Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:41, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании сущности , структуры неформальной занятости, выявлении факторов, причин ее формирования в условиях развития рынка труда в России.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач, определяющих структуру исследования:
1) раскрыть сущность неформальной занятости и уточнить понятие «неформальная занятость» в условиях социально-экономических преобразований в экономике страны;
2)выявить совокупность факторов, причин расширения масштабов неформальной занятости в России.
3)определить условия развития неформальной занятости и выявить
взаимосвязь между ее формированием и изменением основных компонентов рынка труда.
Введени_______________________________________________________3
Глава 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ __________________________________________________ 6
1.1. Сущность неформальной занятости____________________________ 6
1.2. Причины неформальной занятости____________________________
1.3.Социально-экономические последствия неформальной занятости в теневой экономике_____________________________________________
1.4.Масштабы неформальной занятости___________________________
1.5.Плюсы и минусы неформальной занятости_____________________
Глава 2. МАСШТАБЫ И СФЕРЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ___________________________________________ 15
2.1. Развитие неформальной занятости в России __________________ 15
2.2 Понятие теневого рынка труда_______________________________ 21
2.3. Причины развития теневого рынка труда______________________ 25
2.4. Занятость в теневой экономике______________________________ 27
2.5. Ликвидация теневого рынка_________________________________ 29
2.6. Статистика теневого рынка на примере медицинских услуг_______ 35
Заключение __________________________________________________ 46
Список литературы____________________________________________ 47
Вторая особенность -
чрезмерно большая роль государства
в экономике. Она находит свое
выражение в двух формах. Во-первых,
в сохранении значительного государственного
сектора без прежних
Другой источник теневых
отношений - лицензирование разных видов
хозяйственной деятельности. Оно
ставит частные фирмы в зависимость
от органов власти и отдельных
чиновников и дает последним большие
возможности для извлечения теневых
доходов. Достаточно распространенная
практика – выдача лицензий на какую-нибудь
деятельность частным фирмам (например,
аптекам) так, что получившие их становятся
монополистами в одном из районов
города. Ясно, что для “обхода“ этого
положения конкуренты вынуждены
платить. Наконец, прямое силовое подавление
конкуренции органами власти в пользу
“дружественных“ им компаний. Часто
это делается в самых прибыльных
отраслях (в торговле бензином, металлами,
нефтью, в строительстве), когда деятельность
конкурентов подавляется с помощью
милиции, налоговой полиции, проверок
состояния экологической и
Вмешательство государственных
органов в экономику всегда ведет
к искусственному неравенству в
положении различных частных
фирм, всегда (прямо или косвенно)
приносит выгоды одним и приводит
к потерям у других. Значит, оно
стимулирует обратное влияние частного
бизнеса на государственные органы
с целью компенсировать потери (у
одних) и увеличить выгоды (у других).
В российских условиях, когда нет
общепризнанных цивилизованных законов,
традиций и этики во взаимоотношениях
бизнеса и государства, это неизбежно
ведет к росту “теневой”
Третья особенность -
сохранение прежних (характерных для
советской системы) форм монополизма
и появление новых. Первые связаны
с деятельностью государства. Так
как государство сохранило
Еще один источник монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их подразделений. Хотя формально РАО “Газпром“, РАО “ЕЭС России“ и т.п. - негосударственные структуры, они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не связаны прежними ограничениями, касающимися государственных ведомств.
Концепция национальной
безопасности Российской Федерации
гласит, что угрозы в сфере экономики
обусловлены «существенным
Сегодня уже очевидно, что значительное расширение сферы теневой, прежде всего фиктивной и криминальной, экономики ведет не к цивилизованному рынку и демократии, а к установлению корпоративно-бюрократического кланового правления, которое, как свидетельствует история, может быть длительным и даже способным обеспечить определенную социальную стабильность. Проблемой России является явно криминальная, замешанная на теневой деятельности окраска складывающихся кланов. В этой связи небезосновательным представляются высказываемые опасения, что на исход выборов в стране сильное влияние будут оказывать криминальные элементы.
Становится понятно, что особая роль в борьбе с теневой экономикой в настоящее время принадлежит ОВД. Таким образом, следует еще раз заострить внимание на выводах из проделанной работы, а именно на чем должна базироваться деятельность ОВД для обеспечения борьбы с «теневой» экономикой.
Как представляется, деятельность ОВД должна базироваться на следующих принципах:
- благоприятные для
бизнеса изменения право
причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;
- формирование нового
отношения к отечественным
- укрепление доверия
к власти, предполагающего в качестве
одной из мер демонстрацию
эффективной защиты населения
от финансовых мошенничеств, защиты
сбережений, капиталов и самого
института частной
- установление общественного
контроля за деятельностью
Итак, в России параллельно
легальной экономике возникла теневая,
сопоставимая с ней по масштабам.
Более того, в теневой экономике
формируется примерно тот же набор
механизмов, что и в официальной
хозяйственной системе. В ней
действуют свои правила ценно
образования, способы обеспечения
соблюдения контрактов, имеется специфический
набор профессий со своим кодексом
поведения, работают собственные механизмы
инвестирования. Эти теневые механизмы
изменили жизнь миллионов людей,
создали особые условия работы предприятий.
Специалисты, занимающиеся проблемами
теневой экономики, стали вести
речь даже о «теневом порядке» в
российском обществе. Трудно ожидать,
что в ближайшие пять-десять лет
эти механизмы преобразуются
в легальные правила
Так, в ближайшее время
результаты, достигнутые государством
в борьбе с теневым сектором экономики,
будут определяющими для выбора
пути дальнейшего развития отечественной
экономики и общества: либо российская
экономика твердо встанет на путь
закона, что позволит реализовать
огромный потенциал роста, стать
эффективной, как в развитых странах,
с сильными демократическими традициями
и значительными социальными
гарантиями, либо ее дальнейшее формирование
пойдет по латиноамериканскому образцу
с преобладанием узкогрупповых
интересов, недоступных силе закона,
обрекающему основные массы населения
на нищету. Скорее всего, Россию ожидает
постепенная эволюция теневых отношений,
смягчение и легализация
С.Ю. Барсукова высказалась по этому поводу: «Я хотела бы начать с того, что в России сегодня нет предприятий, которые бы не сочетали легальную и нелегальную деятельность. Уже одно это говорит о масштабах теневого рынка труда. В стране практически нет людей, которые в своей повседневной жизни не сталкивались бы с неправовыми трудовыми практиками. В доходах большинства населения значительную часть составляют доходы нелегальные.
Какие же группы в современной
России наиболее плотно включены в
неправовые трудовые практики? Я солидарна
с мнением экономиста В.В. Радаева,
что самым существенным отличием
советского теневого рынка труда
от постсоветского является то, что
в советский период на теневой
рынок труда выходили люди, занимающие
неплохое положение по шкале благосостояния,
должностного и профессионального
уровня. В настоящее же время основным
поставщиком рабочей силы для
теневого рынка труда являются самые
депрофессионализированные и
Закон – это не просто
конституциональная рамка, а некие
права, использовать которые определенная
социальная группа может только в
силу своей ресурсной
Получается, что в силу
своей ресурсной истощенности социальные
группы, больше других нуждающиеся
в законодательной защите, меньше,
чем кто бы то ни было, будут отстаивать
свое право на использование нового
закона. С точки зрения их интересов,
будет хорош любой закон, дающий
им крупицу прав, но в то же время
гарантирующий возможность
2.6. Статистика теневого рынка на примере медицинских услуг
Теневая экономика сегодня
является одной из важнейших проблем
развития мирового сообщества, от решения
которой непосредственно
Под теневой экономикой принято
понимать хозяйственную деятельность,
которая развивается вне
С позиции общей теории
рынка, учитывая свободное взаимодействие
спроса и предложения, теневой сектор
системы здравоохранения
Фактически в рыночном
пространстве медицинских услуг
одновременно присутствуют два рынка
– легальный и нелегальный, с
присущими им объемами спроса, предложения
и равновесной цены. Так как
объем спроса, объем предложения,
и уровень равновесной цены являются
основными ориентирами
Информация о работе Понятие и характерные черты неформальной занятости