Понятие и сущность се6естоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 09:47, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – себестоимость продукции и пути ее повышения.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть себестоимость продукции, ее состав, виды и пути повышения.

В соответствии с предметом исследования и целью, поставлены следующие задачи:

1.раскрыть понятие сущности себестоимости и пути ее повышения.
2.выявить состав и виды себестоимости;
3.рассмотреть методы учета и калькулирования себестоимости и анализ себестоимости продукции.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………стр.3

1 Понятие и сущность себестоимости продукции, группировка затрат…............стр.5

1.1 Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг),

её экономическое значение ….………………………………………………стр.5

1.2 Виды себестоимости и классификация (группировка) затрат,

образующие себестоимость продукции ……………………………...……...стр.10

2 Методы учета и калькулирования себестоимости. Анализ

себестоимости продукции ………………………………………………………стр.15

2.1 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости..............................стр.15

2.2 Цель, задачи и методика анализа себестоимости продукции …..................стр.22

3 Пути снижения себестоимости продукции…....................................................стр.28

Заключение………………………………………………………………………….стр.32

Глоссарий……………………………………………………………………………стр.34

Список использованных источников……………………………………………стр.35

Приложение А «Классификация затрат по экономическим элементам

и калькуляционным статьям»…………… … …….............................................стр.37

Работа содержит 1 файл

1 Понятие и сущность себестоимости продукции.doc

— 213.50 Кб (Скачать)

      Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним  из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность  использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления. [8, С.79].

      Фирмы, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а  фирмы, осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность, - издержки обращения. [18, С.281].

      Конкретный  состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и  обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это  связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей). 4

      В соответствии с п.1 Положения о  составе затрат по производству и  реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.95  № 661  (Положение о составе затрат), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных

      ______________________________________________________________________

      4 Шнайдерман Т.А. Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость - М.; ИНФРА-М, 2005. – С. 41 – 42.

фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

      Но, помимо затрат, прямо или косвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет и непосредственные затраты, которые не связаны с выпуском продукции (работ, услуг) и в себестоимость, как правило, не включаются.

         Одной из важнейших задач управленческого  учета является калькулирование  себестоимости продукции. Себестоимость  продукции – это выраженные  в денежной форме затраты на  ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. 5

         Таким образом, мы выяснили, что себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится предприятию, так и всему обществу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ____________________________________________________________________

        5 Кондратова Н.Г. Основы управленческого учета. - М.: «Финансы и статистика», 2004. – С. 67.

      1.2 Виды себестоимости и классификация (группировка) затрат, образующие себестоимость продукции 

      Предприятие в процессе своей деятельности совершает  материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др. 6

      По  объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:

      1) цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

      2) производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

      3) полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты). [21, С.96 - 97].

      Её  реальное определение на предприятии  необходимо для:

      1) маркетинговых исследований и принятия на их основе решений о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;

      2) определение степени влияния отдельных статей затрат на себестоимость продукции (работ, услуг);

      3)     ценообразования; 

      ____________________________________________________________________.

          6 Николаева С.А. Учетная политика предприятия. - М.; ИНФРА-М, 2005. – С. – 74.

      4) правильного определения финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли.

      Так, у предприятий, определяющих выручку  по реализации продукции по оплаченным счетам, полная себестоимость представляла собой производственную себестоимость плюс некоторые коммерческие расходы, включаемые в себестоимость конкретных видов продукции (работ, услуг) прямым путем: транспортные расходы и расходы на упаковку. В то же время на себестоимость реализованной продукции относились все остальные коммерческие расходы, которые подлежали отнесению на себестоимость продукции только в момент ее реализации, т.е. оплаты. Однако после того, как было установлено, что для всех целей бухгалтерской отчетности возникает в момент ее отгрузки (выполнения работ, оказания услуг), специальное выделение этих видов себестоимости потеряло смысл, поскольку понятия отгруженной и реализованной продукции стали совпадать. 7

      Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости. [18, С.326].

      Для планирования, учета и анализа производственные затраты предприятия объединяются в однородные группы по многим признакам.

      1. По видам расходов. Группировка  по видам расходов является  в экономике общепринятой и  включает в себя две классификации:  по экономическим элементам затрат и по калькуляционным статьям расходов.

      Первая  из них (по экономическим элементам) применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

      ____________________________________________________________________.

          7 Николаева С.А. Учетная политика предприятия. - М.; ИНФРА-М, 2005. – С. – 76.

      1) материальные затраты;

      2) затраты на оплату труда;

      3) отчисления на социальные нужды;

      4) амортизация основных фондов;

      5) прочие затраты.

      Вторая группа затрат (по калькуляционным статьям) используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне. 8

      Классификация затрат по экономическим элементам и калькуляционным статьям представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А.

      По  статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и  относятся на каждый вид изделия  прямым или косвенным методом. Эта классификация специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому состав расходов в каждой отрасли различен. Как правило, по статьям расходов выделяются: сырье и материалы;  топливо и энергия; основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;  отчисления на социальное страхование; расходы на подготовку и освоение производства;  расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; цеховые расходы; общезаводские расходы; прочие производственные расходы; внепроизводственные (коммерческие) расходы и т.д.

      По  характеру участия в создании продукции (работ, услуг) Выделяют основные расходы, непосредственно связанные с процессом изготовления продукции, в частности, затраты сырья, основных материалов и комплектующих, топлива и энергии, заработную плату производственных рабочих и т.д., а также накладные расходы, т.е. расходы по управлению и обслуживанию производством – цеховые, общезаводские, внепроизводственные (коммерческие), потери от брака.

      По  изменяемости в зависимости от объемов  производства. Затраты, которые изменяются (увеличиваются или сокращаются) пропорционально изменению объема продукции, называют условно-переменными. Затраты, которые остаются неизменными, и величина их не связана с ростом сокращения выработки продукции, называют условно-постоянными. Данная классификация затрат необходима при планировании производства, а также при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

      По  способу отнесения на производство. Очень часто при калькулировании себестоимости продукции невозможно точно определить, в какой степени те или иные затраты могут быть отнесены на тот или другой вид продукции. В связи с этим все затраты предприятия подразделяются на прямые, которые могут быть непосредственно отнесены на данный вид продукции (работ, услуг), и косвенные, которые связаны с производством многих изделий, как правило, это все остальные затраты предприятия.

      Конкретный  состав затрат, которые могут быть отнесены к издержкам производства и обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это связано  с особенностями налоговой системы   и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возникновения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и

возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты

налогов и других обязательных платежей).

      В зависимости от объема затрат  определяют себестоимость единицы конкретного вида  продукции и себестоимость всей продукции. [18, С.334-336].

      Прямые  затраты связаны с производством  продукции (затраты на материалы, заработная плата производственного персонала, расходы на амортизацию оборудования). Эти затраты могут быть непосредственно отнесены на конкретный вид изделий и распределены между ними на основании технико - экономических расчетов (например, по нормативам).

      Косвенные затраты – это затраты, которые напрямую не могут быть распределены по объектам отнесения затрат (административные и управленческие расходы, расходы на отопление, освещение, страхование имущества). В практике учета такие затраты  называются общехозяйственными расходами.

Информация о работе Понятие и сущность се6естоимости продукции