Подходы к управлению затратами на качество. Отечественный и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:17, реферат

Описание работы

Д. Кампанелла дает следующее определение затрат на качество: «Затраты, связанные с качеством, или цена качества, представляют собой разность между фактической себестоимостью продукции или услуги и ее возможной стоимостью, определенной при условии отсутствия случаев предоставления услуг, не соответствующих стандарту, или возникновения дефектов, выявляемых в процессе изготовления или после поставки продукции потребителям».

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1 Классификация затрат на качество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Обобщенная классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Классификация по А. Фейгенбауму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Современные модели, описывающие затраты на качество . . . . . . . . . . . . . 6
2 Методы учета затрат на качество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2.1 Подходы к управлению финансовой деятельностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2 Методы управления затратами на качество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.2.1 Функционально-стоимостный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.2.2 FMEA-анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2.2.3 Метод Quality Function Development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.2.4 Бенчмаркинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2.5 Метод по системе Just-In-Time. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2.6 Система «Standard Costs» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2.7 Система «Direct Costing». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.2.8. Контроллинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.2.9 Аутсорсинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.2.10 Новые методы управления затратами в современной практике . . .24
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 322.67 Кб (Скачать)

 

 Первая группа характеризует потери, связанные с появлением дефектов продукции (это неисправимый брак, расходы на переработку, исправление дефектов продукции, на повторные испытания, затраты на ремонт и т.п.). 

Вторая группа  – затраты на выполнение контроля, проведение анализа, сбор данных о качестве, расходы на метрологическое обследование. 
          В третью группу включаются затраты на мероприятия по предупреждению появления дефектов (техническое обеспечение оборудования, повышение квалификации кадров и др.). 

Четвертая группа – это расходы, связанные с улучшением качества продукции и продвижением ее на рынок, т.е. на совершенствование качества. 
          Пятая группа определяет обязательные расходы, которые за последние годы существенно возросли. К ним относятся затраты по сертификации продукции, по оплате разработки и оценки систем качества на предприятии, расходы на предоставление потребителю доказательств соответствия продукции требованиям на нее.

Рассмотренная классификация по сути аналогична той,  что предложена А. Фейгенбаумом, однако по форме она более конкретна. Это проявляется в том, что затраты на обеспечение и на совершенствование качества выделены в отдельные группы. Данная классификация напоминает ту, что рекомендована международным стандартом ИСО 9004-87. Согласно этому документу затраты подразделяются на производственные и непроизводственные.

Производственные делятся  на три категории:     

– затраты на предупреждение возникновения дефектов;     

– затраты на контроль и  оценку качества продукции;     

– затраты, обусловленные  выпуском дефектной продукции.     

Непроизводственные затраты  не связаны с производством продукции  и делятся на четыре категории:     

– затраты на подтверждение  качества и предоставление потребителю  объективных дополнительных доказательств  качества;     

– затраты на испытание  специфических характеристик продукции  в сторонних специальных организациях;      

– затраты на демонстрационные испытания рекламного характера;     

– затраты на сервисное  обслуживание.     

Кроме выше представленных классификаций существуют и другие, но ни один из вариантов классификации  затрат в управленческом учете не может рассматриваться в качестве эталонного. В разных хозяйственных ситуациях при принятии решений необходима различная информация о затратах.

 

  1. Методы учета затрат на качество

 

    1. Подходы к управлению финансовой деятельностью

 

Руководящие указания по экономическим  аспектам деятельности в области  качества даны в стандарте ISO 9004. Указания стандарта касаются подходов к сбору, предоставлению и анализу финансовых данных по деятельности в области качества. Выбор подхода к управлению экономикой качества зависит от поставленных задач в области качества и особенностей системы финансовой отчетности. Существует множество подходов к сбору, предоставлению и анализу финансовых данных по деятельности в области качества. Стандартом ISO 9004 рекомендуются три подхода: 

    • управление затратами на качество ( в стандарте - подход с точки зрения затрат на качество);
    • управление стоимостью низкого качества (в стандарте - подход с точки зрения убытков вследствие неудовлетворительного качества); 
  • управление затратами на процессы (в стандарте - подход с точки зрения затрат на процессы).

 
Рисунок 3 – Подходы к экономике  качества 

Эти три подхода, как указано  в руководствах стандарта ISO 9004, могут  быть использованы не только в чистом виде, но в различных сочетаниях между собой. Не исключено использование других подходов либо возможных комбинаций. В каждом из трех подходов рассматриваются две основные финансовые группы: затраты на управление качеством и убытки вследствие низкого качества. Рассмотрим особенности каждого из подходов.

Управление затратами  на качество. Подход заключается в калькуляции затрат на улучшение и контроль качества и последующей калькуляции убытков, вызванных дефектами, отказами, переделками. Убытки, вызванные дефектами, отказами и переделками относятся к категории затрат на дефекты. В результате увеличения затрат на улучшение и контроль качества уменьшаются затраты на дефекты, и наоборот. При управлении затратами на качество определяется экономический эффект предполагаемых затрат на качество как уменьшение общих затрат за счет уменьшения убытков, причиненных дефектами. Управление затратами на качество особенно эффективно при построении системы качества; при внедрении новых методов; программ управления и обеспечения качества; при анализе средств и методов контроля качества. Подход позволяет установить связь между затратами на качество и прибылью; провести калькуляцию срока окупаемости капиталовложений в области качества; спрогнозировать и впоследствии оценить результативность деятельности в области качества. В соответствии с требованиями международных стандартов ISO серии 9000 эффективность деятельности в системе качества оценивается по ее способности предупреждать возможные несоответствия. 

Управление стоимостью низкого качества. Управление стоимостью низкого качества осуществляется по схеме «от обратного», по сравнению с управлением затратами на качество. Цикл управления стоимостью низкого качества: калькуляция стоимости низкого качества ® установление причин возникших несоответствий ® классификация причин несоответствий по величине причиненного ущерба ® установление приоритетов среди причин несоответствий ® устранение причин несоответствий в соответствии с установленной очередностью ® последующая калькуляция стоимости низкого качества. Управление стоимостью низкого качества направлено на определение необходимости дополнительных затрат на качество и выявление проблем хронического характера, не охваченных системой качества. Ущерб от проблем хронического характера может быть незначителен на протяжении малого промежутка времени, Но эти проблемы приводят к значительным экономическим потерям за счет регулярного характера. К стоимости низкого качества относятся потери, вызванные тем, что предприятием не реализованы потенциальные возможности. Иногда стоимость низкого качества трудно определить количественно, но она может быть очень существенной (например, потеря престижа фирмы). Характеристиками стоимости низкого качества является также уменьшение объема реализации продукции или несоответствие между планируемыми и реальными экономическими показателями. Примерами стоимости низкого качества являются потеря доверия потребителя, утрата возможности получения дополнительной выгоды для потребителя, организации или общества, а также расточительное использование ресурсов и материалов. Косвенные издержки вследствие низкого качества могут быть очень значительными. Было подсчитано, что простой системы главного компьютера в компьютерной системе в Калифорнийском Американском банке в течение 24 ч окажет существенное отрицательное влияние на финансовые операции банка. Простой в течение 48 ч нанесет ущерб экономике Калифорнии, а простой в 72 ч окажет влияние на валовой национальный продукт США.

Подход, основанный на определении  убытков в результате неудовлетворительного  качества, наиболее эффективен в уже  построенной и функционирующей  системе качества. С помощью подхода  можно выявить неэффективные  виды деятельности и определить мероприятия  по внутреннему усовершенствованию системы. 

Управление затратами  на процессы. Деятельность любой организации может быть смоделирована с точки зрения совокупности внешних и внутренних процессов организации. В такой модели управление организацией может быть рассмотрено как управление процессами в организации. Примерами процессов являются: технологические процессы, процессы управления, процессы подготовки персонала, процессы информационного обеспечения и др.

Согласно определению  стандарта ISO 9000 процесс-это совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которые преобразуют входные элементы в выходные. В примечании к определению отмечено: к ресурсам могут относиться персонал, средства обслуживания, оборудование, технология и методология. 

Управление качеством  может быть реализовано путем  воздействия на процессы. Это относится, прежде всего, к тем организациям, в которых возможно однозначно выделить процессы и определить присущие каждому  процессу ресурсы и деятельность. 

Финансовая отчетность с  точки зрения затрат на процессы включает затраты двух видов:

    • затраты, связанные с обеспечением соответствия - это затраты на удовлетворение всех установленных и ожидаемых потребностей потребителей при отсутствии дефектов существующих процессов;
    • затраты, связанные с устранением несоответствия - это затраты, связанные с дефектами существующего процесса.

Каждый из этих двух видов  затрат может стать источником экономии. Подход эффективен в функционирующей  системе качества, при реализации системы TQM ( в цикле «поиск процессов, которые могли бы быть улучшены ® плановое усовершенствование процессов® самооценка»). Такая форма финансовой отчетности применяется при реализации программы постоянного улучшения качества и помогает управлять программами капиталовложений в улучшение и обеспечение качества. В таблице 2 представлен сравнительный анализ целевой направленности основных подходов к управлению финансовой деятельностью в области качества.

 

Таблица 2 – Цель подходов к управлению финансовой деятельностью

 
Подходы к управлению финансовой деятельностью в области  качества

 
Подход

 
Цель  подхода

 
Управление затратами на качество

 
Построение и оценка эффективности  системы качества. Внедрение новых  методов управления качеством. 

 
Управление стоимостью низкого качества

 
Устранение причин возникших несоответствий, Усовершенствование системы качества.

 
Управление затратами на процессы

 
Построение и функционирование системы TQM. 
 
Усовершенствование процессов и деятельности, устранение несоответствий процессов и деятельности. 


 

Из таблицы 2 видно, что  управление затратами на качество является важнейшим видом деятельности при ведении анализа финансовой деятельности.

 

    1. Методы управления затратами на качество

 

      1. Функционально-стоимостный анализ

 

Методы анализа затрат на качество применяются с целью  экономической эффективности обеспечения качества.  При внедрении качества по моделям стандартов серии ИСО 9000 от производителя требуется внедрение методов анализа проектных решений, причем такому анализу должны подвергаться как входные данные проекта, так и выходные. Поэтому предприятия, создающие или развивающие системы качества, обязательно применяют либо типовые технологии анализа (ФСА, FMEA, QFD и др.), либо используют собственные технологии с аналогичными возможностями. Использование типовых технологий – предпочтительно, поскольку результаты понятны не только производителю, но и потребителю, и в полной мере выполняют функции доказательств качества.

Функционально-стоимостный  анализ (ФСА) является одним из самых  популярных и актуальных методов анализа затрат на качество, в основном, с целью их минимизации. Реализация ФСА предполагает ориентацию на следующие принципы:

• соответствие значимости функций и затрат, т.е. распределение  затрат на реализацию функций объекта должно осуществляться пропорционально их значимости;

• соответствие реального  параметра требуемому, предполагающее определение количественных параметров, способных однозначно характеризовать степень выполнения (или невыполнения) этих функций;

• активизация творческого  мышления,  характеризующаяся созданием  обстановки,  максимально благоприятствующей развитию творчества;

• коллективный труд, реализующийся  путем организации исследовательской рабочей группы (временного творческого коллектива специалистов различных профессий и квалификации) для проведения анализа;

• междисциплинарный подход, предполагающий привлечение различных специалистов с целью использования их знаний, навыков и умений;

• применение новейших технологий для принятия управленческих, технических и организационных решений;

• прогнозирование для  выявления динамики изменения исследуемого объекта.

Функционально-стоимостной  анализ, используемый в целях совершенствования качества объекта анализа, может быть определен как процесс последовательного построения ряда специфических моделей анализируемого объекта,  позволяющих исследовать характер взаимодействий между элементами объекта,  а также взаимодействия объекта с надсистемой и окружающей средой.

Информация о работе Подходы к управлению затратами на качество. Отечественный и зарубежный опыт