- Социально-экономические последствия неформальной занятости в теневой экономике
Неформальный сектор в
его современном виде - можно рассматривать
как новое явление для российской
экономики. Отдельные формы неформальной
занятости существовали в России
и в дореформенный период (портные,
няни, репетиторы ...). Однако в процессе
перехода к рыночным отношениям состав,
масштабы, характер неформальной занятости
и ее роль в экономике резко
изменились. За несколько лет занятость
в неформальном секторе достигла
значительных масштабов, к его услугам
в той или иной мере прибегает
большинство населения. Проблема неформальной
занятости населения является для
современной России одной из наиболее
острых.
Можно выделить следующие
проблемы, которые несет в себе
неформальная занятость населения
и в целом неформальный сектор.
Доходы от деятельности в
неформальном секторе не облагаются
налогами, поэтому бюджеты и социальные
фонды лишаются значительных средств.
Эта проблема является очень важной
так, как в условиях экономического
роста потеря налоговых выплат, которые
являются основной частью дохода государства,
может существенно подорвать
экономический подъем. Развитие неформальной
занятости сдерживает экономический
рост в целом, представляя собой
нерациональное отвлечение - этот сектор
малопроизводителен (в силу низкой
капиталоемкости и преобладания
устаревших технологий).
Неформальная занятость
усиливает неравенство доходов, которая
для нашей страны чрезмерна, а это в свою
очередь влечет за собой социальную напряженность
в обществе, которая может привести к тяжелым
последствиям для страны. Теневые доходы,
наличные средства, обращающиеся в этом
секторе, питают коррупцию и преступность.
Выделим пути решения данных
проблем:
Главная цель - легализация
неофициальной экономики и сокращение,
а лучше ликвидация, криминальной.
Поскольку на развитие неформальной
экономики влияют многочисленные факторы,
то и средства борьбы с нею должны
быть комплексными. Они должны включать
экономические, правовые и социальные
аспекты. В настоящее время применяются
такие меры как:
- реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
- ужесточение борьбы с коррупцией;
- меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
- выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
- усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.
Отметим противоречивость этих
методов. Упор сделан на преследование
людей, а не на устранение условий, препятствующих
превращению «теневой» деятельности
в легальную, поэтому экономические
результаты оказываются противоположны
декларируемым: вместо расширения налоговой
базы - ее сужение, вместо подавления криминальных
тенденций - их усиление. Бороться с коррупцией
нужно единственным способом - устранение
условия её существования. Силовые меры
приводят только к тому, что услуги коррупционеров
дорожают и эти расходы, в конечном счёте,
ложатся на плечи нижестоящих экономических
субъектов. Карательные меры к «теневикам»
- предпринимателям приведут к безвозвратной
потере для страны огромных капиталов.
Неформальный сектор, если
он не чрезмерен, имеет и свои несомненные
позитивные стороны для развивающейся
или переходной экономики. В условиях
глубокой или затяжной рецессии в
странах, в которых государство
не способно обеспечить эффективную
защиту от безработицы, именно этот сектор
предоставляет определенную социальную
поддержку потенциальным безработным.
В частности, он позволяет потерявшим
работу иметь заработок, а государству
- экономить на пособиях по безработице.
Доходы субъектов неформального
сектора составляют элемент совокупного
спроса в экономике и расходуются
в основном в рамках формального.
Неформальный сектор служит также своего
рода инкубатором предпринимательства,
обеспечивая вход в него и первичное
обучение. В условиях высоких административных
барьеров для малого бизнеса, именно
неформальный сектор позволяет их обойти
и минимизировать издержки. В более
широком смысле, открывая доступ к
новым профессиям и позволяя относительно
«дешево» приобретать новые навыки,
он является важным механизмом социальной,
трудовой и профессиональной мобильности.
Впоследствии такое предпринимательство
и самозанятость успешно формализируется.
1.4Масштабы неформальной
занятости
По опросам
специалистов выявлено, что невозможно количественно
определить масштабы неформальной занятости
не только по России в целом, но даже в
каждом регионе. Специалисты ограничились
замечанием, что эти масштабы велики и
имеют тенденцию к росту. Их оценки варьируют
в широких пределах: от 3-5 до 40-50 и даже
80% занятого населения. При этом чаще встречалась
оценка - 25-30% экономически активного населения,
что составляет от 18 до 22 миллионов человек.
Столь большое
расхождение оценок вызвано, как
представляется, с одной стороны,
сложностью проблемы и практически
полным отсутствием информации, с
другой - неразработанностью понятия
и отсутствием четких критериев
отнесения населения к категории
неформально занятых. В результате
самые высокие оценки могут быть
следствием более широкой трактовки
понятия респондентом.
Наиболее часто
встречающиеся в анкетах специалистов
оценки не опровергают содержащихся
в специальной литературе. Согласно
таким оценкам, в России неформально
занято приблизительно 30% взрослого
населения, или от 25 до 30 миллионов
человек, а всего с теневой
экономикой так или иначе связано
58-60 миллионов человек.
Среди неформально
занятых больше всего местных
жителей, на долю которых, по оценкам
специалистов, приходится примерно половина
численности данного контингента.
За ними идут граждане стран ближнего
зарубежья (примерно 25-30% неформально
занятых), среди которых (в порядке
снижения частоты упоминания) преобладают
граждане Украины, государств Закавказья,
Молдовы, республик Средней Азии,
Беларуси и Казахстана. Третью позицию
- примерно 15-20% - занимают жители других
регионов России, среди которых, преобладают
выходцы с Северного Кавказа.
Причем подчеркивают, что контингент
неформально занятых формируют
представители всех регионов России.
И, наконец, примерно 5% неформалов приходится
на долю граждан государств дальнего
зарубежья (в порядке уменьшения
частоты упоминания - Китай, Вьетнам,
Афганистан, Турция, Корея, прочие страны
Азиатского региона, государства Балтии
и Югославия).
Таким образом,
не менее трети неформально занятых
в экономике России составляют, согласно
данным анкетного опроса, лица, которых
можно квалифицировать как нелегальных
иммигрантов, что превосходит даже
самые смелые оценки специалистов по
миграции населения.
Свыше 75% респондентов
отмечают, что больше всего неформальная
занятость распространена в Москве
и Московской области, Петербурге и
вообще в крупных городах (миллионники,
столицы субъектов Федерации
и т.п.). Далее следуют Центральный,
затем Южный федеральные округа
(особо в этом отношении были выделены
республики Северного Кавказа и
Краснодарский край как регионы,
где велика численность беженцев
и вынужденных переселенцев) и
Дальневосточный регион (особенно Приморский
и Хабаровский края). Отдельные
респонденты назвали также Поволжье,
Урал, Западную и Восточную Сибирь,
регионы российского Севера и
моногорода. При этом было подчеркнуто,
что данное явление свойственно
всем регионам страны.
Для России наиболее
характерно периодическое участие
населения в неформальной занятости
как способ переждать трудные
времена. Достигнутый уровень занятости
в неформальном секторе для России
представляется очень высоким, причем
тенденция к его росту сохраняется.
В настоящее время продолжается
отток работающих из формального
сектора в неформальный, вынужденный
выход на рынок труда экономически
неактивного населения, пополняющего
преимущественно неформальный сектор,
расширение вторичной занятости, в
т. ч. в неформальном секторе, вследствие
снижения уровня жизни населения, систематических
задолженностей по зарплате и низкого
уровня оплаты труда в государственном
секторе, общей нестабильности занятости
в формальном секторе. Итак, неформальный
сектор складывается за счет снижения
платежеспособного спроса на рабочую
силу в формальном секторе экономики
и вытеснения, таким образом, занятых
из формального сектора. Развиваясь,
неформальный сектор формирует собственный
спрос на рабочую силу.
В отличие от
развивающихся стран, в России неформальную
занятость практически никто
не отождествляет с нищетой и
бесправием. Напротив, сложился стереотип
о чрезвычайно высоких доходах
неформально занятых. В действительности
в неформальном секторе России также
имеет место бедность, но в значительно
меньших масштабах, чем в развивающихся
странах. Вообще проводить какие-либо
аналогии по уровню доходов от неформальной
деятельности между Россией и
другими странами весьма сложно. В
ряде развивающихся стран одним
из критериев отнесения к неформальному
сектору является уровень дохода
при самостоятельном труде ниже
прожиточного минимума или зарплате
ниже официально установленного минимума.
В России же законодательно установленная
минимальная зарплата в несколько
раз ниже реально прожиточного минимума,
значительная часть работающих в
государственном секторе имеет
зарплату ниже прожиточного минимума.
Неформальная
занятость в России в значительной
степени связана не столько с
необходимостью выживания, сколько
с желанием избежать уплаты налогов
и бюрократических процедур. Однако
в первую очередь это вынужденная
реакция населения на экономический
кризис, падение реальных доходов.
По оценкам
социологов, численность неформально
занятых в России составляет 25 млн.
человек (более 30% экономически активного
населения). Многие из них имеют официальное
место работы. Высокий уровень
вторичной неформальной занятости
среди лиц, имеющих работу в "формальном"
секторе, связан с нестабильностью
и низкой заработной платой, что
вынуждает этих лиц искать дополнительную
работу, а также со сложностью поиска
постоянной работы в условиях растущей
безработицы.
Таким образом,
масштабы неформальной занятости в
России значительно шире, чем в
большинстве развитых стран, и сопоставимы
по размерам с теневым рынком труда
в развивающихся странах, где
его доля составляет от 25 до 45%. Это
означает, что сфера неформальных
трудовых отношений - вполне сложившийся
самостоятельный сегмент рынка
труда со значительной численностью
занятых, определенными сферами
деятельности, сложившимися социально-демографическими
и профессионально-квалификационными
характеристиками работающих.
1.5.Плюсы и минусы неформальной
занятости
Теневая экономика в целом –
это негативное явление и чем
ее доля в экономике (в ВВП, в доходах
населения или в занятости) выше,
тем хуже для экономики в целом
и для общества. В то же время
столь однозначная оценка неформального
сектора вряд ли будет справедлива.
Неформальный сектор имеет свои плюсы
и минусы, баланс которых не столь
однозначен и зависит от многих обстоятельств.
В целом, можно предположить, что
по мере увеличения его доли в экономике
(сверх определенного порога), минусы
могут доминировать над плюсами.
Наоборот, в определенных масштабах
НС (неформальный сектор) просто необходим.
Конечно, значительная по масштабам
занятость в неформальном секторе
порождает ряд социальных и экономических
проблем. Доходы от деятельности здесь
не облагаются налогами, поэтому бюджеты
и социальные фонды лишаются значительных
средств. Поскольку этот сектор малопроизводителен
(в силу низкой капиталоемкости и
преобладания примитивных технологий),
его развитие может сдерживать экономический
рост в целом, представляя собой
нерациональное отвлечение ресурсов.
Развитие неформальной занятости, как
правило, усиливает и без того
чрезмерное неравенство доходов. Трудовые
права работающих в этом секторе
граждан никак не защищены законом.
Занятые здесь оказываются в
очень уязвимом и незащищенном положении,
лишенные многих трудовых прав и всех
социальных льгот. Как и любые
теневые доходы, наличные средства,
обращающиеся в этом секторе, могут
питать коррупцию и преступность.
Не имея возможности создавать свои
лоббистские организации или
отстаивать свои политико-экономические
интересы, работники неформального
сектора оказываются выключенными
из политического процесса. Чем значительнее
масштабы этого сектора, тем сильнее
могут проявляться его негативные
последствия.
Однако неформальный сектор, если
он не чрезмерен, имеет и свои несомненные
позитивные стороны для развивающейся
или переходной экономики. В условиях
глубокой или затяжной рецессии в
странах, в которых государство
не способно обеспечить эффективную
защиту от безработицы, именно НС предоставляет
определенную социальную поддержку
потенциальным безработным. При
этом он позволяет потерявшим работу
иметь заработок и избежать скатывания
в беспросветную нищету, а государству,
испытывающему сильное давление
на бюджет, экономить на пособиях по
безработице. В конце концов, доходы
субъектов неформального сектора
составляют элемент совокупного
спроса в экономике и расходуются
в основном в рамках формального.
Неформальный сектор является также
своего рода инкубатором предпринимательства,
обеспечивая вход в него и первичное
обучение. В условиях, когда вход
в малый бизнес обставлен массой
административных и прочих барьеров,
именно неформальный сектор позволяет
их обойти или минимизировать издержки.
В более широком смысле, открывая
доступ к новым профессиям и позволяя
относительно «дешево» приобретать
новые навыки, он является важным механизмом
социальной, трудовой и профессиональной
мобильности. Укрепившись, такое предпринимательство
и самозанятость могут впоследствии
формализоваться и выйти на свет.
Поскольку НС неоднороден, его различные
элементы выполняют различные функции
и влекут неоднозначные социальные
и экономические последствия, то
для подведения более точного
баланса плюсов и минусов необходимо
заглянуть «внутрь» этого черного
ящика. Для этого следует перейти
от агрегированных оценок к использованию
массовых микроданных о поведении
непосредственных субъектов неформального
сектора.