Подходы к управлению затратами на качество. Отечественный и зарубежный опыт

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:17, реферат

Описание работы

Д. Кампанелла дает следующее определение затрат на качество: «Затраты, связанные с качеством, или цена качества, представляют собой разность между фактической себестоимостью продукции или услуги и ее возможной стоимостью, определенной при условии отсутствия случаев предоставления услуг, не соответствующих стандарту, или возникновения дефектов, выявляемых в процессе изготовления или после поставки продукции потребителям».

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1 Классификация затрат на качество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Обобщенная классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
Классификация по А. Фейгенбауму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Современные модели, описывающие затраты на качество . . . . . . . . . . . . . 6
2 Методы учета затрат на качество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
2.1 Подходы к управлению финансовой деятельностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.2 Методы управления затратами на качество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.2.1 Функционально-стоимостный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.2.2 FMEA-анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
2.2.3 Метод Quality Function Development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.2.4 Бенчмаркинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2.5 Метод по системе Just-In-Time. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
2.2.6 Система «Standard Costs» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2.7 Система «Direct Costing». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.2.8. Контроллинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
2.2.9 Аутсорсинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.2.10 Новые методы управления затратами в современной практике . . .24
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 322.67 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  автономное

образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Политехнический институт

институт

«Стандартизация, метрология и управление качеством»

кафедра

 

 

 

 

ДОКЛАД

«Подходы к управлению затратами на качество.

Отечественный и зарубежный опыт»

тема

 

 

 

 

 

Преподаватель                       ________________                   В.В. Костина

                                                                    подпись, дата                              инициалы, фамилия

 

Студенты   МТ 09-16    070900099                 __________       Н.В. Львова

                 номер группы  номер зачетной  книжки      подпись, дата        инициалы, фамилия

 

 

 

 

Красноярск 2012

Содержание

 

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1 Классификация затрат  на качество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

    1. Обобщенная классификация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
    2. Классификация по А. Фейгенбауму . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
    3. Современные модели, описывающие затраты на качество . . . . . . . . . . . . . 6

2 Методы учета затрат  на качество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

2.1 Подходы к управлению финансовой деятельностью . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

2.2 Методы управления затратами на качество . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.2.1 Функционально-стоимостный анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

2.2.2 FMEA-анализ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

2.2.3 Метод Quality Function Development . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16

2.2.4 Бенчмаркинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

2.2.5 Метод по системе Just-In-Time. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

2.2.6 Система «Standard Costs» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.2.7 Система «Direct Costing». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

2.2.8. Контроллинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

2.2.9 Аутсорсинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

2.2.10 Новые методы управления затратами в современной практике . . .24

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Д. Кампанелла дает следующее  определение затрат на качество: «Затраты, связанные с качеством, или цена качества, представляют собой разность между фактической себестоимостью продукции или услуги и ее возможной  стоимостью, определенной при условии  отсутствия случаев предоставления услуг, не соответствующих стандарту, или возникновения дефектов, выявляемых в процессе изготовления или после  поставки продукции потребителям».

В рамках современных концепций  качества определение, анализ и контроль расходов на качество являются первоочередными  задачами. Согласно МС ИСО 9000 учет и  оценка затрат на качество – один из базовых элементов системы качества организации. Затраты на качество выступают  как внутренняя экономическая основа системы качества, позволяющая определить экономические последствия любых  управленческих решений, принимаемых  в системе качества. 

До сих пор в системах качества экономика ассоциировалась  только с затратами на качество. Специалисты искали пути их адекватного  оценивания. Задача современного инженера по качеству -  не только идентифицировать затраты, произвести расчет и контроль, но и обеспечить управляемость таких  затрат, а также их снижение путем  внедрения СМК. 

Организации, которым не удается обеспечить требуемый уровень  качества товаров, услуг, несут высокие  затраты и подвергают свой бизнес значительному риску. Чтобы удовлетворить  покупателей и быть конкурентоспособными, руководству организации необходимо изыскивать наименее затратные пути непрерывного улучшения качества продукции.

В данной работе будут рассмотрены  виды затрат на качество, а также  методы их учета и анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Классификация  затрат на качество: различные подходы

 

Прежде чем начать анализ и учет затрат, необходимо определиться, какими же эти затраты бывают, т.е. разобраться в классификации  затрат на качество.

Как и в любом вопросе  о качестве, здесь существует несколько  подходов. Это связано с различным пониманием природы происхождения этих затрат, а также с разностью теоретических обоснований.

Рыночные отношения требуют  внедрения в практику международных  правил ведения учета, анализа хозяйственной  деятельности и отчетности. В принципе, эту информацию можно разделить  на внешнюю (финансовую) и внутреннюю (управленческую) как по характеру ее сбора, так и по использованию.

Внутренний учет и анализ называют управленческим, различие между  ним и внешней отчетностью  постоянно углубляется. Во всяком случае, управленческий анализ субъективен, конфиденциален, но именно он несет нагрузку обеспечения  принятия решений и им занимаются профессионалы высокого уровня; однако при этом страдают сопоставимость и  возможность обобщения данных различных  фирм. В Международных стандартах на системы качества отмечается: затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации  согласно ее собственным критериям.

При этом к затратам, связанным  с качеством, относят затраты, возникающие  при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, в  том числе при совершенствовании  качества, а также связанные с  потерями, когда не достигнуто удовлетворительное качество; некоторые потери можно  с трудом определить количественно, но они могут быть очень существенными (например, потеря престижа фирмы).

Исследования по данному  направлению привели к появлению  ряда классификаций затрат на качество.

 

    1. Обобщенная классификация

 

В классификации, представленной в таблице 1, сформированы классификационные группы затрат по различным аспектам в зависимости от конкретных условий и требований.

 

Таблица 1 - Обобщенная классификация  затрат на качество

Признак классификации

Классификация групп  затрат

По целевому назначению

Улучшение, обеспечение и  управление качеством

По экономическому характеру  затрат

Текущие и единовременные

По виду затрат

Производительные и не производительные

По методу определения

Прямые и косвенные

По возможности учета

Поддающиеся прямому учету и не поддающиеся прямому учету, которые экономически не нецелесообразно учитывать

По стадиям жизненного цикла продукции

На качество при разработке, изготовлении и использовании продукции

По факторному признаку

На трудовые, организационные, информационные, материальные, технические  и технологические

По отношению к производственному  процессу

На качество в основном, вспомогательном и обслуживающем  производстве

По возможности оценки

Планируемые и фактические

По характеру структурирования

По предприятию, производству (цеху) и видам продукции

По объектам формирования и учета

Продукция, процессы и услуги

По виду учета

Бухгалтерский, целевой, оперативный  и аналитический

По источнику данных о  затратах

Синтетические и действительные

По календарным периодам

День, неделя, месяц, квартал  и год

По субъектам экономических  отношений

У поставщиков сырья, организации-изготовителя и потребителя товара

По МС ИСО 9000:2000

Затраты на соответствие и  издержки на несоответствие


 

1.2 Классификация по А. Фейгенбауму

 

Теперь рассмотрим другую классификацию.  Наиболее известная система классификации затрат на качество  подразделяет их на четыре категории. Состав и структура затрат, сгруппированных по такому признаку, впервые была предложена американским ученым в области качества А. Фейгенбаумом. Коротко перечислим их.     

Превентивные затраты, или затраты на предотвращение несоответствия качеству (prevention costs). Это расходы, понесенные на то, чтобы выпуск продукции соответствовал стандартам качества. К превентивным затратам можно отнести: планирование качества; контроль технологического процесса; проектирование аппаратуры, применяемой для получения информации о качестве; работа с кадрами по обучению методам обеспечения качества; обучение и сертификация поставщиков с тем, чтобы они поставляли бездефектные детали и материалы и обеспечивали лучший, более надежный, дизайн продуктов.   

Затраты на оценку качества (appraisal costs). Затраты, понесенные для того, чтобы удостовериться, что продукты удовлетворяют требованиям внутренних и внешних потребителей. К таким затратам можно отнести: проведение испытаний и приемочный контроль материалов; лабораторные приемочные испытания и измерения; технический контроль; самоконтроль (проверка качества продукции самими работниками); аттестация качества продукции сторонними организациями; техническое обслуживание и проверка аппаратуры, применяемой для информации о качестве; испытания в условиях эксплуатации.     

Затраты при внутреннем обнаружении качественного несоответствия (internal failure costs). Затраты, понесенные в том случае, когда производственный процесс выявляет дефектный компонент или продукт, прежде чем он будет отгружен внешнему потребителю. Пример таких затрат: стоимость утилизации дефектной продукции (брака), переделок, повторных проверок и испытаний дефектной продукции; затраты на анализ применяемых материалов; потери от уценки дефектных изделий. 
          Затраты при внешнем обнаружении качественного несоответствия (external failure costs). Затраты, понесенные в том случае, когда клиенты обнаруживают дефект. К таким затратам можно отнести: расходы на удовлетворение претензий потребителей, включающие техническое обслуживание изделий на месте эксплуатации; замену дефектных изделий; затраты на переделку или замену; расходы по гарантийным обязательствам; убытки, связанные с отзывом продукции, поставленной потребителям.  

Предотвратить дефекты намного  дешевле, чем выявить и устранить  их после того, как они имели  место.

 

    1. Современные модели, описывающие затраты на качество

 

     

Рисунок 1 – Классификация  затрат на качество (1) 
   

На рисунке 1 представлена модель, предложенная А.В. Орешиным. 
  Как видим, затраты, связанные с качеством продукции, включены в различные секции. 

Секция А. Затраты  на предотвращение несоответствий: 
     – стоимость предупреждающих мероприятий; 
     – стоимость обучения персонала; 
     – затраты на развитие бизнеса; 
     – стоимость внедрения системы менеджмента качества (СМК); 
     – стоимость разработки продукции.

Секция Б. Затраты  на оценку качества: 
     – затраты на оценку качества закупаемой продукции, материалов, услуг (входной контроль); 
     – затраты на проверку в ходе производства (инспекции); 
     Секция В. Прямые внутренние затраты: 
     – затраты на ошибки при проектировании продукции; 
     – затраты на ошибки при закупке; 
     – затраты на ошибки в процессе производства. 
     Секция Г. Непрямые (скрытые) внутренние затраты: 
     – ошибки менеджмента; 
     – потери (затраты) из-за неправильного (несоответствующего) использования активов и собственности организации; 
     – затраты на исправление ошибок, связанных с маркетинговыми исследованиями; 
     – затраты на исправление ошибок административного персонала; 
     – затраты из-за неэффективности производства; 
     – затраты, связанные с ошибками в процессе планирования/производства. 
     Секция Д. Прямые внешние затраты: 
     – стоимость неудовлетворения (жалоб) заказчика; 
     – затраты по гарантии; 
     – затраты на отзыв продукции; 
     – прочие затраты по обязательствам перед заказчиком; 
     – затраты на штрафы и неустойки. 
     Секция Е. Непрямые (скрытые) внешние затраты: 
     – потери из-за недостаточного объема выпускаемой продукции; 
     – потери из-за низкого качества продукции по сравнению с конкурентом; 
     – снижение продаж из-за потери репутации на рынке. 

Особенность внедрения данной модели в том, что следует учитывать  стиль менеджмента и специфику  производства каждой организации. Для  практического решения вопросов организации учета затрат на качество можно использовать классификацию  затрат на производство.

Э.В.Минько и М.Л. Кричевский предлагают следующую классификацию расходов на качество, складывающуюся из пяти групп затрат, представленную на рисунке 2.     

 

 
Рисунок 2 - Классификация затрат на качество (2)

 

Информация о работе Подходы к управлению затратами на качество. Отечественный и зарубежный опыт