Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:01, реферат

Описание работы

В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:
• расширение сбыта;
• приобретение ресурсов;
• диверсификация источников снабжения и сбыта.

Работа содержит 1 файл

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- реф 2 по соц.эконом планир.doc

— 276.00 Кб (Скачать)
 

 

Весь процесс  планирования внешнеэкономической  деятельности предприятия (рис. 5) включает в себя семь основных блоков (табл. 6).

Таблица 6. Процесс планирования внешнеэкономической деятельности предприятия

№ блока Функции и их последовательность Краткое содержание
1 Выбор долгосрочных целей Рост сбыта, снижение риска и издержек и т.д.
2 Оценка собственных  возможностей Финансовых, производственных, ресурсных, сбытовых, научно-технических и др.
3 Изучение рынка Характер конкуренции, емкость, динамика, регулирование цен, реклама, налогообложение и др.
4 Выбор альтернатив (стратегий) Определение методов  достижения целей, выработка товарной, сбытовой, ценовой, научно-технической и иных стратегий
5 Разработка  тактики Выбор средств  достижения целей на отдельных этапах внешнеэкономической деятельности
6 Формирование  спроса и стимулирование сбыта Система введения на рынок новых товаров
7 Анализ и контроль Оценка полученных результатов, учет отклонений от целей, корректировка действий, план действий в непредвиденных условиях
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Планирование  внешнеэкономической  деятельности

Планирование  является важной частью менеджмента  ВЭД, основной ее функцией. Предприятие, не умеет планировать не считает нужным это делать, вряд ли может достичь серьезных успехов в своем развитии. Конечно, планирование - не панацея от всех бед, однако внимательный подход к этому важному этапу работы создает основу для успешной деятельности предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Суть планирования можно определить как умение предвидеть цели предприятия, результаты его деятельности и ресурсов для достижения этой цели.

В сфере ВЭД  планирования означает также умение определять цель ВЭД как составной части общей системы внутреннего планирования. Основная цель ВЭД не должна расходиться с общей целью предприятия, должна быть направлена ??на их успешное осуществление за счет внешних факторов экономического роста. Планирование помогает ответить на важные вопросы:

1. Где предприятие  находится в настоящее время,  его экономические позиции, в  том числе во внешней сфере?

2. Каким образом,  при помощи каких ресурсов  может быть достигнута цель  предприятия, в том числе по ВЭД, и как может быть использована внешнеэкономическая деятельность для его успешного социально-экономического развития?

Планирование  ВЭД является объективно необходимым  для любого предприятия-субъекта ВЭД. Это определяется прежде:

- Стремлением  предприятий, функционирующих в условиях глобализации рынка, получить дополнительную прибыль за счет более полного использования преимуществ международной труда, международной экономической интеграции; предусмотреть неблагоприятные воздействия внешних факторов, различные непредвиденные обстоятельства, Которые могут произойти на мировом рынке;

- И главное  - необходимость прогнозирования  своего будущего. Для этого важно  определить каким будет рынок  в будущем, в котором будет  развиваться, чего ждут потребители  от предприятия, его возможности в увеличении экспортного потенциала, объема продаж и т.д.

Определяя желаемые и возможные ориентиры своей  будущей деятельности на мировом  рынке, предприятия тем самым  уменьшают возможность непредсказуемых  действий внешних факторов, степень риска, связанного с их действиями.

Многие предприятия  работают без официально принятых планов. По их мнению, ситуация на рынке меняется очень быстро, особенно на внешнем, чтобы планирование приносило какую-нибудь пользу. Действительно, внешняя среда бизнеса, особенно международного, характеризуется быстрыми изменениями. В западных странах это объясняется высокой насыщенностью потребительского спроса, его индивидуализации, разнообразным характером. Эти изменения спроса диктуют сдвиги других факторов среды:

технологии, средств  связи и т.д. Соответственно и  бизнес должен быстро меняться.

В экономике  Украины подвижность среды, обусловлена ??прежде переходным характером нашего хозяйства, стремительным вхождением нашей страны в мировой интеграционный процесс, либерализацией ВЭД и, как следствие, нестабильностью социально-экономической сферы. 

Однако, как свидетельствует  мировой опыт и некоторые примеры  хозяйствования отечественных предприятий (например, НКМЗ ОАО Концерна "Стирол", ДМЗ и др.), формальное планирование имеет важные преимущества:

- Планирование  поощряет руководителей постоянно  думать перспективно;

- Ведет к более  четкой координации деятельности  предприятия;

- Стимулирует  менеджеров к реализации своих  решений в дальнейшей работе;

- Способствует  более четкому определению фирмой своих целей и задач;

- Улучшает обеспечение  фирмы необходимой информацией;

- Помогаетболее  рациональному распределению ресурсов;

- Способствует  активизации работы по изучению  мирового рынка, поиска необходимых  партнеров по бизнесу;

- Делает фирму  более подготовленной к неожиданным  изменениям;

- Облегчает контроль  за деятельностью на предприятии  и т.д.. В современных условиях  жесточайшей конкурентной борьбы  на мировом рынке потребность  в планировании ВЭД значительно  возрастает.

В зависимости  от степени неопределенности в планировании, временных ориентаций идей планирования, границ планирования и т.д., в мировой  практике используются различные типы планирования ВЭД. Например, в зависимости  от того, какой предел (период) времени  охватывают планы, составленные на предприятии, планирование разделяется на три типа: долгосрочные, среднеотдаленные, кратковременные.

Долгосрочное  планирование охватывает долгие периоды  времени. 10-25 лет. Некоторое время  долгосрочное планирование отождествлялось со стратегическим, но эти два понятия рассматриваются отдельно. Стратегическое планирование по своему содержанию много сложнее долговременного. Среднеотдаленные планирования конкретизирует ориентиры, определенные в долгосрочных планах. Они рассчитаны на более короткое время.

До недавнего  среднеотдаленные планирования рассчитывалось на 5 лет, однако скорость изменений  внешней среды обусловила необходимость  сократить срок этого типа планирования примерно до 2-3 лет. В сфере ВЭД среднеотдаленные планы решают задачи, связанные с перестройкой существующих производственных мощностей, обновлением ассортимента, расширением или сужением экспорта (импорта), поиском новых рынков сбыта и т.д.

Кратковременное планирования - выработка планов на 1-2 года.

Обычно это  годовой план. который насчитывает  в себе конкретные задачи по осуществлению  экспортно-импортных операций. Они (операции) содержат информацию о сроках, объемах, ассортименте, очередность  поставок и т.д.

Весь процесс  планирования ВЭД по внутрифирменого, можно условно разделить на две  стадии:

1. Разработка  стратегии ВЭД (стратегическое  планирование).

2. Определение  тактики осуществления выработанной  стратегии (оперативное или тактическое  планирование).

Стратегия производственного  предприятия - это совокупность главной  цели и основных способов достижения намеченной цели. Другими словами, разработка стратегии предприятия означает определение общих направлений  его развития. Разработка стратегии  ВЭД означает определение основных направлений деятельности фирмы в международной сфере, на мировом рынке. Важно еще раз подчеркнуть. что стратегические планы развития ВЭД должны быть интегрированы в общую стратегию развития предприятия в целом.

Стратегическое  планирование обычно рассчитано на длительный период, хотя на многих предприятиях стратегия базируется на среднеотдаленные планировании (второй способ более приемлем для предприятий Украины, работающих в условиях большой неопределенности. В сфере ВЭД стратегическое планирование может охватывать период от 4 до 7 лет.

Как уже отмечалось, не стоит отождествлять стратегическое и долгосрочное планирование.

Стратегическое  планирование - это не функция времени, а прежде функция направленности. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а насчитывает  в себе совокупность глобальных идей развития предприятия, в том числе  в сфере ВЭД.

Тактическое планирование обычно охватывает кратковременный и среднеотдаленные периоды от 0,5 до 2 лет (обычно год). Оно имеет дело с решением того, как должны быть рассчитаны ресурсы предприятия для достижения стратегических целей. Если главным вопросом стратегического планирования является вопрос:

"Чего хочет  добиться предприятие?", То тактическое  планирование направлено на решение  другого вопроса: "Как предприятие  должно достичь такого состояния?"

Процесс планирования ВЭД в свою очередь состоит  из целого ряда этапов (фаз). Однако еще до начала работы над планами ВЭД предприятию важно владеть информацией по таким вопросам:

- Что и когда  экспортировать (импортировать)?

- В каких условиях  следует осуществлять ВЭД?

- Какие виды  и формы ВЭД целесообразно  выбрать?

- Какие ресурсы имеет предприятие для осуществления ВЭД?

- Какой должна  быть организационная структура  управления ВЭД?

- Какой результат  ожидается от ВЭД (приблизительный  размер прибыли, рентабельность, Размеры расширения сбыта, валютная  выручка и т.д.)?

Процесс планирования может быть выражен следующим этапам:

Первый. Определение  миссии и комплекса задач. Составление "дерева задач".

Второй. Анализ и оценка внутренней и внешней  среды. Иногда данный этап предшествует этапу определения задач.

Третий. Стратегический анализ. Фирма сравнивает задачи и результаты исследования факторов внутренней и внешней среды, определяет разрыв между ними, формирует различные варианты стратегий.

Четвёртом. Сравнения  и определения одной из альтернативных стратегий, ее разработка.

Пятый. Готовится окончательный стратегический план деятельности фирмы в сфере ВЭД.

Шестой. Среднеотдаленные планирования. Разработка среднепродолжительным  планов и программ.

Седьмой. На основе стратегического и среднеотдаленные планирования разрабатываются годовые  оперативные планы и проекты.

Восьмой. Контроль за исполнением решений, воплощенных  в планах. Этот этап не является стадией  непосредственного процесса планирования, однако он имеет важное значение для  планирования и реализации стратегии  ВЭД предприятия, потому что дает возможность более раннего выявления возможного разрыва между плановыми показателями и фактическим выполнением и внесение соответствующих коррективов в этот процесс. В целом процесс планирования представляет собой якобы замкнутый цикл с прямым и обратным связью.

Результатом процесса планирования является система планов, которую можно разделить на следующие  элементы:

1. Стратегический  план (или генеральный план), который  чаще всего состоит на 5 лет.

2. Общефирменных  план, основу которого составляет "план развития", содержащий в себе и развитие ВЭД.

3. Оперативные  планы предприятия. Они могут  включать в себя общефирменные  планы текущей деятельности предприятия,  а также текущие планы подразделений.

Информация о работе Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия