Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:01, реферат
В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:
• расширение сбыта;
• приобретение ресурсов;
• диверсификация источников снабжения и сбыта.
Импорт — ввоз из-за границы товаров, научно-технической продукции, платное пользование услугами зарубежных фирм. В состав импорта включаются иностранные инвестиции и кредиты.
Планирование и учет экспорта в стоимостной оценке осущест- нляются по ценам, учитывающим стоимость товара и расходы по его доставке до сухопутной границы или до порта отгрузки страны-экспортера.
При стоимостной оценке импортируемых товаров учитываются их стоимость и расходы по транспортировке до границы стра- пы-импортера.
При планировании экспорта и импорта наряду со стоимостными применяются натуральные и условно-натуральные измерители. Натуральные показатели (тонны, килограммы, метры, штуки и т.д.) определяют долю предприятия на рынке, характеризуют производственную специализацию предприятия. На их основе определяется потребность в производственных мощностях, материальных, трудовых, энергетических и иного вида ресурсах.
Условно-натуральные измерители позволяют привести все виды выпускаемой продукции к одному образцу, принятому за базу (удобрения азотные N в тоннах, удобрения калийные К20 в тоннах, микросхемы серии «X» и т.д.).
На динамику внешнеторгового оборота, экспорта и импорта оказывают влияние структура товаров, средние цены, рост (снижение) физических объемов ввоза (вывоза) продукции. Планируя данные показатели ВЭД, необходимо определить влияние каждого из них.
В качестве примера рассмотрим динамику экспортных поставок тканей на предприятии (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Показатель | Базовый год | Планируемый год | Измененния |
Объем поставок в стоимостном выражении, млн дол. США | 11 | 15,225 | +4,225 |
Количество, млн пог. метров | 10 | 10,5 | +0,5 |
Ср. цена 1 пог. метра, дол. США | 1Д | 1,45 | +0,350 |
Определим влияние факторов:
рост физического объема экспорта:
(10,5 — 10,0) ■ 1,1 = 0,550 млн дол. США;
рост средней цены:
(1,45 — 1,1) • 10,5 = 3,675 млн дол. США.
Всего изменения: 0,55 + 3,675 = 4,225 млн дол. США.
Таким образом, рост экспортных продаж на 87 % (3,675 из 4,225) связан с повышением средней цены поставляемых тканей. Дальнейший анализ требует выявления соответствующих причин. Если такой рост вызван углублением степени обработки ткани, улучшением их потребительских характеристик и не отражается на снижении конкурентоспособности товара, его можно предусматривать в планах ВЭД предприятия.
Внешнеторговое сальдо представляет собой разницу между экспортом и импортом. Если экспорт превышает импорт, сальдо является положительным, в противном случае — отрицательным.
Определение размеров
внешнеторгового оборота
Доходы от внешнеэкономической деятельности — составная часть общего результата хозяйственной деятельности предприятия. Однако при их определении необходимо учитывать ряд особенностей:
во-первых, денежные средства, из которых формируются доходы от ВЭД, поступают в иностранной и национальной валюте;
во-вторых, часть валютных средств в соответствии с законодательством должна быть продана государству с компенсацией в национальной валюте;
в-третьих, величина дохода от ВЭД зависит и от курсовой разницы, т.е. изменения курса национальной валюты по отношению к иностранной.
Доходы от ВЭД состоят из выручки от продажи товаров, услуг, научно-технической продукции, финансовых и других неторговых операций, курсовой разницы.
При планировании доходов от ВЭД расчеты производятся в иностранной и национальной валюте, в последнем случае валютная выручка умножается на прогнозируемый на данный календарный период курс иностранной валюты к национальной.
Издержки предприятия при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Любые виды ВЭД требуют определенных затрат (материальных, трудовых, финансовых), связанных пак с производством, так и с реализацией или закупкой товаров (маркетинг, упаковка, транспортировка и т.д.). Кроме того, предприятия платят налоги, часть которых также включается в издержки. Все затраты предприятия, выраженные в денежной форме и связанные с производством и реализацией продукции, принято называть ее себестоимостью [5].
Планирование
себестоимости ВЭД
в процессе ВЭД предприятие расходует денежные средства кик в своей стране, так и за рубежом;
структура расходов, связанных с ВЭД, отличается возрастанием доли коммерческих расходов. Появляются новые виды затрат: оплата таможенных пошлин, таможенных и экологических сборов, разрешений на проезд транспортных средств по территории иностранного государства, сертификатов и лицензий; предприятие несет расходы по обработке и страхованию грузов, страхованию гражданской ответственности, заграничным командировкам; значительно возрастают транспортные издержки. Все это необходимо предусматривать, планируя издержки при осуществлении ВЭД.
Непроизводительные расходы, связанные с уплатой штрафов и неустоек за нарушение законодательства в области таможенного, валютного и налогового законодательства, а также с невыполнением обязательств перед зарубежным партнером, не планируются.
Прибыль от внешнеэкономической деятельности определяется как разность между доходами от ВЭД и расходами на нее.
Прибыль от ВЭД планируется в национальных денежных единицах в составе общей прибыли при формировании финансового плана предприятия. Валютная прибыль, как правило, рассчитывается при выборе возможных вариантов экспортно-импортных и других внешнеэкономических операций. На основе определения валютной прибыли определяется и валютная эффективность.
Планированию прибыли ВЭД должен предшествовать анализ факторов, влияющих на ее размеры. При экспорте — это рост объема продаж и снижение себестоимости.
В качестве примера проведем расчет влияния этих факторов на изменение размера прибыли, исходя из данных табл. 3.2.
Таблица 3.2
Показатель | Базовый год | Планируемый год | Результат |
Объем экспорта в национальной валюте, млрд бел. р. | 2 | 2,3 | +0,3 |
Полные затраты на выполнение экспортной программы в национальной валюте, млрд бел. р. | 1,8 | 2,047 | +0,247 |
Прибыль от экспорта, млрд бел. р. | 0,2 | 0,253 | +0,53 |
Удельные издержки на рубль экспорта составили: в базовом году — 1,8 / 2,0 = 0,9 р.; в планируемом — 2,047 / 2,3 = 0,89 р.
За счет снижения удельных затрат планируется получить:
2300 (0,9 - 0,89) = 0,023 млрд р. прибыли.
За счет роста объема экспорта:
(2,3 - 2,0) • (1 - 0,9) = 0,03 млрд р.
Рост прибыли за счет обоих факторов составит:
0,023 + 0,03 = 0,053 млрд р.
Анализ показывает, что за счет снижения затрат на производство и реализацию продукции за рубеж планируется получить около 44 % прироста прибыли.
Валютные фонды предприятий образуются за счет части валютной выручки, приобретения валюты за национальные денежные средства, иностранных валютных кредитов. Планирование валютных фондов предусматривает определение их размеров и источников, направлений использования. В числе последних — техническое перевооружение, включая проектирование, закупки оборудования, лицензий, ноу-хау, сырья, оплату зарубежного опыта, консультирование в сфере управления, производства, маркетинга и других научно-практических услуг, связанных с сопровождением и обслуживанием инновационной деятельности. В числе других направлений использования валютных фондов — затраты на подготовку кадров, обслуживание валютных кредитов и их возврат, зарубежные командировки и прочие предусмотренные законодательством расходы.
Планирование
ВЭД предприятия осуществляется
на основе действующих норм и нормативов,
цен, таможенного и валютного законодательства.
Основная задача планирования ВЭД — обеспечение
валютного самофинансирования и самоокупаемости
в экспортно- импортной деятельности,
научно-техническом и производственном
сотрудничестве с зарубежными партнерами.
Информация о работе Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия