Показатели рентабельности – характеристика финансовых результатов эффективности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:59, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в изучении теоретических аспектов анализа финансовых результатов деятельности предприятия посредством одного из основных показателей — рентабельности

Содержание

Введение
1. Роль показателей рентабельности в анализе финансовых результатов деятельности предприятия.
2. Основные показатели рентабельности
3. Особенности анализа показателей рентабельности.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Чистовик показатели рентабельности.docx

— 41.29 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

 

РЕФЕРАТ

 

КАФЕДРА ФИНАНСОВ, УЧЕТА И АУДИТА

 

 

ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Показатели рентабельности – характеристика финансовых результатов

 эффективности  предприятия

 

Студента 1го курса

группы №101

специальности «Экономика предприятия»

Ладовыри В.А.

Преподаватель Астахова Н.И.

 

 

 

 

Одесса 2012г.

Содержание

 

 

Введение

1. Роль показателей рентабельности в анализе финансовых результатов деятельности предприятия.

2. Основные показатели  рентабельности

3. Особенности анализа  показателей рентабельности.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать  экономическое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия — важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.  Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели. Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.

Цель данной работы заключается  в изучении теоретических аспектов анализа финансовых результатов  деятельности предприятия посредством  одного из основных показателей —  рентабельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль показателей рентабельности в анализе финансовых результатов деятельности предприятия.

 

Все хоть один раз слышали  такие слова, как рентабельность и прибыль. Однако если о том, что  такое прибыль многие представление  имеют, то со словом рентабельность дело гораздо сложнее. Рентабельность производства является самым эффективным показателем, который может определить экономическую  картину предприятия. С помощью  этого показателя можно не просто сориентироваться в определении  состояния предприятия, но и проанализировать его экономическую целесообразность. Показатели рентабельности  характеризуют  уровень отдачи затрат и степень  использования средств в процессе производства и реализации продукции.

Показатель рентабельности удобен для характеристики финансовых результатов и анализа эффективности  любого коммерческого предприятия. Термин рентабельность происходит от слова «Рента», которое в переводе означает доход. Общая рентабельность производства – это показатель прибыльности, доходности и финансовой эффективности  предприятия. Он очень удобен, потому что позволяет показать наглядную оценку при сравнении отдельных отраслей, предприятий и производств, характеризующихся разными направлениями и различными объемами продукции. Сам показатель рентабельность производства характеризует отношение полученной прибыли предприятия к объему затраченных ресурсов на производство всего объема выпускаемой продукции.

 Руководство предприятия  обычно заинтересовано в получение  интегрированной оценки результатов  превращения затрат в доходы, выраженной в виде комплексных  показателей, удобных для сравнения  и сопоставления, характеризующих  эффективность хозяйственной деятельности  с точки зрения её соответствия  стратегическим целям бизнеса.

При экономическом анализе  наиболее распространенными показателями являются рентабельность продукции, а  также рентабельность производства. Основой для расчета рентабельности является прибыль, которая не просто является важным экономическим показателем, а является конечной целью любого коммерческого предприятия. Прибыль  является тем самым показателем, который характеризует успешность и эффективность деятельности любого предприятия.

Прибыль возникает тогда, когда расходы предприятия не превышают его доходы. Если же в  результате хозяйственной деятельности получается, что расходы предприятия  превышают доходы, то эффективность  его считается отрицательной, проще говоря, предприятие получает убыток. Когда в результате хозяйственной деятельности прибыль растет, то соответственно пропорционально растут экономические возможности предприятия и увеличивается его деловая активность.

Также прибыль, полученная в  результате деятельности предприятия, определяет долю доходов его собственников, учредителей, акционеров. Именно прибыль  используется не только для того, чтобы  рассчитать  рентабельность производства, но и для расчета показателей  рентабельности собственных основных и оборотных средств, заемных  ресурсов, а также всего авансированного  капитала. С ее помощью можно определить и рентабельность каждой акции акционерного предприятия.

Поэтому прибыль является не просто целью и результатом  деятельности любой успешной организации, но и важнейшей экономической  категорией. Прибыль и рентабельность производства не только являются оценочными показателями, но и выполняют важнейшие  функции:

-учетная, так как именно  прибыль и рентабельность являются  конечными показателями, позволяющими  определить эффективность всей  производственно-хозяйственной деятельности;

-стимулирующая, так как  они дают больше возможностей  для экономического развития  и расширения производства;

-бюджетообразующая, так  как прибыль является не только  источником развития производства  и предприятия, но еще и является  реальным источником для пополнения  бюджета страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные показатели рентабельности

В широком смысле слова  понятие рентабельности означает прибыльность, доходность. Предприятие считается  рентабельным, если доходы от реализации продукции (работ, услуг) покрывают  издержки производства (обращения) и, кроме  того, образуют сумму прибыли, достаточную  для нормального функционирования предприятия.

Экономическая сущность рентабельности может быть раскрыта только через  характеристику системы показателей. Общий их смысл - определение суммы  прибыли с одного рубля вложенного капитала.

Анализ рентабельности позволяет  оценить способность предприятия  приносить доход на вложенный  в него (предприятие) капитал. Характеристика рентабельности предприятия базируется на расчете ряда основных показателей - рентабельности всего капитала, собственного капитала, основной деятельности, рентабельности продаж и рентабельности активов.

Рентабельность  всего капитала(совокупных активов) показывает, имеет ли компания базу для обеспечения высокой доходности собственного капитала. Данный показатель отражает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение рентабельности всего капитала свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и перенакоплении активов.

, где

 чистая прибыль,

 валюта баланса на конец и на начало года,

Этот показатель отражает прибыльность активов, и обусловлен как ценообразовательной политикой  предприятия, так и уровнем затрат на производство реализованной продукции. Существует два основных способа  повышения рентабельности активов:

1-ый - при низкой прибыльности  продукции необходимо стремиться  к ускорению оборачиваемости  активов и его элементов;

2-ой - низкая деловая активность  предприятия может быть компенсирована  только снижением затрат на  производство продукции или рост  цен на продукцию, т.е. повышением  рентабельности продукции.

Рентабельность  собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей, используемых в бизнесе, он измеряет общую величину доходов акционеров. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу ее акций и относительной легкости привлечения новых капиталов для ее развития. Однако надо иметь в виду, что высокий коэффициент рентабельности собственного капитала может быть связан как с высокой инфляцией, так и с высоким риском компании. Поэтому его интерпретация не должна быть упрощенной и одномерной. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственных средств.

, где

 величина собственных средств  на начало и на конец года.

. Изменение значений коэффициента рентабельности собственного капитала может быть вызвано, например, ростом или падением котировок акций предприятия на бирже, однако следует учитывать, что учетная цена акций не всегда соответствует их рыночной цене

Рентабельность  основной деятельности рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции.

, где

 прибыль от реализации,

 себестоимость реализованной продукции.

Она показывает, сколько  предприятие имеет прибыли с  каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом  по предприятию, так и по его отдельным  подразделениям или видам продукции.

Повышение рентабельности продукции  обеспечивается преимущественно снижением  себестоимости единицы продукции. Чем лучше используются основные производственные фонды, тем выше рентабельности производства. При улучшении использования  материальных оборотных средств  снижается их величина, приходящаяся на 1 руб. реализованной продукции. Следовательно, факторы ускорения оборачиваемости материальных оборотных средств являются одновременно факторами роста рентабельности производства.

Этот показатель свидетельствует  об эффективности не только хозяйственной  деятельности предприятия, но и процессов  ценообразования. Его целесообразно  рассчитывать как по общему объему реализованной продукции, так и  по отдельным ее видам.

Рентабельность  продаж является одним из наиболее объективных показателей, характеризующих единство тактических и стратегических целей развития предприятия, рассчитывается как отношение чистой прибыли к сумме полученной выручки.

, где

 выручка от реализации продукции,

 чистая прибыль предприятия.

Этот показатель характеризует  эффективность предпринимательской  деятельности, то есть  реализацию продуктов и услуг, а также оценивает долю себестоимости в продажах (сколько прибыли имеет предприятие с рубля выручки). Он связывает операционную деятельность со стратегическими целями предприятия. Рентабельность продаж может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.

На величину рентабельности продаж оказывают влияние различные  факторы. Основными факторами её снижения являются:

·        рост затрат на производство и реализацию продукции;

·        падение объемов реализации.

В первом случае тщательному  анализу необходимо подвергнуть  структуру затрат в себестоимости, чтобы выявить причину ее роста. В себестоимости продукции нужно  выделить наиболее весомые и растущие статьи, после чего — проанализировать возможность и необходимость  их сокращения без ущерба для производства.

Общая последовательность управленческих решений может быть представлена в виде следующих шагов[1]:

·        выделить наиболее весомые статьи себестоимости и исследовать возможности их снижения;

·        - произвести разделение затрат на постоянные и переменные и рассчитать точку безубыточности;

·        - проанализировать прибыльность отдельных видов продукции на основе коэффициента маржинальной прибыли, изучить необходимость и возможность изменения номенклатуры выпускаемой продукции.

Во втором случае следует  сосредоточить внимание на маркетинговых  факторах, а также качественных характеристиках  продукции. В целом, показатель рентабельности продаж затрагивает практически  все аспекты деятельности предприятия  — производство, маркетинг и сбыт.

Рентабельность  активов в узком смысле выражает отдачу (доход), которая приходится на рубль задействованных активов. Однако, будучи важнейшим показателем хозяйственной деятельности, он позволяет увязать ее различные стороны.

Эффективность использования  активов также характеризуется  их оборачиваемостью.

Причинами ухудшения рентабельности активов могут быть как снижение рентабельности продаж, так и замедление их оборачиваемости.

Если на ухудшение показателя в большей степени влияет падение  объема продаж, необходимо сосредоточить  свои усилия на маркетинге, ассортиментной политике и системе ценообразования.

Информация о работе Показатели рентабельности – характеристика финансовых результатов эффективности предприятия