Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:01, реферат

Описание работы

В соответствии с действующими в России законами любое предприятие (организация) может выступать как экспортером, так и импортером. В практике выделяются три основных стимула развития внешнеэкономической деятельности предприятий:
• расширение сбыта;
• приобретение ресурсов;
• диверсификация источников снабжения и сбыта.

Работа содержит 1 файл

ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- реф 2 по соц.эконом планир.doc

— 276.00 Кб (Скачать)

Помимо планов на предприятии могут разрабатываться  программы и проекты.

Возможны три  типа стратегии развития предприятия  в сфере ВЭД:

1. Насыщенность  рынка. Цель данной стратегии  заключается в обеспечении экономического  роста на освоенных рынках  с традиционными товарами. Эта  цель может быть достигнута  за счет снижения взысканий (соответственно, и цен по сравнению с конкурентами), повышение качества товаров. 2. Дифференциация продукта. Возможны два варианта данной стратегии:

а) импортируется  товар, известный за границей, но не известен в своей стране, или налаживается его производство на основе полученной лицензии;

б) экспортируется товар, освоенный в своей стране, но не известный на иностранном рынке, налаживается производство данного  товара за рубежом. Эффект достигается  за счет монопольного положения данного  предприятия в своей стране или за рубежом.

3. Диверсификация  производства. Данная стратегия  предусматривает начало производства  за рубежом принципиально новой  продукции, ранее не свойственной  для предприятия. В результате  диверсификации создаются лучшие  условия для хозяйственного маневра, расширяются возможности влияния на экономику предприятия неблагоприятной мировой хозяйственной конъюнктуры, в том числе ухудшение "условий торговли". Этим самым сокращается риск, характерный для узкоспециализированных фирм.

Для разработки и выбора стратегических решений  предприятия в сфере ВЭД важное значение имеет анализ и планирование своего хозяйственного портфеля. Последний  представляет собой набор видов  продукции. которую выпускает или  планирует выпускать предприятие  в будущем. В зависимости от видов продукции портфель предприятия делится на части, называемые стратегическими хозяйственными подразделениями (СХП).

В международной  практике выделяют 4 вида СГП: "Знак вопроса", "Звезда", "дойные коровы", "Собаки".

Если продукт находится в сегменте "Знак вопроса", то для него характерны высокие темпы роста сбыта и относительно низкая доля рынка. Для сегмента товаров "Звезда" характерны высокие темпы роста сбыта и большая доля рынка. Эти товары считаются лидерами. "Дойные коровы" характеризуются невысокими темпами роста сбыта и высокой долей рынка. Для "Собак" характерны низкие темпы роста сбыта и небольшая доля рынка.

Все виды СГП  взаимосвязаны между собой и  в этой взаимосвязи влияют друг на друга и на развитие предприятия  в целом. Поэтому, планируя свой хозяйственный портфель, предприятие должно постоянно держать в поле зрения положение каждого своего СХП на рынке и обеспечивать оптимальное соотношение между ними в портфеле. Длительное отклонение от оптимальной сбалансированности в портфеле может привести к кризисного состояния предприятия.

Важными показателями планирования ВЭД на предприятии  являются: валютная выручка с распределением на товары и товарные группы, экспортная выручка; рентабельность экспортных и  импортных операций; ассортимент экспортной и импортной продукции; доля экспорта в стоимости продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛАНИРОВАНИЕ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

1 Содержание и принципы планирования 

Планирование  - важнейшая функция управления в любой социально-экономической системе. На уровне субъекта хозяйствования его можно охарактеризовать как предвидение целей и результатов деятельности предприятия, а также определение ресурсов, необходимых для их достижения.

В условиях рыночной экономики роль планирования на уровне субъектов хозяйствования возрастает, так как предприятие работает как «открытая система», когда нужно учитывать действия конкурентов, требования потребителей, спрос и ряд других внешних факторов. Только ориентируясь на рынок, предприятие обеспечивает свое финансовое благополучие. Содержанием планирования является проектирование желаемого будущего, а конечным результатом — плановые решения, составляющие основу последующей управленческой деятельности. Они должны не только определять цели предприятия на рынке, но и предусматривать конкретные действия для их достижения. Смысл планирования ВЭД состоит в определении ее целей как части внутрикорпоративного управления и выработки путей их достижения. В процессе планирования ВЭД решаются частные задачи:

расширение объема продаж за счет освоения новых рынков;

минимизация издержек производства;

совершенствование организации сбыта, обеспечивающее снижение издержек реализации товаров;

повышение качества продукции.

Характер и  содержание плановой деятельности определяются основными принципами планирования, соблюдение которых создает условия для эффективной работы предприятия, уменьшает нероятность получения отрицательных результатов. К числу основных принципов относятся единство (системность), непрерывность, точность, участие.

Принцип единства (системности) означает, что планирование на предприятии должно носить системный характер. Данный нринцип реализуется по вертикали путем интеграции, по горизонтали — путем координации планов функциональных подразделений предприятия. Координация выражается в том, что планирование одних частей организации должно быть связано с плановой деятельностью других ее частей. Интеграция означает, что планы отдельных частей организации должны исходить из общей стратегии фирмы. Планы, созданные в организации, — это не набор документов и решений, а взаимосвязанная система.

Принцип непрерывности находит отражение в непрерывности процесса планирования, его постоянстве. Неопределенность внутренней и внешней среды, смена условий существования делают необходимым постоянную корректировку планов.

Принцип гибкости связан с принципом непрерывности. Понятие гибкости означает придание процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств, поэтому в планах, как правило, должны предусматриваться оптимальные резервы, которые называют «финансовыми подушками».

Принцип точности означает необходимость конкретизации и детализации планов с такой степенью точности, насколько позволяют внешние и внутренние условия деятельности субъекта хозяйствования, особенно это важно при разработке планов на короткие промежутки времени, в которых конкретность и проработка деталей планов должны быть обязательными.

Принцип участия означает, что каждый член организации в той или иной мере становится участником плановой деятельности независимо от выполняемой им функции. Процесс планирования затрагивает всех. Преимущества от реализации принципа участия выражаются в следующем:

каждый работник предприятия получает обширную и объективную информацию о деятельности организации, что позволяет более глубоко понимать различные стороны ее деятельности;

участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственным потребностям работников, так как планы предприятия становятся личными планами работающих. Более ярко проявляется мотивация к эффективному труду, формируется командный дух в коллективе;

работники предприятия, занимаясь планированием, расши¬ряют свой кругозор, приобретают навыки, знания, а организация получает дополнительные ресурсы для решения новых задач.

Организация процесса планирования имеет свои особенности  на разных по масштабам деятельности предприятиях. Крупные фирмы имеют  в своем составе специальные  плановые подразделе¬ния, располагают  достаточными финансовыми возможностями для привлечения внешних консультантов, особенно при опреде¬лении стратегических задач. Средние и мелкие предприятия встречаются с большими трудностями при планировании, но про¬цесс этот им нужен еще в большей степени. Внешняя среда таких предприятий более неопределенная и непредсказуемая. С другой стороны, внутренняя среда такой организации более проста, управляема, а потому лучше обозрима. 

2 Структура планов предприятия 

Планирование  на предприятии включает систему  планов. Во временном аспекте — это, во-первых, планы на длительную перспективу. При разработке таких планов определяются общие цели предприятия и средства их достижения. Такие планы называют стратегическими, они составляются на 5, 10 и 15 лет. Во-вторых, это кратко- и среднесрочные планы. Общие цели предприятия, определенные стратегическими планами, конкретизируются в целях текущей деятельности. На их основе разрабатываются текущие планы, как правило, на один год, с распределением по кварталам и месяцам.

В производственно-структурном аспекте планы делятся на корпоративные (для предприятия, организации и других субъектов хозяйствования), планы филиалов предприятия, планы подразделений предприятия (производство, цех, участок, бригада).

     В  содержательном аспекте система планов характеризует различные стороны деятельности предприятия. Их взаимосвязь представлена на рис. 3.1 [4. С. 32]. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 3.1. Взаимосвязь планов работы предприятия 
 
 
 
 

3 Виды планирования 

В процессе планирования внешнеэкономической деятельности предприятия первостепенное значение имеет стратегическое планирование. Его суть заключается в формировании глобальных целей предприятия, видении генеральных направлений развития, определении системы мер, обеспечивающих их достижение.

Сформировать  стратегию предприятия означает выработать глобальные цели, определить направления действий и необходимые средства.

Объектами стратегического  планирования являются основные стороны  деятельности предприятия. Как правило, это маркетинг, совершенствование технической и производственной базы, новая продукция, кадры, финансовое благополучие, эффективность хозяйствования.

Организация стратегического  планирования — процесс многоэтапный.

Содержанием первого  этапа является анализ и оценка внешней среды по общеэкономическим, научно-техническим, конъюнктурным, социальным и политическим факторам. При оценке внешней среды необходимо учитывать изменения, воздействующие на разные аспекты текущей деятельности, определять факторы, представляющие потенциальные угрозы, предусмотреть возможности достижения целей путем корректировки планов.

Содержание второго  этапа — рассмотрение стратегической позиции предприятия на рынке, т.е. осуществление стратегического диагноза. Его суть — выяснение конкурентной позиции, зависящей от рынка, факторов конкуренции, финансово-экономических и социально-психологических факторов.

На третьем  этапе осуществляется разработка стратегий развития, преобразование данных анализа среды в стратегический план предприятия. Формирование стратегии предприятия предусматривает решение следующих задач:

формирование  общей стратегии;

формирование  конкурентной стратегии;

формирование  функциональных стратегий предприятия.

Когда стратегия  сформирована, она превращается в  открытую декларацию миссии предприятия. На ее основе разрабатывается план стратегического развития, включающий общие цели, общую, деловую и функциональные стратегии, программу действий, проекты, бизнес-планы.

Реализация стратегических планов достигается на основе текущего технике-экономического планирования. Его содержанием является текущее планирование (как правило, годовой период) всех сторон производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Это планы маркетинга по освоению новой продукции, по труду и зарплате, издержкам и финансам, материально-техническому обеспечению, техническому, производственному и социальному развитию и другим сторонам деятельности. Все они сводятся в текущий комплексный план развития предприятия — бизнес-план текущей работы предприятия. Наряду с этим для привлечения инвестиций, получения кредитных источников финансирования деятельности предприятие разрабатывает бизнес-план инвестиционных проектов. 
 
 

3.4. Показатели планировании  внешнеэкономической  деятельности

Важнейшими показателями, характеризующими объем внешних связей предприятия, являются внешнеторговый оборот, экспорт, импорт, внешнеторговое сальдо.

Внешнеторговый оборот — сумма стоимостей экспорта и импорта на определенный календарный период (год, квартал, месяц).

Экспорт — продажа иностранному партнеру товаров в материально-вещественной форме с вывозом их за границу, продажа услуг и научно-технической продукции. Объектами экспорта являются как товары отечественного, так и иностранного производства, ввезенные в страну и подвергшиеся существенной переработке, изменяющей основные характеристики товаров.

Информация о работе Планирование внешнеэкономической деятельности предприятия