Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:01, реферат
В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:
• расширение сбыта;
• приобретение ресурсов;
• диверсификация источников снабжения и сбыта.
Помимо планов
на предприятии могут
Возможны три типа стратегии развития предприятия в сфере ВЭД:
1. Насыщенность
рынка. Цель данной стратегии
заключается в обеспечении
а) импортируется товар, известный за границей, но не известен в своей стране, или налаживается его производство на основе полученной лицензии;
б) экспортируется товар, освоенный в своей стране, но не известный на иностранном рынке, налаживается производство данного товара за рубежом. Эффект достигается за счет монопольного положения данного предприятия в своей стране или за рубежом.
3. Диверсификация
производства. Данная стратегия
предусматривает начало
Для разработки
и выбора стратегических решений
предприятия в сфере ВЭД важное
значение имеет анализ и планирование
своего хозяйственного портфеля. Последний
представляет собой набор видов
продукции. которую выпускает или
планирует выпускать
В международной практике выделяют 4 вида СГП: "Знак вопроса", "Звезда", "дойные коровы", "Собаки".
Если продукт находится в сегменте "Знак вопроса", то для него характерны высокие темпы роста сбыта и относительно низкая доля рынка. Для сегмента товаров "Звезда" характерны высокие темпы роста сбыта и большая доля рынка. Эти товары считаются лидерами. "Дойные коровы" характеризуются невысокими темпами роста сбыта и высокой долей рынка. Для "Собак" характерны низкие темпы роста сбыта и небольшая доля рынка.
Все виды СГП взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи влияют друг на друга и на развитие предприятия в целом. Поэтому, планируя свой хозяйственный портфель, предприятие должно постоянно держать в поле зрения положение каждого своего СХП на рынке и обеспечивать оптимальное соотношение между ними в портфеле. Длительное отклонение от оптимальной сбалансированности в портфеле может привести к кризисного состояния предприятия.
Важными показателями
планирования ВЭД на предприятии
являются: валютная выручка с распределением
на товары и товарные группы, экспортная
выручка; рентабельность экспортных и
импортных операций; ассортимент экспортной
и импортной продукции; доля экспорта
в стоимости продукции.
ПЛАНИРОВАНИЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
1
Содержание и принципы
планирования
Планирование - важнейшая функция управления в любой социально-экономической системе. На уровне субъекта хозяйствования его можно охарактеризовать как предвидение целей и результатов деятельности предприятия, а также определение ресурсов, необходимых для их достижения.
В условиях рыночной экономики роль планирования на уровне субъектов хозяйствования возрастает, так как предприятие работает как «открытая система», когда нужно учитывать действия конкурентов, требования потребителей, спрос и ряд других внешних факторов. Только ориентируясь на рынок, предприятие обеспечивает свое финансовое благополучие. Содержанием планирования является проектирование желаемого будущего, а конечным результатом — плановые решения, составляющие основу последующей управленческой деятельности. Они должны не только определять цели предприятия на рынке, но и предусматривать конкретные действия для их достижения. Смысл планирования ВЭД состоит в определении ее целей как части внутрикорпоративного управления и выработки путей их достижения. В процессе планирования ВЭД решаются частные задачи:
расширение объема продаж за счет освоения новых рынков;
минимизация издержек производства;
совершенствование организации сбыта, обеспечивающее снижение издержек реализации товаров;
повышение качества продукции.
Характер и содержание плановой деятельности определяются основными принципами планирования, соблюдение которых создает условия для эффективной работы предприятия, уменьшает нероятность получения отрицательных результатов. К числу основных принципов относятся единство (системность), непрерывность, точность, участие.
Принцип единства (системности) означает, что планирование на предприятии должно носить системный характер. Данный нринцип реализуется по вертикали путем интеграции, по горизонтали — путем координации планов функциональных подразделений предприятия. Координация выражается в том, что планирование одних частей организации должно быть связано с плановой деятельностью других ее частей. Интеграция означает, что планы отдельных частей организации должны исходить из общей стратегии фирмы. Планы, созданные в организации, — это не набор документов и решений, а взаимосвязанная система.
Принцип непрерывности находит отражение в непрерывности процесса планирования, его постоянстве. Неопределенность внутренней и внешней среды, смена условий существования делают необходимым постоянную корректировку планов.
Принцип гибкости связан с принципом непрерывности. Понятие гибкости означает придание процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, поэтому в планах, как правило, должны предусматриваться оптимальные резервы, которые называют «финансовыми подушками».
Принцип точности означает необходимость конкретизации и детализации планов с такой степенью точности, насколько позволяют внешние и внутренние условия деятельности субъекта хозяйствования, особенно это важно при разработке планов на короткие промежутки времени, в которых конкретность и проработка деталей планов должны быть обязательными.
Принцип участия означает, что каждый член организации в той или иной мере становится участником плановой деятельности независимо от выполняемой им функции. Процесс планирования затрагивает всех. Преимущества от реализации принципа участия выражаются в следующем:
каждый работник предприятия получает обширную и объективную информацию о деятельности организации, что позволяет более глубоко понимать различные стороны ее деятельности;
участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственным потребностям работников, так как планы предприятия становятся личными планами работающих. Более ярко проявляется мотивация к эффективному труду, формируется командный дух в коллективе;
работники предприятия, занимаясь планированием, расши¬ряют свой кругозор, приобретают навыки, знания, а организация получает дополнительные ресурсы для решения новых задач.
Организация процесса
планирования имеет свои особенности
на разных по масштабам деятельности
предприятиях. Крупные фирмы имеют
в своем составе специальные
плановые подразделе¬ния, располагают
достаточными финансовыми возможностями
для привлечения внешних консультантов,
особенно при опреде¬лении стратегических
задач. Средние и мелкие предприятия встречаются
с большими трудностями при планировании,
но про¬цесс этот им нужен еще в большей
степени. Внешняя среда таких предприятий
более неопределенная и непредсказуемая.
С другой стороны, внутренняя среда такой
организации более проста, управляема,
а потому лучше обозрима.
2
Структура планов предприятия
Планирование на предприятии включает систему планов. Во временном аспекте — это, во-первых, планы на длительную перспективу. При разработке таких планов определяются общие цели предприятия и средства их достижения. Такие планы называют стратегическими, они составляются на 5, 10 и 15 лет. Во-вторых, это кратко- и среднесрочные планы. Общие цели предприятия, определенные стратегическими планами, конкретизируются в целях текущей деятельности. На их основе разрабатываются текущие планы, как правило, на один год, с распределением по кварталам и месяцам.
В производственно-структурном аспекте планы делятся на корпоративные (для предприятия, организации и других субъектов хозяйствования), планы филиалов предприятия, планы подразделений предприятия (производство, цех, участок, бригада).
В
содержательном аспекте система планов
характеризует различные стороны деятельности
предприятия. Их взаимосвязь представлена
на рис. 3.1 [4. С. 32].
Рис. 3.1.
Взаимосвязь планов работы предприятия
3
Виды планирования
В процессе планирования внешнеэкономической деятельности предприятия первостепенное значение имеет стратегическое планирование. Его суть заключается в формировании глобальных целей предприятия, видении генеральных направлений развития, определении системы мер, обеспечивающих их достижение.
Сформировать стратегию предприятия означает выработать глобальные цели, определить направления действий и необходимые средства.
Объектами стратегического планирования являются основные стороны деятельности предприятия. Как правило, это маркетинг, совершенствование технической и производственной базы, новая продукция, кадры, финансовое благополучие, эффективность хозяйствования.
Организация стратегического планирования — процесс многоэтапный.
Содержанием первого этапа является анализ и оценка внешней среды по общеэкономическим, научно-техническим, конъюнктурным, социальным и политическим факторам. При оценке внешней среды необходимо учитывать изменения, воздействующие на разные аспекты текущей деятельности, определять факторы, представляющие потенциальные угрозы, предусмотреть возможности достижения целей путем корректировки планов.
Содержание второго этапа — рассмотрение стратегической позиции предприятия на рынке, т.е. осуществление стратегического диагноза. Его суть — выяснение конкурентной позиции, зависящей от рынка, факторов конкуренции, финансово-экономических и социально-психологических факторов.
На третьем этапе осуществляется разработка стратегий развития, преобразование данных анализа среды в стратегический план предприятия. Формирование стратегии предприятия предусматривает решение следующих задач:
формирование общей стратегии;
формирование конкурентной стратегии;
формирование функциональных стратегий предприятия.
Когда стратегия сформирована, она превращается в открытую декларацию миссии предприятия. На ее основе разрабатывается план стратегического развития, включающий общие цели, общую, деловую и функциональные стратегии, программу действий, проекты, бизнес-планы.
Реализация стратегических
планов достигается на основе текущего
технике-экономического планирования.
Его содержанием является текущее планирование
(как правило, годовой период) всех сторон
производственно-хозяйственной и финансовой
деятельности предприятия. Это планы маркетинга
по освоению новой продукции, по труду
и зарплате, издержкам и финансам, материально-техническому
обеспечению, техническому, производственному
и социальному развитию и другим сторонам
деятельности. Все они сводятся в текущий
комплексный план развития предприятия
— бизнес-план текущей работы предприятия.
Наряду с этим для привлечения инвестиций,
получения кредитных источников финансирования
деятельности предприятие разрабатывает
бизнес-план инвестиционных проектов.
3.4. Показатели планировании внешнеэкономической деятельности
Важнейшими показателями, характеризующими объем внешних связей предприятия, являются внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, внешнеторговое сальдо.
Внешнеторговый оборот — сумма стоимостей экспорта и импорта на определенный календарный период (год, квартал, месяц).
Экспорт — продажа иностранному партнеру товаров в материально-вещественной форме с вывозом их за границу, продажа услуг и научно-технической продукции. Объектами экспорта являются как товары отечественного, так и иностранного производства, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные характеристики товаров.
Информация о работе Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия