между  выручкой от реализации и экономическими  затратами фирмы.
 
11
 
Экономические затраты
- общие затраты  фирмы на производство товаров  или услуг в течении некоторого  периода времени, определенные  с учетом внутренних (неявных)  затрат
 
12
 
Чистая  прибыль
- часть прибыли,  остающаяся в распоряжении хозяйственной  организации после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Информация о работе Понятие и сущность се6естоимости продукции