Платежный баланс страны и проблемы его регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение платежного баланса страны и проблем его регулирования.
Задачами курсовой работы является:
Рассмотрение понятия, структуры платежного баланса страны и взаимосвязи его счетов;
Изучить направления регулирования платежного баланса;
Рассмотреть состояние, проблемы и перспективы платежного баланса Беларуси.

Содержание

Введение 3

1.Платежный баланс: понятие, структура, взаимосвязь счетов 5
2. Основные направления макроэкономического регулирования платежного баланса 12

3. Платежный баланс Республики Беларусь: состояние, проблемы, перспективы 24
Заключение 32
Список используемых источников 34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МАКРО.doc

— 2.14 Мб (Скачать)

схемой, наглядно показывающей направления действия и эффективность тех или иных инструментов. В реальной жизни встает вопрос об использовании

соответствующей смеси политик для достижения поставленных целей. Если

при фиксированном валютном курсе выбор инструментов вполне очевиден: бюджетная политика при высокой мобильности капитала и валютная политика

при любой политике в  области движения капитала, то при плавающем валютном курсе и, например, полной немобильности капитала могут использоваться как бюджетная, так и денежная политика.

Также можно отметить, что все описанные выше случаи, основанные на изначальном импульсе от расширения бюджетных расходов или денежной массы, полностью симметричны. Корректировка происходит в обратном порядке, если бюджетные расходы или денежная масса сокращаются и соответствующие кривые смещаются не вправо, а влево.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

3. Платежный  баланс Республики Беларусь: состояние,  проблемы, перспективы

 

Рассмотрим основные проблемы платежного баланса Республики Беларусь. К ним относится:

1. Существенный дефицит платежного баланса.

Основные факторы, оказывающие  влияние на увеличение дефицита платежного баланса:

-уменьшение внешнего спроса на белорусскую продукцию;

-увеличение понижающего коэффициента к таможенным пошлинам на нефть;

-высокая доля критического импорта во внешнеторговом обороте страны.

2. Ограниченность золотовалютных резервов.

3. Относительно высокие инфляционные и девальвационные ожидания домашних хозяйств и  предприятий.

Дефицит платежного баланса  в стране является самой главной проблемой. Дефицит платежного баланса сопровождается обвалом национальной валюты, оправиться от которого очень непросто. В стране происходит инфляция, теряющая управляемость. Угрозы гиперинфляции становятся все более реальными. Инфляцию приходится гасить сверхскоростными методами, сокращая совокупный спрос, сжимая денежную массу. Подобный способ стабилизации сбивает инфляцию, но обрекает экономику на тяжелую депрессию.

При дефиците платежного баланса курс национальной валюты падает, уменьшаются объемы импорта товаров, возрастают товарный экспорт и импорт капитала. В результате автоматически уменьшается объем операций, уводящих иностранную валюту из страны, и увеличивается объем сделок, способствующих ее притоку. Эти процессы автоматически убирают дефицит платежного баланса.

Одним из более эффективных методов регулирования дефицита платежного баланса в мировой практике является ужесточение фискальной политики путем сокращения расходов. На поддержку реального сектора экономики направляется ежегодно в среднем 12% ВВП. Данные государственные субсидии могут быть значительно сокращены. Осуществление проектов модернизации предприятий и развития инфраструктурных объектов в период посткризисного формирования экономики целесообразно осуществлять

на принципах государственно-частного партнерства. Финансирование инфраструктурных проектов может осуществляться через альтернативный механизм выпуска инфраструктурных облигаций.

Это ценные бумаги с длительным сроком погашения, позволяющие привлечь ресурсы на долгосрочной основе для реализации конкретных объектов транспортной системы, жилищно-коммунального хозяйства, энергетической и социальной сферы.

Погашение дефицита текущего счета платежного баланса Беларуси осуществлялось за счет средств нерезидентов. Привлечение прямых

25

иностранных инвестиций является предпочтительным для экономики страны, так как не приводит к увеличению долговых обязательств. В 2011 году, когда закончатся выплаты за ОАО «Белтрансгаз» для обеспечения притока иностранных инвестиций, придется значительно активизировать работу по привлечению иностранных инвесторов.

Для активизации инвестиционного  процесса в Республике Беларусь необходимо:

- привлекать средства международных фондов прямых инвестиций. Это могут быть западные фонды частного капитала (private equity), оффшорные фонды, сформированные на средства российских инвесторов и управляемые российскими управляющими, кэптивные фонды прямых инвестиций, существующие при российских финансово-промышленных группах, фонды Евросоюза для финансирования инфраструктурных проектов;

- создавать национальные фонды прямых и портфельных инвестиций и формировать условия для становления и развития отечественного института коллективных инвестиций.

Преимущество таких  фондов заключается в том, что они предпочитают осуществлять среднесрочное и долгосрочное инвестирование, могут также осуществлять и комплексное финансирование - акционирование вместе с предоставлением конвертируемых кредитных линий и займов .

Проведем анализ экспорта – импорта за 2007-2011года [Приложение 2].

Платежный баланс Республики Беларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственное  значение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендаций МВФ.

Отрицательное сальдо счета текущих операций за 2007 год составило 3037,6 млн. долларов США, по сравнению с 2008 годом (5048,8 млн. дол. США) увеличилось на 2011,2 млн. дол. США. По сравнению с 2009 годом- отрицательное сальдо составило 6041,9 млн. дол. США, что показывает на увеличение сальдо счета текущих операций на 993,1 млн. дол. США. В 2010 году произошло увеличение сальдо на 2450,8 млн. дол. США (8492,7 млн. дол. США). Но в 2011г. сальдо уменьшилось на 2178  млн. дол. США [5].

Отрицательное сальдо внешней  торговли товарами  и  услугами  в 2007г. сформировалось  в  размере 2822,4 млн. дол. США, что показывает увеличение по сравнению с 2008 годом в 1,5, что составляет 4451,4 млн. дол. США. В 2009 году отрицательное сальдо внешней торговли и услуг увеличилось на 1096,9 млн. дол. США и составило 5548,3млн. дол.  А в 2010 году сальдо увеличилось на 1877,3 млн. дол. США, что составляет 7425,6 млн. дол. США. Но в 2011 году сальдо уменьшилось в 4 раза, что составило 1638,1 млн. дол. США[6].

Сальдо экспорта по торговле товарами и услугами в 2007 году составило 27608,3 млн. дол, по с равнению с 2008 годом сальдо увеличилось на 9695,4 млн. дол и составило 37303,7 млн. дол. В 2009 году сальдо экспорта уменьшилось и составляло 24829,4 млн. дол, а в 2010 увеличилось всего лишь на 4996,6 млн. дол., что составило 29826,0 млн. дол. Большее значение экспорта было выявлено в 2011 году, которое составило 46670,4 млн. дол[7].

 

26

Основными видами экспортируемых Республикой Беларусь товаров являлись: нефть и нефтепродукты, экспорт которых составил 13 857 млн. долларов (34,4 % экспорта товаров), а также калийные удобрения – 3 351,4 млн. долларов (8,3 %).

Товары  белорусского  производства  поставлялись  на  рынки 156  государств.  В Российскую  Федерацию  продано 34 %  общего  объема  экспорта  Республики  Беларусь,  из которых 37,8 %  составили  поставки  транспортных  средств,  машин  и  оборудования, 23,7 % –  сельскохозяйственной  продукции  и  продуктов  питания.  В  страны  ЕС  было поставлено 39 % общего экспорта товаров, при этом доля минеральных продуктов в экспорте в эти страны составила 69 % .

Более экспортированным товаром Республики Беларусь являются минеральные продукты, которые в 2007 году составляли 8645,0 млн. дол, к 2008 году произошло увеличение на 3562,4 млн. дол. Но к 2009 году опять уменьшилось и составило 8072,7 млн. дол. В 2010 году произошло уменьшение на 941,4млн. дол. и составило 7131,3  млн. дол. А к 2011 году экспорт минеральных продуктов увеличился в 2 раза и составил 14992,2 млн. дол.[Приложение 3].  

Отрицательное сальдо внешней  торговли товарами и услугами по импорту  в 2007 году составило 30430,7 млн. дол, а в 2008 году сальдо увеличилось на 11324,4 млн. дол и составило 41755,1 млн. дол. По сравнению с 2009 годом, произошло уменьшение на 11377,4 млн. дол (30377,7 млн. дол). А уже в 2010 году сальдо импорта начало увеличиваться и составило 37251,6 млн. дол. По сравнению с 2011годом сальдо увеличилось на 11056,9 млн. дол. и составило 49308,5 млн. дол[8,9].

Импорт  товаров  осуществлялся  из 188  стран.  Основным  поставщиком товаров оставалась  Российская Федерация,  доля  которой в импорте товаров составила 54,5 %.  Из России поставлялись главным образом минеральные продукты (66,8 % импорта из России) и недрагоценные металлы (11,5 %). Доля импорта товаров из стран ЕС составила 19 %. Из этих стран осуществлялись в основном поставки машин и оборудования (33,4 % импорта из стран ЕС), продукции химической промышленности (13,9 %) и сельскохозяйственной продукции и продуктов питания (11,6 %).

Как было указано ранее, минеральные продукты являются наиболее импортируемым продуктом. В 2007 году сальдо импорта по минеральным продуктам составило 10259,3 млн. дол. В 2008 году произошло увеличение на 4079,3 млн. дол, что составило 14338,6 млн. дол. Уже в 2009 году сальдо импорта уменьшилось и составило 11512,8 млн. дол. В 2010 году сальдо минеральных продуктов увеличилось на 832,9 млн. дол. и составило 12345,7 млн. дол. а к 2011 году увеличилось на 6739,8 млн. дол, что составляет 19085,5 млн. дол.

Золотовалютные резервы (международные резервы или официальные резервы) — внешние высоколиквидные активы, представленные в виде иностранной валюты и золота, которые находятся под контролем государственных органов денежно-кредитного регулирования и в любой

27

момент могут быть использованы для финансирования дефицита платёжного баланса, для интервенций на валютных рынках, оказывающих влияние на курс национальной валюты, или для аналогичных целей.

В 2007 году золотовалютные резервы Беларуси в национальном определении превысили 1,9 миллиарда долларов США.

По предварительным  данным, на 202,3 миллиона долларов США, или  на 11,5 процента, увеличились за первый квартал 2007 года золотовалютные резервы Беларуси в национальном определении и на 1 апреля превысили 1,9 миллиарда долларов США.

Положительное влияние  на рост международных активов страны в основном оказали покупка-продажа  и конверсия Национальным банком иностранной валюты. За счет этих операций они пополнились почти на 171 миллион долларов США. Кроме этого пополнение произошло и за счет получения прибыли, увеличения обязательств перед иностранными банками, стоимости драгоценных металлов и камней, а также увеличения средств Министерства финансов в Национальном банке.

В 2008 году сложившаяся ситуация на внешних финансовых рынках не несет существенной угрозы для экономики и банковского сектора страны. Это связано как с устойчивым положением основных экономических и финансовых партнеров Республики Беларусь, так и с достаточным запасом прочности экономики самой республики и ее национальной банковской системы.

Так, за 2007 год и прошедший  период 2008 года золотовалютные резервы  Беларуси возросли более чем в 3 раза и на 1 сентября в национальном определении составили свыше 5,6 млрд. долларов США. Кроме того, в течение всего нынешнего года уровень ликвидности банковского сектора страны существенно превышает текущую потребность предприятий и населения.

Последние события, также как и в 2007 году, подтверждают оптимальность экономического курса Республики Беларусь. Он основывается на формировании условий долгосрочного роста экономики при активной роли государства для реализации согласованной общеэкономической, денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. При этом в Республике Беларусь организована широкая система мониторинга финансовых рынков, позволяющая заблаговременно оценивать и предупреждать возникновение внутренних и внешних рисков. В распоряжении Национального банка и Правительства находится достаточный набор инструментов и резервов для адекватного оперативного реагирования на неблагоприятные факторы для экономики страны.

В 2009 году золотовалютные резервы Беларуси в национальном определении составляют 3814,2 миллиона долларов США.

По предварительным  данным, на 152 миллиона долларов США, или  на 4,2 процента, увеличились за два  месяца нынешнего года золотовалютные резервы Беларуси в национальном определении и на 1 марта достигли 3814,2 миллиона долларов США. В определении ССРД МВФ они возросли на 265,8 миллиона долларов США, или на 8,7 процента, и составили 3326,9 миллиона долларов США. Положительное влияние на рост золотовалютных резервов в

28

январе-феврале оказали  поступление первой транши кредита  Международного валютного фонда, а также средств от продажи пакета акций ОАО "Белтрансгаз".

Кроме того, на увеличение показателя международных резервных  активов повлияли проводимые Национальным банком операции покупки-продажи иностранной  валюты на внутреннем внебиржевом рынке. В незначительной степени пополнение произошло и за счет влияния изменения обязательств Национального банка перед банками и банков перед Национальным банком, осуществления расчетов по операциям с иностранной валютой, изменения стоимости и объема драгоценных металлов и драгоценных камней и прочих факторов.

  В январе 2010 года золотовалютные резервы Республики Беларусь в национальном определении составили 3877,4 миллиона долларов США. Текущий размер золотовалютных резервов Республики Беларусь позволяет Национальному банку обеспечивать стабильность динамики курса национальной валюты в пределах, установленных основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Информация о работе Платежный баланс страны и проблемы его регулирования