Понятие и характерные черты неформальной занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности , структуры неформальной занятости, выявлении факторов, причин ее формирования в условиях развития рынка труда в России.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач, определяющих структуру исследования:
1) раскрыть сущность неформальной занятости и уточнить понятие «неформальная занятость» в условиях социально-экономических преобразований в экономике страны;
2)выявить совокупность факторов, причин расширения масштабов неформальной занятости в России.
3)определить условия развития неформальной занятости и выявить
взаимосвязь между ее формированием и изменением основных компонентов рынка труда.

Содержание

Введени_______________________________________________________3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ __________________________________________________ 6
1.1. Сущность неформальной занятости____________________________ 6
1.2. Причины неформальной занятости____________________________
1.3.Социально-экономические последствия неформальной занятости в теневой экономике_____________________________________________
1.4.Масштабы неформальной занятости___________________________
1.5.Плюсы и минусы неформальной занятости_____________________
Глава 2. МАСШТАБЫ И СФЕРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ___________________________________________ 15
2.1. Развитие неформальной занятости в России __________________ 15
2.2 Понятие теневого рынка труда_______________________________ 21
2.3. Причины развития теневого рынка труда______________________ 25
2.4. Занятость в теневой экономике______________________________ 27
2.5. Ликвидация теневого рынка_________________________________ 29
2.6. Статистика теневого рынка на примере медицинских услуг_______ 35
Заключение __________________________________________________ 46
Список литературы____________________________________________ 47

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 85.75 Кб (Скачать)

Вторая особенность - чрезмерно большая роль государства  в экономике. Она находит свое выражение в двух формах. Во-первых, в сохранении значительного государственного сектора без прежних экономических  и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая  часть военно-промышленного комплекса). Осталась государственной существенная часть энергетики, топливно-энергетического  комплекса. Естественно, госсектору требуются  прямые или косвенные дотации  из бюджета. В свою очередь, на основе распределения бюджетных дотаций  вырастает особый сектор “теневой”  экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему “дружественных“  им фирм разворовывают или “прокручивают“ государственные деньги. Далее эти  деньги “отмываются“, вкладываются в  экономику или переводятся за рубеж и т.д. Во-вторых, в чрезмерном и практически бесконтрольном вмешательстве  государства в экономическую  деятельность. К ней относится  создание государственных, полугосударственных  или негосударственных “уполномоченных“ компаний, через которые частные  фирмы обязаны выполнять какие-либо насущные функции (например, создание муниципального банка, через который  все организации региона обязаны  осуществлять расчеты с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и  др.). Функционирование компаний подобного  типа - источник “теневой” активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на свою деятельность или желая обойтись без “уполномоченных“, вынуждены им платить.

Другой источник теневых  отношений - лицензирование разных видов  хозяйственной деятельности. Оно  ставит частные фирмы в зависимость  от органов власти и отдельных  чиновников и дает последним большие  возможности для извлечения теневых  доходов. Достаточно распространенная практика – выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам (например, аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в одном из районов  города. Ясно, что для “обхода“ этого  положения конкуренты вынуждены  платить. Наконец, прямое силовое подавление конкуренции органами власти в пользу “дружественных“ им компаний. Часто  это делается в самых прибыльных отраслях (в торговле бензином, металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов по­давляется с помощью  милиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной  безопасности, запрещения землеотвода  или сдачи земли в аренду ит.п. В таком случае органы власти производят принудительное распределение рыночных ниш, отдавая самые выгодные секторы  рынка “дружественным“ фирмам, которые, в свою очередь, отчисляют  в пользу этих органов и/или отдельных  чиновников часть полученной сверхприбыли.

Вмешательство государственных  органов в экономику всегда ведет  к искусственному неравенству в  положении различных частных  фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и приводит к потерям у других. Значит, оно  стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у  одних) и увеличить выгоды (у других). В российских условиях, когда нет  общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства, это неизбежно  ведет к росту “теневой” активности (к подкупу чиновников или, наоборот, их заказным убийствам, если их действия могут лишить фирму доходов и  т.п.). В результате чрезмерное вмешательство  государства в экономику при  его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает  благоприятные условия для роста  “теневой” экономики.

Третья особенность - сохранение прежних (характерных для  советской системы) форм монополизма  и появление новых. Первые связаны  с деятельностью государства. Так  как государство сохранило прямой контроль за работой ряда секторов экономики, это создает монополизм, порождающий теневую активность. Например, сохранение государственного контроля за золотодобычей (как и  за добычей большинства видов  полезных ископаемых) и ограничение  доступа туда частного капитала служат источником существования черного  рынка торговли золотом, оборот которого составляет многие десятки, а возможно, и сотни килограммов в год.

Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально  РАО “Газпром“, РАО “ЕЭС России“  и т.п. - негосударственные структуры, они сохранили прежние связи  и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной  информации. Однако сейчас они не связаны  прежними ограничениями, касающимися  государственных ведомств.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации  гласит, что угрозы в сфере экономики  обусловлены «существенным сокращением  внутреннего валового продукта, снижением  инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы».Большое значение в сложившейся экономической  ситуации принадлежит теневой экономике, ее определяющего воздействия.

Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы  теневой, прежде всего фиктивной  и криминальной, экономики ведет  не к цивилизованному рынку и  демократии, а к установлению корпоративно-бюрократического кланового правления, которое, как  свидетельствует история, может  быть длительным и даже способным  обеспечить определенную социальную стабильность. Проблемой России является явно криминальная, замешанная на теневой деятельности окраска складывающихся кланов. В  этой связи небезосновательным представляются высказываемые опасения, что на исход  выборов в стране сильное влияние  будут оказывать криминальные элементы.

Становится понятно, что  особая роль в борьбе с теневой  экономикой в настоящее время  принадлежит ОВД. Таким образом, следует еще раз заострить  внимание на выводах из проделанной  работы, а именно на чем должна базироваться деятельность ОВД для обеспечения  борьбы с «теневой» экономикой.

Как представляется, деятельность ОВД должна базироваться на следующих  принципах:

- благоприятные для  бизнеса изменения право хозяйственных  условий,

причем изменения, носящие  упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

- формирование нового  отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к «новым русским», проживающим за рубежом.

- укрепление доверия  к власти, предполагающего в качестве  одной из мер демонстрацию  эффективной защиты населения  от финансовых мошенничеств, защиты  сбережений, капиталов и самого  института частной собственности;

- установление общественного  контроля за деятельностью хозяйствующих  субъектов в границах правового  поля.

Итак, в России параллельно  легальной экономике возникла теневая, сопоставимая с ней по масштабам. Более того, в теневой экономике  формируется примерно тот же набор  механизмов, что и в официальной  хозяйственной системе. В ней  действуют свои правила ценно  образования, способы обеспечения  соблюдения контрактов, имеется специфический  набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы  инвестирования. Эти теневые механизмы  изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести  речь даже о «теневом порядке» в  российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет  эти механизмы преобразуются  в легальные правила экономического поведения.

Так, в ближайшее время  результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественной  экономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать  огромный потенциал роста, стать  эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными  гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет по латиноамериканскому образцу  с преобладанием узкогрупповых  интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения  на нищету. Скорее всего, Россию ожидает  постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых  из них и медленное изживание  неприемлемых для цивилизованного  общества норм. Все зависит только от нашего отношения к судьбе страны.

С.Ю. Барсукова высказалась  по этому поводу: «Я хотела бы начать с того, что в России сегодня нет предприятий, которые бы не сочетали легальную и нелегальную деятельность. Уже одно это говорит о масштабах теневого рынка труда. В стране практически нет людей, которые в своей повседневной жизни не сталкивались бы с неправовыми трудовыми практиками. В доходах большинства населения значительную часть составляют доходы нелегальные.

Какие же группы в современной  России наиболее плотно включены в  неправовые трудовые практики? Я солидарна  с мнением экономиста В.В. Радаева, что самым существенным отличием советского теневого рынка труда  от постсоветского является то, что  в советский период на теневой  рынок труда выходили люди, занимающие неплохое положение по шкале благосостояния, должностного и профессионального  уровня. В настоящее же время основным поставщиком рабочей силы для  теневого рынка труда являются самые  депрофессионализированные и маргинализированные  слои населения. Мы изучали жизнь  мигрантов в Москве, Краснодаре, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. И выяснилось, что каждая пятая  мигрантская семья выживает только за счет доходов от нелегальной трудовой деятельности. Похожая картина наблюдалась  среди безработных и низкооплачиваемых  работников. С этим нельзя не считаться  и об этом нельзя забывать, рассуждая  о трудовом законодательстве.

Закон – это не просто конституциональная рамка, а некие  права, использовать которые определенная социальная группа может только в  силу своей ресурсной обеспеченности. Главными ресурсами для использования  существующих норм или для выражения  претензии на изменение этих норм являются образовательный уровень  работника, протестный потенциал и  профсоюзные институты. И мы должны признать, что у наших маргинализированных  слоев населения ресурсный потенциал  по всем трем позициям практически  отсутствует. Они вряд ли смогут использовать те возможности, которые в благих целях дадут им законодатели. Эта  группа населения состоит из депрофессионализированных  людей, потому что они часто меняют виды деятельности, соглашаясь на краткосрочную  и низкооплачиваемую работу. Протестный потенциал этой группы близок к нулю, потому что они выживают не за счет протестных действий, а за счет компромиссного согласования интересов с работодателями. Что касается их отношения к профсоюзам, то в шестистах анкетах, собранных  у мигрантов, ни одного члена профсоюза  отмечено не было.

Получается, что в силу своей ресурсной истощенности социальные группы, больше других нуждающиеся  в законодательной защите, меньше, чем кто бы то ни было, будут отстаивать свое право на использование нового закона. С точки зрения их интересов, будет хорош любой закон, дающий им крупицу прав, но в то же время  гарантирующий возможность реализации этих прав и блокирующий те социальные силы, которые будут препятствовать исполнению закона».

 

 

2.6. Статистика теневого рынка на примере медицинских услуг

Теневая экономика сегодня  является одной из важнейших проблем  развития мирового сообщества, от решения  которой непосредственно зависит  «здоровье» национальных экономик, уровень  правопорядка, мера благосостояния населения. История теневой экономической  деятельности – это, прежде всего, элемент  истории товарно-денежных отношений. Степень развития теневой экономики  прямо пропорциональна силе регламентации  хозяйственной жизнедеятельности. Всплески теневой экономической  деятельности приходятся на переломные моменты экономической истории.

Под теневой экономикой принято  понимать хозяйственную деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а, следовательно, не отражается в официальной статистике. Теневая (неформальная, скрытая) экономика  это существующая реальность мирового и отечественного хозяйства, охватывающая все сферы жизнедеятельности  общества. Её доля в ВВП различных  стран, по имеющимся оценкам, составляет от 5-10% до 50-60%.

С позиции общей теории рынка, учитывая свободное взаимодействие спроса и предложения, теневой сектор системы здравоохранения следует  рассматривать как частично деформированный  элемент рыночной системы, основанный на механизме присвоения дополнительной прибыли. Сверхдоходность теневого предпринимательства в здравоохранении  обеспечивается особенностями механизма  формирования величины издержек производства на данном теневом производстве. Основным фактором достижения избыточного дохода в теневом секторе здравоохранения  выступает искусственно заниженный уровень затрат производителя. В  свою же очередь, уровень затрат производителя  определяет величину спроса на данном теневом рынке. Таким образом, в  границах теневого равновесного рынка  медицинских услуг, теневая кривая предложения координатно располагается  ниже, чем располагается легальная  кривая предложения. Данное расположение отражает главную количественную зависимость  между производителем и потребителем в рамках рынка медицинских услуг: чем меньше издержки производства, тем больше величина предложения, а  чем больше величина предложения, тем  ниже цена предложения, а чем ниже цена предложения, тем больше предъявляется  спрос.

Фактически в рыночном пространстве медицинских услуг  одновременно присутствуют два рынка  – легальный и нелегальный, с  присущими им объемами спроса, предложения  и равновесной цены. Так как  объем спроса, объем предложения, и уровень равновесной цены являются основными ориентирами поведения  продавцов и покупателей, то данные ориентиры стимулируют развитие нелегального рынка медицинских  услуг. Вследствие этого происходит нарушение основных принципов рациональной конкуренции между продавцами данных услуг по поводу социально-оправданной  величины соотношения издержек и  выгоды производства. Альтернативное сосуществование легального и теневого рынков медицинских услуг ориентирует  контактирующих субъектов на социально  – разрушительный уровень рентабельности. 

Информация о работе Понятие и характерные черты неформальной занятости